ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Как уже было сказано выше, мышление начинается тогда, когда человек пытается найти новые для него свойства предмета. Для этого предмет должен быть обозначен, выделен среди множества других, возможно, в чем-то похожих на него предметов.
Психолог-профессионал начинает работу с выделения своего предмета мышления - психологической реальности, которая обладает уникальными свойствами, отличающими ее от других реальностей - социальной, физической, химической, биологической и других.
В чем особенность психической реальности, каковы ее отличительные свойства, которые позволяют говорить о ней как о предмете мышления? Сегодня, по-моему, этот вопрос легче задать, чем на него ответить. Многие свойства психической реальности известны, но, думаю, еще множество их останется предметом исследования для следующих поколений ученых. Я опишу известные мне свойства психической реальности, ориентируясь на их содержание с точки зрения культурно-исторической теории X. С. Выготского. Представляю эти свойства в виде таблицы.
Название свойства психической реальности | Содержание свойства | Пример проявления |
Знаковый характер, знаковость | Относительная устойчивость проявляет себя в превращенной форме | Один и тот же предмет можно обозначить разными словами-знаками; один и тот же предмет можно обозначить не только словами, но и движением, звуком, графикой |
Обратимость | Прошлое влияет на настоящее, будущее влияет на настоящее. Одно и то же событие может быть вызвано разными причинами, причина может сама измениться под влиянием события | Пережитый страх ограничивает активность человека ("Теперь я всегда боюсь"). Представление о предстоящем событии изменяет чувства человека ("Уже заранее рад"). Сон, вызвавший страх, может быть проанализирован как позитивное явление |
Интенциональность | Психическое не бывает однородным, оно имеет разнородную проявленность, изменяясь во времени и в пространстве | Желания человека становятся иными со временем. Эмоциональное состояние может изменится очень быстро под влиянием разных факторов |
Структурированность | Устойчивость, организованность, которая обеспечивает психическую целостность | В произведении искусства можно узнать руку мастера, его стиль, почерк. Это обоснование выбора или вкус человека. Пословица об этом: "Кому нравится поп, кому - попадья, а кому - свиной хрящик" |
Историчность | Изменения в психической реальности происходят со временем. Социальное, индивидуальное (биологическое и психологическое) время жизни человека преобразует психическое | Современные дети видят во сне героев мультфильмов. Люди знают о существовании вирусов и могут о них думать |
Культурная обусловленность | Условия жизни человека определяют систему знаков, в которых существует психическая реальность | Мыслить о множестве европеец и папуас будут по-разному |
Продолжение таблицы
Название свойства психической реальности | Содержание свойства | Пример проявления |
Рефлексивность | Самовоздействие, самоизменение как обратная связь. Наличие в психической реальности системы координат, ориентирующих ее в пространстве и во времени. Я человека как проявление наличия этой системы | Человек может подумать о том, как выбрать способ своего мышления, если он знает о свойствах мышления. Это возможность самому себе задать вопросы: "Что я делаю, как я делаю и почему я делаю так, а не иначе?" |
Уровневая организация | Проявляется в разной степени осознания человеком содержания его психической реальности. Бессознательное и сознание постоянно оказывают влияние друг на друга | Совершив иногда то или иное действие, человек не понимает, почему он это делает, позже (как говорят задним умом) он осознает его значение |
Реактивность | Изменение качеств под влиянием воздействия | Если человеку все время говорить, что он плохой, в конце концов он станет таким |
Обучаемость | Возможность изменения разных качеств психической реальности под влиянием целенаправленного воздействия на них как самим человеком, так и учителем | Научиться работать на компьютере можно, если есть на чем работать (имеется предмет, свойства которого будут влиять на качества психической реальности), цель (что и как должно измениться) и интенция (желание) следовать ей, т. е. человек выделяет качества своей психической реальности как предмет изменения |
Диалогичность | Возможность одновременно фиксировать Я и не-Я и устанавливать отношения между ними в пространстве и во времени | Человек может общаться сам с собой во внутренней речи и во внешней, в состоянии сам планировать и контролировать себя, анализировать и оценивать |
Обладая этими свойствами, психическая реальность становится предметом мышления тогда, когда фиксируется в своих качественно специфических характеристиках, - тогда она оказывается видимой, осязаемой, доступной для возможного воздействия или самовоздействия человека.
