Сегментный способ организации виртуальной памяти


Первым среди разрывных методов распределения памяти был сегментный. Для этого метода программу необходимо разбивать на части и уже каждой такой час­ти выделять физическую память. Естественным способом разбиения программы на части является разбиение её на логические элементы – так называемые сегменты. В принципе каждый программный модуль (или их совокупность, если мы того пожелаем) может быть воспринят как отдельный сегмент, и вся про­грамма тогда будет представлять собой множество сегментов. Каждый сегмент размещается в памяти как до определенной степени самостоятельная единица. Логически обращение к элементам программы в этом случае будет представ­ляться как указание имени сегмента и смещения относительно начала этого сег­мента. Физически имя (или порядковый номер) сегмента будет соответствовать некоторому адресу, с которого этот сегмент начинается при его размещении в памяти, и смещение должно прибавляться к этому базовому адресу.

Преобразование имени сегмента в его порядковый номер осуществит система программирования, а операционная система будет размещать сегменты в память и для каждого сегмента получит информацию о его начале. Таким образом, виртуальный адрес для этого способа будет состоять из двух полей – номер сегмента и смещение относительно начала сегмента. Соответствующая иллюстрация приведена на рис.2.7. На этом рисунке изображен случай обращения к ячейке, виртуальный адрес которой равен сегменту с номером 11 и смещением от начала этого сегмента, равным 612. Как мы видим, операционная система разместила данный сегмент в памяти, начиная с ячейки с номером 19 700.

Каждый сегмент, размещаемый в памяти, имеет соответствующую информаци­онную структуру, часто называемую дескриптором сегмента. Именно операционная система строит для каждого исполняемого процесса соответствующую таблицу дескрипторов сегментов и при размещении каждого из сегментов в оперативной или внешней памяти в дескрипторе отмечает его текущее местоположение.

 
 

Рис. 2.7. Сегментный способ организации виртуальной памяти

Если сегмент задачи в данный момент находится в оперативной памяти, то об этом делается пометка в дескрипторе. Как правило, для этого используется «бит присутствия» (present). В этом случае в поле «адрес» диспетчер памяти за­писывает адрес физической памяти, с которого сегмент начинается, а в поле «длина сегмента» (limit) указывается количество адресуемых ячеек памяти. Это поле используется не только для того, чтобы размещать сегменты без наложения один на другой, но и для того, чтобы проконтролировать, не обращается ли код исполняющейся задачи за пределы текущего сегмента. В случае превышения длины сегмента вследствие ошибок программирования мы можем говорить о на­рушении адресации и с помощью введения специальных аппаратных средств генерировать сигналы прерывания, которые позволят фиксировать (обнаружи­вать) такого рода ошибки.

Если бит present в дескрипторе указывает, что сейчас этот сегмент находится не в оперативной, а во внешней памяти (например, на винчестере), то названные поля адреса и длины используются для указания адреса сегмента в координатах внешней памяти. Помимо информации о местоположении сегмента, в дескрип­торе сегмента, как правило, содержатся данные о его типе (сегмент кода или сег­мент данных), правах доступа к этому сегменту (можно или нельзя его моди­фицировать, предоставлять другой задаче), отметка об обращениях к данному сегменту (информация о том, как часто или как давно/недавно этот сегмент ис­пользуется или не используется, на основании которой можно принять решение о том, чтобы предоставить место, занимаемое текущим сегментом, другому сег­менту).

При передаче управления следующей задаче ОС должна занести в соответствую­щий регистр адрес таблицы дескрипторов сегментов этой задачи. Сама таблица дескрипторов сегментов, в свою очередь, также представляет собой сегмент дан­ных, который обрабатывается диспетчером памяти операционной системы.

При таком подходе появляется возможность размещать в оперативной памяти не все сегменты задачи, а только те, с которыми в настоящий момент происходит работа. С одной стороны, становится возможным, чтобы общий объём виртуального адресного пространства задачи превосходил объём физической памяти компьютера, на котором эта задача будет выполняться. С другой стороны, даже если потребности в памяти не превосходят имеющуюся физическую память, появля­ется возможность размещать в памяти как можно больше задач. А увеличение коэффициента мультипрограммирования m, как мы знаем, позволяет увеличить загрузку системы и более эффективно использовать ресурсы вычислительной системы. Очевидно, однако, что увеличивать количество задач можно только до определенного предела, ибо если в памяти не будет хватать места для часто ис­пользуемых сегментов, то производительность системы резко упадет. Ведь сег­мент, который сейчас находится вне оперативной памяти, для участия в вычис­лениях должен быть перемещен в оперативную память. При этом если в памяти есть свободное пространство, то необходимо всего лишь найти его во внешней памяти и загрузить в оперативную память. А если свободного места сейчас нет, то необходимо будет принять решение – на место какого из ныне присутствую­щих сегментов будет загружаться требуемый.

