Б. Нарушения оптико-пространственных свойств предметов.
Метаморфопсии (экзометаморфопсии) – искажение восприятия реально существующих предметов. Реальные предметы кажутся неправдоподобно окрашенными (качественное расстройство восприятия по К. Ясперсу), умноженными в числе (двоение, троение и т. д. – диплопия, полиопия), увеличенными или уменьшенными в размерах (дисмегалопсия, макропсия, микропсия), искажёнными по форме (удлинёнными, укороченными, перекрученными, искривлёнными, выпуклыми и т. п. – дисморофсия). Больные описывают смещение предметов или частей предмета относительно друг друга по горизонтали (оптическая аллестезия) или по вертикали (порропсия), так что окружающие предметы представляются неправильно расположенными – ближе или дальше, левее или правее от истинного положения. Предметы воспринимаются разделёнными на части, необычно неподвижными, замершими или чрезмерно подвижными – "оптическая буря" по А.С. Шмарьяну, вплоть до синдрома "гибели мира" по В. Майер–Гроссу, когда человеку представляется, что всё вокруг катастрофически разрушается. Кроме того, выделяют агнозию глубины: лужи, к примеру, воспринимаются более глубокими или более мелкими, чем это есть на самом деле.
Восприятие поля зрения может быть сдвинутым в горизонтальной или вертикальной плоскости на разное число градусов, чаще на 90 и 180 градусов. Так, сразу после автомобильной аварии знакомый предложил пострадавшему довезти его до дома. По дороге пострадавший утверждал, что его везут в противоположную от дома сторону, и был очень удивлен, когда подъехал к дому (симптом горизонтального поворота на 180°). Соответственно, приходится встречаться с симптомом вертикального поворота на 90, 180 и т. д. градусов. Буквы при чтении могут казаться перевёрнутыми слева направо, сверху вниз, что обычно приводит к нарушению чтения (дизлексия).
Определяются также так называемые "отрицательные галлюцинации" – это выпадение из поля зрения отдельных реально существующих предметов. Например, больной учитель (острый период черепно-мозговой травмы) так описывает своё состояние: "Пришел в класс, вижу парты, свой стол, стены, окна – всё вижу, а учеников не вижу, хотя слышу их шум. Через пару минут всё прошло". "Отрицательные галлюцинации" могут сочетаться с истинными. Один из пациентов не мог ходить за грибами в лес: "Иду по лесу, смотрю – гриб. Хвать – пусто место (истинная галлюцинация). Иду дальше и чувствую под ногами хруст. Посмотрю – ничего нет. Постою немного, вижу – раздавил гриб" (отрицательная галлюцинация, сменившаяся обычным восприятием).
В ряде случаев изменяется чувство времени, восприятие последовательности событий, их отношения к настоящему, прошлому, будущему; возникает чувство "безвременной пустоты". Время течет то неоправданно медленно (короткий миг переживается "как века"), как бы останавливается, то очень быстро; в несколько мгновений происходят длительные переживания (расстройство осознания времени). Нарушается также синхронность, скажем, слуховых и зрительных впечатлений. Так, больной при исправном телевизоре испытывает такие переживания: "Картинка четкая, звук тоже есть. Но соответствие звука изображению как "смещено", "такое ощущение, как сигнал какой запаздывает". Может быть нарушение чувства знакомости: виденное, слышанное, испытанное впервые воспринимается как ранее пережитое ("ранее виденное", "ранее слышанное”), а воспринятое повторно – как впервые происходящее ("никогда не виденное", "никогда не слышанное"). В литературной форме переживания "ранее виденного" красочно изобразил Алексей Толстой: "Мне кажется всё так знакомо, хоть не был я здесь никогда". При акрихиновой интоксикации описан симптом повторяемости восприятий. В.А. Глазов называл этот феномен "симптомом повторяемости": возникает переживание многократной ритмичной повторяемости всего происходящего вокруг – образов людей, животных, их движений, задаваемых вопросов, собственных слов. Больные описывают: "Как будто многократно прокручиваются одни и те же кадры кинофильмов". У некоторых пациентов переживания повторяемости касаются ощущений и восприятий, относящихся к собственному телу (симптом повторяемости восприятий и ощущений), собственных мыслей и движений (симптом субъективности переживания повторяемости собственных психических процессов).
Может произойти распад целостного образа, ситуации (расщепление восприятия). Скажем, раздается телефонный звонок, но больной не может никак определиться, что является источником звука. Своеобразный патологический феномен, который с некоторыми оговорками может быть отнесен к экзаметаморфопсиям, – это "галлюцинации" ("иллюзии") А. Пика, наблюдаемые при поражении дна четвёртого желудочка головного мозга. Больные при этом испытывают такое чувство, что они смотрят сквозь передвигающиеся и изгибающиеся стены, видят, как окружающие реальные люди проникают через стену и далее передвигаются по другой стороне стены; это расстройство может сочетаться с диплопией и нистагмом.
Таким образом, при экзометаморфопсиях нарушается единство взаимосвязи в отражении реальных объектов, воздействующих на различные органы чувств.
Для иллюстрации экзометаморфопсий приведем ещё несколько наблюдений.
Сначала о необычных переживаниях летчика в состоянии невесомости (вызываемом при определенном режиме полета самолета). С первых секунд невесомости у летчика возникло паническое настроение с двигательным возбуждением, с выраженной гримасой на лице, с нечленораздельными криками. После окончания полета он рассказал о пережитом: "Я не понял, как наступило состояние невесомости. У меня внезапно возникло ощущение стремительного полета вниз, и мне показалось, что все кругом рушится, разваливается и разлетается в стороны (синдром гибели мира). Меня охватило чувство ужаса, я не понимал, что вокруг меня происходит".
Другой пример метаморфопсии, когда переживания вызывались электрическим раздражением определенных образований головного мозга. Таким путём удалось воспроизвести оптическую аллестезию, порропсию, феномен уже ранее пережитого. После раздражения нижнебокового отдела лобной доли один из больных, который уже начал отвечать на вопросы врача, внезапно замолчал и затем сказал: "Я думал, мне показалось, что кто-то уже спрашивал меня об этом раньше". Иногда больной заканчивал начатую мысль, но всегда наблюдалось сильное желание отреагировать на раздражение. Эффект раздражения воспринимался как явно навязчивый, но не был неприятным. Испытав несколько раз подобные ощущения, больной начинал распознавать их специфичность и заявлял, например, следующее: "Эй! Меня опять осенило. Мне кажется, что кто-то уже однажды говорил мне то же самое". Реакция была удивительно постоянной" (приведено по X. Дельгадо, 1971).
И, наконец, для наглядности сошлемся ещё на больного с опухолью головного мозга, у которого наблюдались оптико-пространственные агнозии (аллестезия, порропсия, агнозия глубины). Эти расстройства ухудшали ориентировку больного в окружающем. Больной испытывал затруднения, когда надо было преодолеть лужу, обогнуть в пути здание. Он не мог при этом точно определить расстояние, и возникали неприятности - натыкался на стену дома или одетым входил в реку.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 482;