Александр Николаевич Островский
(1823 - 1886)
Общая характеристика творчества:
Драматургия Островского – целая эпоха в развитии русской драматургии.
Гончаров: “Вы совершили все, что подобает совершить великому таланту… Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир.
Вы один достоили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордо-стью сказать: У нас есть свой русский национальный театр. Он по-справедливости должен называться: “Театр Островского”.
40 лет творчества.
47 оригинальных произведений,
7 пьес написаны в соавторстве,
22 переводных пьес с античной, англ., испанск., итальянск. и франц. литературы. Всего – 76 пьес.
Действительно, целая библиотека. И целая эпоха. И не только из-за количества, но и качества – идейно-тематического, художественного.
Доказательства:
1) До Островского – в 30-40-е гг. были драмы и трагедии реакц.-романтические.
Пример – трагедия Кукольника “Рука всевышнего Отечество спасла” (пьеса о подвиге Ивана Сусанина во время Отеч. войны 1812 года, где Сусаниным руководили Бог и Царь).
После постановки стала ходить эпиграмма:
Рука всевышнего три чуда совершила:
Отечество спасла, поэту ход дала
И Полевого задушила.
(“Отечество спасла” – по содержанию; “Поэту ход дала” – ибо Кукольник после постаногвки в милость к царю попал; “Полевого задушила” – ибо издатель журнала Полевой напечатал разгромную статью о мастерстве трагедии, и в результате его журнал был царем з а к р ы т).
2) Были до Островского эффектные мелодрамы с необыкновенными, надуманными сюжетами, хитрыми интригами, с ядами, ножами, кинжалами, убийствами. Всё это – далеко от жизни.
Названия: “16 лет или Поджигатели”, “Жизнь игрока”, “Невинная преступница или отцовское проклятие”, “Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь”.
Необыкновенное содержание– газета “Северная пчела” пишет: “Яд, кинжалы, ножи, убийства, развраты, измены, вероломство явились на сцене и пугают зрителей”.
Гоголь писал: “Происшествия странные, невиданные и сгущенные: бесконечные убийства, пожары, дикие страсти, полеты фантастические, которых в жизни нет и в помине”. Жизни действительной нет в этих пьесах. Цель – устрашать и отвлекать от реальных проблем.
3) Были мелкие по содержанию, пошлые водевили. Их критиковал Гоголь: “Поезжайте в театр, и вы каждый день увидите, как один залез под стол, а другой вытаскивает его оттуда за ногу”.
Всем этим далеким от реальной жизни пьесам – противостояла немногочисленная реалистическая драматургия: пьесы Гоголя, Тургенева, Писемского, Сухово-Кобылина, Салтякова-Щедрина…
Первое место среди – Островскому принадлежит.
Качество пьес Островского – 1) все слои общества: купцы, лавочники, приказчики, крепостные, мещане, чиновники, генералы, свахи, городничие, дворники, дворяне-помещики, дворяне-служащие, учителя, студенты, промышленники, дельцы, заводчики, актеры, странники, гадалки…
728 действующих лиц – живые люди, специфические характеры, яркие типические фигуры.
Примеры: “Свои люди - сочтемся” – купечество; “Доходное место” – чиновничество, борьба за чин и выгодное место; “Воспитанница” – дворянство пореформенной; “Гроза” – конец дореформенных порядков; “Таланты и поклонники” – жизнь театра. И т.д.
2) Периоды жизни в его пьесах: легендарные времена (“Снегурочка”, “Иван-царевич”), далекое прошлое (“Минин-Сухорук – 1611-1612”), дореформ. Россия, пореформенная Россия.
Гончаров писал: “у Островского в пьесах – тысячелетний памятник России”.
Лекция 2-я
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1438;