Это происходит в тех случаях, когда активность человека прочитывается как текст - психическое проявляется как текст. Можно сказать, что текст читается текстом и становится текстом (а не набором знаков) только при наличии другого текста, т. е. в контексте1.
Любой текст обладает многими свойствами психического, но не тождествен психической реальности, так как ее носителем является только человек, тогда как текст может быть отчужденным от человека и существовать как самостоятельная семиотическая реальность.
Каждый знак как проявление психического имеет границу, которая, соприкасаясь с границей другого знака, обнаруживает новые качества как своего, так и другого знака. Любой текст как знаковая система, соприкасаясь с другим текстом, выявляет не только свои новые качества, но и граничащего с ним текста.
Психолог, фиксируя психическую реальность как предмет своего мышления, использует для этого свою психическую реальность как текст, способный (дающий возможность) обозначить наличие другого текста. Необходимым условием при этом является различие текстов психолога и другого человека, чью психическую реальность психолог хочет, может и должен сделать предметом своего профессионального мышления.
Обязанность такого различия задается задачей понимания другого человека, которая является универсальной во всех видах психологических практик. Именно эта задача предъявляет к психологу требование обладать текстом, отличным от текста другого человека. Это своеобразная гарантия понимания и воздействия как возможность построения другим человеком (и самим психологом) качественно нового текста, а значит - появление новых качеств психического в момент взаимодействия.
Какими качествами должен обладать текст психолога, чтобы, отличаясь от текста другого человека, позволил ему выявить свойства психической реальности, необходимые для его же мышления о них?
Думаю, что в тексте психолога должны отмечаться следующие качества:
· выраженность границ;
· определенность интенциональности;
· отрефлексированность адресата;
· динамичность;
· возможность трансляции;
· возможность использования в других контекстах;
· открытость.
Выраженность границ текста психолога проявляется в том, что он осознает цель своего текста, т. е. в состоянии ответить на вопрос: "Что я делаю и почему я это делаю?". Естественно, что такие вопросы психолог может задавать себе или обсуждать их с коллегами и клиентами.
Определенность интенциональности обнаруживается в том, что психолог дифференцирует личные мотивы и профессиональные (следование этическому кодексу профессии является необходимым условием профессиональной работы).
Отрефлексированность адресата проявляется в том, что психолог использует систему знаков для построения текста, которая доступна для понимания другим человеком (выбор лексических и грамматических форм построения текста, системы знаков - рисунка, движения, музыки и другого).
Динамичность текста проявляется в том, что он может быть изменен психологом в строгом соответствии с целью, т. е. одно и то же содержание психолог может изложить разными способами.
Возможность трансляции - это условие использования обобщенных, понятных другим людям знаков.
Возможность использования в других контекстах проявляется в том, что психолог может обобщить свой текст в системе научных понятий, т. е. выделить в нем существенные признаки предмета своего профессионального мышления и включить их в систему научных понятий.
Открытость текста проявляется в том, что психолог может вести диалог в рамках этого текста, обозначая и сохраняя (при необходимости) его границы неизменными.
Я думаю, что перечисленные качества текста психолога позволяют ему делать текст одним из предметов своего мышления и обеспечивают психологу возможность мышления о собственном мышлении. В качестве системы координат психолог использует свое Я. Именно Я психолога, его проявленность в переживании границ текста позволяют психологу через обозначение своего присутствия в психической реальности другого человека определить степень своей ответственности. Когда психолог определяет свои возможности и формулирует цель профессиональной деятельности как то, что он может, он уже определяет границы своего текста, одновременно фиксируя свое Я ("Я не могу", "Я могу", "Я хочу", "Я не хочу", "Я должен", "Я не должен" и т. д.).
Проявленные знаками в тексте характеристики Я и показатели границ текста делают его доступным для взаимодействия с другим человеком, на которого направлен и для которого предназначен текст психолога. Одновременно они позволяют психологу фиксировать условия, необходимые для профессионального действия - собственные возможности, отрефлексированные и соотнесенные с конкретными целями.