Итак, если требуемого сегмента в оперативной памяти нет, то возникает прерывание и управление передаётся через диспетчер памяти программе загрузки сегмента. Пока происходит поиск сегмента во внешней памяти и загрузка его в оперативную, диспетчер памяти определяет подходящее для сегмента место. Возможно, что свободного места нет, и тогда принимается решение о выгрузке какого-нибудь сегмента и его перемещение во внешнюю память. Если при этом ещё остается время, то процессор передаётся другой готовой к выполнению зада­че. После загрузки необходимого сегмента процессор вновь передаётся задаче, вызвавшей прерывание из-за отсутствия сегмента. Всякий раз при считывании сегмента в оперативную память в таблице дескрипторов сегментов необходимо установить адрес начала сегмента и признак присутствия сегмента.

При поиске свободного места используется одна из вышеперечисленных дисциплин работы диспетчера памяти (применяются правила «первого подходящего» и «самого неподходящего» фрагментов). Если свободного фрагмента памяти достаточного объёма сейчас нет, но тем не менее сумма этих свободных фраг­ментов превышает требования по памяти для нового сегмента, то в принципе может быть применено «уплотнение памяти», о котором мы уже говорили в под­разделе «Разделы с фиксированными границами» при рассмотрении динамиче­ского способа разбиения памяти на разделы.

В идеальном случае размер сегмента должен быть достаточно малым, чтобы его можно было разместить в случайно освобождающихся фрагментах оперативной памяти, но достаточно большим, чтобы содержать логически законченную часть программы с тем, чтобы минимизировать межсегментные обращения.

Для решения проблемы замещения (определения того сегмента, который должен быть либо перемещен во внешнюю память, либо просто замещен новым) исполь­зуются следующие дисциплины1:

¨ правило FIFO (first in – first out, что означает: «первый пришедший первым и выбывает»);

¨ правило LRU (least recently used, что означает «последний из недавно исполь­зованных» или, иначе говоря, «дольше всего неиспользуемый»);

¨ правило LFU (least frequently used, что означает: «используемый реже всех ос­тальных»);

¨ случайный (random) выбор сегмента.

Первая и последняя дисциплины являются самыми простыми в реализации, но они не учитывают, насколько часто используется тот или иной сегмент и, следовательно, диспетчер памяти может выгрузить или расформировать тот сегмент, к которому в самом ближайшем будущем будет обращение. Безусловно, досто­верной информации о том, какой из сегментов потребуется в ближайшем буду­щем, в общем случае иметь нельзя, но вероятность ошибки для этих дисциплин многократно выше, чем у второй и третьей дисциплины, которые учитывают ин­формацию об использовании сегментов.

Алгоритм FIFO ассоциирует с каждым сегментом время, когда он был помещён в память. Для замещения выбирается наиболее старый сегмент. Учет времени необязателен, когда все сегменты в памяти связаны в FIFO-очередь и каждый помещаемый в память сегмент добавляется в хвост этой очерёди. Алгоритм учитывает только время нахождения сегмента в памяти, но не учитывает фактическое использование сегментов. Например, первые загруженные сегменты про­граммы могут содержать переменные, используемые на протяжении работы всей программы. Это приводит к немедленному возвращению к только что замещен­ному сегменту.

Для реализации дисциплин LRU и LFU необходимо, чтобы процессор имел дополнительные аппаратные средства. Минимальные требования – достаточно, чтобы при обращении к дескриптору сегмента для получения физического адре­са, с которого сегмент начинает располагаться в памяти, соответствующий бит обращения менял свое значение (скажем, с нулевого, которое установила ОС, в единичное). Тогда диспетчер памяти может время от времени просматривать таблицы дескрипторов исполняющихся задач и собирать для соответствующей обработки статистическую информацию об обращениях к сегментам. В результа­те можно составить список, упорядоченный либо по длительности не использо­вания (для дисциплины LRU), либо по частоте использования (для дисциплины LFU).

Важнейшей проблемой, которая возникает при организации мультипрограммно­го режима, является защита памяти. Для того чтобы выполняющиеся приложе­ния не смогли испортить саму ОС и другие вычислительные процессы, необхо­димо, чтобы доступ к таблицам сегментов с целью их модификации был обеспечен только для кода самой ОС. Для этого код ОС должен выполняться в некотором привилегированном режиме, из которого можно осуществлять манипуляции с дескрипторами сегментов, тогда как выход за пределы сегмента в обычной при­кладной программе должен вызывать прерывание по защите памяти. Каждая прикладная задача должна иметь возможность обращаться только к своим собст­венным сегментам.

