Разделы с фиксированными границами


Разбиение всего объёма оперативной памяти на несколько разделов может осу­ществляться единовременно (то есть в процессе генерации варианта ОС, который потом и эксплуатируется) или по мере необходимости оператором системы. Однако и во втором случае при выполнении разбиения памяти на разделы вычислительная система более ни для каких целей в этот момент не используется.

 
 

Пример разбиения памяти на несколько разделов приведен на рис. 2.6.

 

Рис. 2.6. Распределение памяти разделами с фиксированными границами

В каждом разделе в каждый момент времени может располагаться по одной про­грамме (задаче). В этом случае по отношению к каждому разделу можно применить все те методы создания программ, которые используются для однопрограммных систем. Возможно использование оверлейных структур, что позволяет создавать большие сложные программы и в то же время поддерживать коэффициент мультипрограммирования1 (под коэффициентом мультипрограммирова­ния (m) понимают количество параллельно выполняемых программ) на должном уровне. Первые мультипрограммные ОС строились по этой схеме. Использова­лась эта схема и много лет спустя при создании недорогих вычислительных систем, ибо она является несложной и обеспечивает возможность параллельного выполнения программ. Иногда в некотором разделе размещалось по несколько небольших программ, которые постоянно в нем и находились. Такие программы назывались ОЗУ–резидентными (или просто – резидентными). Они же исполь­зуются и в современных встроенных системах; правда, для них характерно, что все программы являются резидентными и внешняя память во время работы вы­числительного оборудования не используется.

При небольшом объёме памяти и, следовательно, небольшом количестве разделов увеличить количество параллельно выполняемых приложений (особенно когда эти приложения интерактивны и во время своей работы они фактически не используют процессорное время, а в основном ожидают операций ввода/вы­вода) можно за счёт своппинга (swapping). При своппинге задача может быть це­ликом выгружена на магнитный диск (перемещена во внешнюю память), а на её место загружается либо более привилегированная, либо просто готовая к выпол­нению другая задача, находившаяся на диске в приостановленном состоянии. При своппинге из основной памяти во внешнюю (и обратно) перемещается вся программа, а не её отдельная часть.

Серьезная проблема, которая возникает при организации мультипрограммного режима работы вычислительной системы, – это защита как самой ОС от ошибок и преднамеренного вмешательства задач в её работу, так и самих задач друг от друга.

В самом деле, программа может обращаться к любым ячейкам в пределах своего виртуального адресного пространства. Если система отображения памяти не содержит ошибок и в самой программе их тоже нет, то возникать ошибок при выполнении программы не должно. Однако в случае ошибок адресации, что не так уж и редко случается, исполняющаяся программа может начать «обработку» чу­жих данных или кодов с непредсказуемыми последствиями. Одной из простей­ших, но достаточно сильных мер является введение регистров защиты памяти. В эти регистры ОС заносит граничные значения области памяти раздела теку­щей исполняющейся задачи. При нарушении адресации возникает прерывание и управление передаётся супервизору ОС. Обращения к ОС за необходимыми сервисами осуществляются не напрямую, а через команды программных преры­ваний, что обеспечивает передачу управления только в предопределенные вход­ные точки кода ОС, и в системном режиме работы процессора, при котором регистры защиты памяти игнорируются. Таким образом, выполнение функции защиты требует введения специальных аппаратных механизмов, используемых операционной системой.

Основным недостатком такого способа распределения памяти является наличие порой достаточно большого объёма неиспользуемой памяти (см. рис. 2.6). Неис­пользуемая память может быть в каждом из разделов. Поскольку разделов несколько, то и неиспользуемых областей получается несколько, поэтому такие потери стали называть фрагментацией памяти. В отдельных разделах потери памяти могут быть очень значительными, однако использовать фрагменты свободной памяти при таком способе распределения не представляется возможным. Желание разработчиков сократить столь значительные потери привело их к сле­дующим двум решениям:

¨ выделять раздел ровно такого объёма, который нужен под текущую задачу;

¨ размещать задачу не в одной непрерывной области памяти, а в нескольких областях.

Второе решение реализовалось в нескольких способах организации виртуальной памяти. Мы их обсудим в следующем разделе, а сейчас кратко рассмотрим пер­вое решение.



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 276;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.