Обозначение Я психолога в тексте позволяет ему самому и другому человеку определить вектор, направление интенциональности, показывает ее целесообразность, делает интенциональность зависимой от Я-усилий психолога.
Это становится возможным в результате определения адресата текста психолога, обозначения адресата и границ его текста. Психологу необходимо выделить существенные характеристики в тексте другого человека - это характеристики его Я. Как, в какой парадигме науки будет это делать психолог, об этом речь пойдет ниже. Здесь следует отметить, что Я другого человека как основание для построения им своего текста должно быть обозначено психологом как адресат его собственного текста.
Обозначение адресата позволяет варьировать текст в определеннных пределах, т. е. динамика текста становится как бы регламентированной.
Это естественно, так как, к примеру, нет смысла подростку предлагать научный текст на незнакомом для него языке, а больного человека заставлять выслушивать сентенции о пользе профилактики заболеваний. Динамика текста психолога будет определяться логикой его профессионального мышления, обоснованной свойствами предмета мышления (психическая реальность).
Как уже отмечалось, психическая реальность как особый предмет становится доступной для трансляции тогда, когда она существует в диалогической форме, как внутренний или внешний диалог. Диалог с помощью знаков предполагает внутреннюю противоречивость самого знака - его возможное превращение в свою противоположность, предельным случаем которого (одним из возможных) может быть отрицание самого знака. Таким, наиболее распространенным, на мой взгляд, вариантом является превращение Я в не-Я, что переживается человеком как потеря себя (возможно, временная), а в его текстах это будет выступать как отказ от употребления знака "Я" и замена его другими, например, "мы", "они", "все" и т. д.
Обобщенный в знаках текст психолога потенциально может существовать как система понятий, отражающая существенные закономерные свойства психической реальности. Для этого он может и должен быть представлен в системе научных понятий. Другими словами, чем больше текст психолога структурирован научными понятиями, тем в большей степени он для него становится предметом мышления. Научные понятия, организуя текст, структурируя его, позволяют вводить целостные характеристики предмета мышления, фиксировать их, воздействовать на них и выделять новые свойства.
Психическая реальность, поставленная в виде научных понятий, в мышлении психолога существует как открытая система - она доступна для мышления других людей, владеющих подобными понятиями, так как логика мышления отражена в структуре этих понятий. Научные понятия обеспечивают реальный диалог о свойствах психической реальности как предмете мышления психолога.
Итак, профессиональное мышление психолога осуществляется в виде текста, содержание которого проявляет, фиксирует, создает качества психической реальности как особого предмета мышления. Целостность этого предмета, а значит, возможность выделения в нем новых свойств основываются на использовании научных понятий как системы знаков, опосредующих мышление психолога о своем мышлении. Использование научных понятий позволяет с большой вероятностью дифференцировать Я психолога как основание для построения им своего текста, как обоснование им целостного теоретического предмета - психической реальности.
Психолог мыслит о тексте другого человека. Психолог создает свой текст как средство и способ мышления; понимая другого человека, он порождает в своем тексте и тексте другого человека новые качества, отражающие целостность психической реальности как предмета своего мышления.
Предмет мышления психолога не будет задан окончательно во всех его существенных свойствах; психологу нужно решать задачу по выделению эти свойств, ориентируясь на известные ему критерии достоверности в мышлении о психической реальности.
Проблемы достоверности знания о психической реальности становятся для психолога проблемами его личной ответственности за осуществляемое им профессиональное мышление. Достоверность мышления психолога определяется содержанием его мышления в научных понятиях, так как именно этот вид мышления позволяет выделить основания для самого мышления, т. е. ориентироваться на те свойства предмета, которые определяют факт его существования как предмета мышления.
В работе психолога такими свойствами являются свойства психической реальности, о них один из коллег, участник семинара по психологическому консультированию, написал стихотворные строчки, которыми я и заканчиваю этот параграф:
"Я мыслю", "Я живу – не
существую" -Словам открыты
тайны всех миров, И истину,
как ясный день, простую Я
повторю на тысячу ладов, Когда она
придет мне в муках словом Таким
живым, таким родным и новым.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 466;