При использовании сегментного способа организации виртуальной памяти по­является несколько интересных возможностей. Во-первых, появляется возмож­ность при загрузке программы на исполнение размещать её в памяти не целиком, а «по мере необходимости». Действительно, поскольку в подавляющем большин­стве случаев алгоритм, по которому работает код программы, является разветв­лённым, а не линейным, то в зависимости от исходных данных некоторые части программы, расположенные в самостоятельных сегментах, могут быть и не за­действованы; значит, их можно и не загружать в оперативную память. Во-вторых, некоторые программные модули могут быть разделяемыми. Эти про­граммные модули являются сегментами, и в этом случае относительно легко орга­низовать доступ к таким сегментам. Сегмент с разделяемым кодом располагается в памяти в единственном экземпляре, а в нескольких таблицах дескрипторов сег­ментов исполняющихся задач будут находиться указатели на такие разделяемые сегменты.

Однако у сегментного способа распределения памяти есть и недостатки. Прежде всего, из рис. 2.7 видно, что для получения доступа к искомой ячейке памяти не­обходимо потратить намного больше времени. Мы должны сначала найти и про­читать дескриптор сегмента, а уже потом, используя данные из него о местонахождении нужного нам сегмента, можем вычислить и конечный физический адрес. Для того чтобы уменьшить эти потери, используется кэширование – то есть те дескрипторы, с которыми мы имеем дело в данный момент, могут быть размеще­ны в сверхоперативной памяти (специальных регистрах, размещаемых в процес­соре).

Несмотря на то, что этот способ распределения памяти приводит к существенно меньшей фрагментации памяти, нежели способы с неразрывным распределением, фрагментация остается. Кроме этого, мы имеем большие потери памяти и про­цессорного времени на размещение и обработку дескрипторных таблиц. Ведь на каждую задачу необходимо иметь свою таблицу дескрипторов сегментов. А при определении физических адресов необходимо выполнять операции сложения.

Поэтому следующим способом разрывного размещения задач в памяти стал спо­соб, при котором все фрагменты задачи одинакового размера и длины, кратной степени двойки, чтобы операции сложения можно было заменить операциями конкатенации (слияния). Это – страничный способ организации виртуальной памяти.

Примером использования сегментного способа организации виртуальной памя­ти является операционная система для ПК OS/2 первого поколения1, которая была создана для процессора i80286. В этой ОС в полной мере использованы ап­паратные средства микропроцессора, который специально проектировался для поддержки сегментного способа распределения памяти.

OS/2 v.l поддерживала распределение памяти, при котором выделялись сегмен­ты программы и сегменты данных. Система позволяла работать как с именован­ными, так и неименованными сегментами. Имена разделяемых сегментов данных имели ту же форму, что и имена файлов. Процессы получали доступ к именован­ным разделяемым сегментам, используя их имена в специальных системных вызовах. OS/2 v.l допускала разделение программных сегментов приложений и подсистем, а также глобальных сегментов данных подсистем. Вообще, вся кон­цепция системы OS/2 была построена на понятии разделения памяти: процессы почти всегда разделяют сегменты с другими процессами. В этом состояло суще­ственное отличие от систем типа UNIX, которые обычно разделяют только реен­терабельные программные модули между процессами.

Сегменты, которые активно не использовались, могли выгружаться на жесткий диск. Система восстанавливала их, когда в этом возникала необходимость. Так как все области памяти, используемые сегментом, должны были быть непрерыв­ными, OS/2 перемещала в основной памяти сегменты таким образом, чтобы максимизировать объём свободной физической памяти. Такое размещение назы­вается компрессией или перемещением сегментов (уплотнением памяти). Про­граммные сегменты не выгружались, поскольку они могли просто перезагружать­ся с исходных дисков. Области в младших адресах физической памяти, которые использовались для запуска DOS-программ и кода самой OS/2, не участвовали в перемещении или подкачке. Кроме этого, система или прикладная программа могли временно фиксировать сегмент в памяти с тем, чтобы гарантировать нали­чие буфера ввода/вывода в физической памяти до тех пор, пока операция вво­да/вывода не завершится.

Если в результате компрессии памяти не удавалось создать необходимое свобод­ное пространство, то супервизор выполнял операции фонового плана для перекачки достаточного количества сегментов из физической памяти, чтобы дать возможность завершиться исходному запросу.

Механизм перекачки сегментов использовал файловую систему для перекачки данных из физической памяти и в неё. Ввиду того, что перекачка и сжатие влия­ют на производительность системы в целом, пользователь может сконфигуриро­вать систему так, чтобы эти функции не выполнялись.

Было организовано в OS/2 и динамическое присоединение обслуживающих про­грамм. Программы OS/2 используют команды удаленного вызова. Ссылки, гене­рируемые этими вызовами, определяются в момент загрузки самой программы или её сегментов. Такое отсроченное определение ссылок называется динами­ческим присоединением. Загрузочный формат модуля OS/2 представляет собой расширение формата загрузочного модуля DOS. Он был расширен, чтобы поддерживать необходимое окружение для свопинга сегментов с динамическим присоединением. Динамическое присоединение уменьшает объём памяти для программ в OS/2, одновременно делая возможным перемещения подсистем и обслуживающих программ без необходимости повторного редактирования ад­ресных ссылок к прикладным программам.

 



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 290;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.