Историко-философский очерк
Философия как новый тип мировоззрения, сменивший мифологическое мировосприятие, возникает в 6 в. до н.э. одновременно в трех относительно изолированных друг от друга регионах тогдашнего древнего мира: на Востоке – в Древнем Китае и Древней Индии и на Западе – в Античной Греции. Общие культурно-цивилизационные предпосылки, сложившиеся здесь к этому времени и обеспечившие возникновение философии, были связаны с переходом древних обществ от бронзы к железу и значительным ростом на этой основе их производительных сил, резким социально—имущественным расслоением и классовой дифференциацией социума, обострением социальных противоречий и социально-политической борьбы, образованием рабовладельческих государств на Западе и восточных деспотий на Востоке, разложением традиционного уклада жизни, развитием ремесленничества и городов, торгово-денежных отношений и как следствие – глубоким кризисом традиционного религиозно-мифологического комплекса, уже не удовлетворявшего назревшие потребности человека и общества в трезвом, освобожденном от мифологических символов, рационально взвешенном восприятии, осмыслении и истолковании реальности. Но философия как «живая душа культуры» (К.Маркс), возникнув в определенной культурной среде, не могла не отразить специфику породившей ее цивилизационно-культурной основы в соответствующем образе философской мысли.
Образ философской мысли (своеобразие, характерные отличительные особенности философии) Востока и Запада можно, с большей или меньшей степенью приближения, представить следующей таблицей сопоставлений:
Философия Востока | Философия Запада |
- преимущественный интерес к внутреннему миру человека и социальным проблемам | - преимущественная ориентация на внешнее бытие |
- созерцательность | - внешнеориентированный активизм |
- преобладает образно-ассоциативный характер мыслительной деятельности, непосредственное восприятие и интуитивное проникновение в реальность | - доминирует опосредованное, рационально-логическое, абстрактно-понятийное мышление |
- преимущественная связь с нравственно-практическим сознанием и действием | - связь с наукой, ориентация на всеобщее и безусловно-необходимое, объективное знание |
- этос самопознания, самодетерминации, самосовершенствования | - этос познания истины и жертвенного служения ей |
- освоение внутреннего мира и овладением им | - познание, освоение и практическое овладение внешнего мира |
- традиционализм, установка на поддержание и сохранение живоносной культурной традиции, существующего статус-кво | - инновационно-преобразовательский зуд |
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 248;