В. Деперсонализация
Деперсонализация ("обезличивание", чувство потери "я") – переживание чуждости, нереальности своего "я" (аутопсихическая деперсонализация), окружающего мира (аллопсихическая деперсонализация или дереализация), своего тела (соматопсихическая деперсонализация). Это, по существу, расстройство не только восприятий, представлений, но и самосознания.
Аутопсихическая деперсонализация ("собственно деперсонализация") проявляется в чувстве изменённости собственного "я" и своих психических процессов. Чувство изменённости своего "я" имеет несколько вариантов.
Чувство изменности собственного «я» – больные жалуются, что в них что-то изменилось, что они стали какими-то не такими, но в чём это изменение, объяснить не могут: "Как-то духовно", "словами не скажешь".
Чувство утраты собственного "я". Разумно анализируя свое состояние, пациенты заявляют, что осознание свой личности они не потеряли, им лишь кажется, что они теряют свою личность, своё "я".
Чувство растворения "я" в окружающем мире, обстановке. "Я – песчинка в этом мире", "мир поглотил меня".
Чувство "всеобъемлющего "я". "Моё "я" такое большое, такое ёмкое, что дух захватывает".
Чувство утраты единства "я" (одно "я" действует, другое наблюдает за действиями первого). При этом больные продолжают неплохо ориентироваться в свой личности.
Очень интересны соответствующие наблюдения французского геолога и спелеолога М. Сиффа, спустившегося на глубину 135 метров в пропасть Скарассон, где в полном одиночестве, в холоде он провёл на подземном леднике два месяца. Исследователь описывал непонятное, "ошеломляющее" чувство раздвоения "я", когда одно "я", совершенно не испытывая чувства страха, манипулировало на краю ледяной пропасти, а второе "я" хладнокровно наблюдало со стороны за действиями первого. Получалось, что подлинный М. Сифф наблюдал за "подопытным М. Сиффом". Учёный подчеркивал, что его разум в момент подобных переживаний "был острый и ясный", он прекрасно осознавал, что сидит на глубине 135 метров, что два "я" в одном теле – это "дико и бессмысленно". Поэтому спешил в палатку, включал на полную мощность магнитофон, "что- то кричал", "исполнял дикий танец", после чего его "я" вселялось в его тело.
Чувство измененности, чуждости своих психических процессов может выражаться в "деперсонализации внутренней речи", то есть у пациента появляется чувство чуждости, нереальности своих мыслей. Различают также деперсонализационный ментизм и шперрунг, когда наплыв или закупорка мыслей сопровождаются чувством их отчуждения (естественно, без бреда). Наблюдается отчуждение, нереальность воспоминаний, представлений, вплоть до переживания их утраты. Но при этом больные прекрасно описывают всё, что хотели бы представить, но в их представлении всё кажется каким-то измененным, далеким, нереальным.
Отмечается также переживание отчуждения своих эмоций – чувство болезненно переживаемого бесчувствия (или анестезия скорбная психическая, которая обычно является составной частью депрессивного синдрома). Больные при этом жалуются на "чувство безразличия ко всему": "понимаю и знаю, что к матери и отцу должны быть другие чувства, а их нет", "стала как статуя". Вместе с тем, такое состояние остро переживается, со слезами на глазах пациенты ищут помощи, сочувствия, внешне ещё больше, чем раньше, заботятся о ближних. "Все у меня не от души, вот и плачу всё время". Это расстройство нередко включается в фабулу сверхценных и бредовых идей самообвинения: "плохие, не люди, так как даже человеческие чувства отсутствуют".
Аллопсихическая деперсонализация(дереализация) также имеет несколько вариантов.
Гипопатическая дереализация. Внешний мир воспринимается не только чуждым, но и далёким, мрачным, безжизненным, тусклым, как за вуалью, туманом; "тускнеют краски внешнего мира". Движения людей, транспорта кажутся замедленными, медленно течёт время. Подобное состояние может выступать в структуре деперсонализационной депрессии.
Гиперпатический вариант – внешний мир необычно близок и, вместе с тем, ярок, красочен. Всё может находиться, как кажется больному, в необычном движении, убыстряется течение времени. Гипепатическая деперсонализация обычно наблюдается в картине маниакальных состояний.
Дереализация речи, звуков – внешние звуки, речь окружающих кажутся какими-то нереальными, чужими, странными.
Некоторые авторы к дереализации относят изменения (с чувством чуждости) олицетворения неодушевленных предметов. В обычном состоянии люди наделяют природу своими чувствами и, соответственно, различными эпитетами: "хмурый лес", "ясное солнышко". В патологии олицетворение усиливается (в маниакальном состоянии), ослабевает (в депрессии) или видоизменяется (например, перед началом психоза): "зловещая настороженность", "мистическая таинственность".
Полная утрата эмоционального резонанса (олицетворения) может привести к переживанию полной оторванности, отчужденности от мира, потери связи с ним.
Соматопсихическая деперсонализация– чувство чуждости, необычности при восприятии своего тела, его частей, физиологических процессов (отчуждение витальных, органических чувств). При соматопсихической деперсонализации больные затрудняются конкретно описать, как изменяется их тело или его части. При отчуждении витальных чувств больные не испытывают удовлетворения, завершенности, чувства собственной принадлежности при совершении таких актов, как глотание, дефекация, мочеиспускание ("как из кувшина выплеснула"), половой близости. Пациенты жалуются, что нет прежних чувств, самоощущений при приеме пищи, хотя вкус различают. Утрачивается чувство сна: больной ночью может спокойно спать, а утром сообщает, что совсем не спал. Может отсутствовать чувство голода, насыщения, жажды (анестезия соматических функций). Некоторые авторы к соматопсихической деперсонализации относят и расстройства схемы тела.
Всё же, несмотря на странность, необычный характер деперсонализационных феноменов, больные обычно в типичных случаях (классическая, небредовая деперсонализация) критически оценивают их. Характерно дополнение в описаниях пациентов: "как будто". Изменяется самовосприятие, восприятие окружающего. Больные, разумно анализируя свои переживания, подчеркивают, что сознание своей личности они не потеряли, им "кажется", что они утрачивают своё "я", что сознание раздваивается, выходит за пределы тела, что они стали роботами, автоматами. Хотя в какие-то периоды (при особенно напряженных деперсонализационных переживаниях) могут быть сомнения: "В такие минуты, – как рассказывает больной, – у меня могут быть сомнения – уж не прав ли Бёркли, отрицавший внешнюю действительность" (наблюдение А. А. Меграбяна). В это время больные в отчаянии могут сравнивать себя с бездушным чурбаном: "Моя личность как бы притупленная: информация от органов чувств не поступает, как у нормального человека, не доходит до сознания". Один из больных с целью "встряхнуться", "почувствовать себя и окружающее" спрыгнул с балкона второго этажа.
В ряде случаев, при неблагоприятном течении болезни, к описываемой классической деперсонализации присоединяются бредовые идеи, содержание которых может быть тесно связанным с переживанием отчуждения, ирреальности – тотальная деперсонализация по А. А. Меграбяну(1962), деперсонализационное бредообразование по А. А. Перельману(1959), бредовая деперсонализация по А. В. Снежневскому(1983). Тогда больные уже уверены в нереальности окружающего, в потере своего "я", в раздвоении личности, в том, что они умерли, перевоплотились в других людей, в животных, стали марионетками, роботами, которыми кто-то управляет со стороны – и во враждебных (чаще), и в доброжелательных целях. Высказывания пациентов при этом нередко принимают религиозно-мистическое, оккультное содержание. Выделяются те же, что и небредовой, варианты бредовой деперсонализации (И. И. Сергеев, А. Я. Басова,2002): аутопсихическая бредовая деперсонализация (с бредом Котара, двойников, психического перевоплощения, одержимости); соматопсихическая бредовая деперсонализация (с бредом физического перевоплощения, с нигилистическим бредом); аллопсихическая бредовая деперсонализация (с бредом инсценировки, "параллельных миров", нигилистическим мегаломаническим, "гибели мира"). При этом бредовая деперсонализация, проявляясь обычно в структуре различных форм динамики шизофрении (шубообразной, параноидной), может иметь приступообразное, эпизодическое или затяжное течение.
В целом, проблема деперсонализации далеко выходит за пределы психиатрии. Деперсонализация встречается в практике врачей любой специальности: терапевтов – при ревматизме, лейкозе; хирургов – при выходе больных из наркоза; гинекологов – после длительных, тяжелых родов, сопровождавшихся кровопотерей и т. д. В последние годы интерес к синдрому деперсонализации вырос в связи с достижениями космонавтики, авиации, развитием экспериментальных работ, проводимых в глубинах земли, морей, океанов. Человек, попавший в необычные, экстремальные условия (состояние невесомости, повышение или понижение атмосферного давления, "сенсорный голод" и т. д.), начинает испытывать переживания, аналогичные деперсонализационным феноменам. Деперсонализация описана у практически здоровых людей в периоды засыпания и пробуждения как в приводимом далее юмористическом примере, взятом из английской народной поэзии ("Старушка" – перевод С. Я. Маршака):
Старушка пошла продавать молоко.
Деревня от рынка была далеко.
Устала старушка и, кончив дела,
У самой дороги вздремнуть прилегла.
К старушке веселый щенок подошел,
За юбку схватил и порвал ей подол.
Погода была в это время свежа,
Старушка проснулась, от стужи дрожа.
Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и кровать,
Но, порванной юбки, ощупав края,
Сказала: "Ах, батюшки, это не я!
Пойду-ка домой: Если я - это я,
Меня не укусит собака моя!
Она меня встретит, визжа у ворот,
А если не я, на куски разорвет!"
В окно постучала старушка чуть свет,
Залаяла громко собака в ответ.
Старушка присела, сама не своя
И тихо сказала: "Ну, значит, не я !"
Существуют психопатологические феномены (А.В. Снежневский, 1983; К. Ясперс, 1997 и др.), которые очень близко стоят деперсонализации, в чем-то совпадают с нею, но при этом близки и другим психосенсорным нарушениям.
Нарушение способности к эмпатии. При этом в одних случаях утрачивается способность разделять чувства других людей, сопереживать, сочувствовать, в других случаях возникает мучительно-навязчивая эмпатия ("чужая психическая жизнь захватывает беззащитную жертву").
Апперцептивная анестезия(Н.А. Ильина, 1999) – тягостное переживание утраты способности к связному, логическому мышлению, к пониманию элементарного смысла вещей, мучительное сознание угасания фантазии, потери интуиции.
Олицетворенное осознание. Возникает восприятие присутствия в помещения, где больной находится один, кого-то ещё. В данном случае иллюзии, галлюцинации в классическом виде отсутствуют. Это переживается как бы шестым чувством. Больной обычно осознает ошибочность переживаемого. Этому расстройству близко мнимое чувство чужого взгляда (кто-то смотрит в окно).
Расстройство апперцепции (способности к охвату целостного содержания). Нарушается возможность устанавливать связи между явлениями и понимать смысл происходящего. Это расстройство близко тем феноменам, которые выше (при описании метаморфопсии) обозначаются как распад целостного образа (ситуации), расщепление, раздвоение восприятия.
Расстройство самосознания витальности(дефектная деперсонализация по другой терминологии – Н. Науд, 1939). Это снижение или утрата собственной жизненности. Бледнеет самоощущение телесной жизнедеятельности вплоть до потери чувств, что живёшь. Больной жалуется: "Я не живу, я не могу двигаться. У меня нет ни разума, ни чувств". "Я мертвый, это только моя оболочка". В более лёгких случаях больные говорят об утрате жизненного тонуса, телесного благополучия.
Расстройство самосознания активности – чувство субъективного затруднения всякой активности (движений, мышления, чувств).
Расстройство самосознания целостности. Характерно для шизофрении. Возникает чувство внутреннего распада, раздвоения. Это нередко сопровождается паническим настроением, а также переживанием отчужденности частей собственного тела.
Расстройство границ самосознания. Нарушается дифференциация принадлежащего "я" и не принадлежащего "я", между внутренним «я» и внешним миром, между реальностью и представлениями. Больные чувствуют себя открытыми для различных внешних влияний.
Расстройство идентичности самосознания. Расстраивается восприятие непрерывности самосознания от рождения до текущего времен – от переживания отдаленности своего "я" до исчезновения уверенности "я есть, я сам". Больной говорит: "Я чувствую себя безымянным, безликим".
В заключение данной главы следует подчеркнуть, что сложность расстройств ощущений, восприятий и представлений у детей зависит от возраста: чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает нарушение. Необходимо также ещё раз указать на существование переходов между различными сенсопатиями, а также между сенсопатиями и другими психическими расстройствами. Рассмотрение ряда феноменов как расстройств только ощущений, восприятий, представлений является условным.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 358;