Принципы правового государства
Принципы правового государства характеризуют динамику его формирования и функционирования.
В качестве основных принципов правового государства, как правило, называются:
· принцип верховенства права;
· разделения властей;
· взаимной ответственности государства, общества, личности.
Рассмотрим названные принципы более подробно.
Принцип верховенства правасобирательно символизирует наиболее важные аспекты правовой государственности. С точки зрения соотношения личности, общества и государства принцип верховенства права устанавливает приоритет правовых норм по отношению ко всем социальным регуляторам и закрепляет «юридическое» равенство субъектов, предполагающее безусловное подчинение (всех субъектов и, в первую очередь, самого государства) требованиям правовых норм. Право при таком подходе рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных. Однако, если для гражданина его поведение определяется формулой «разрешено все, что не запрещено законом», то в отношении государственной власти (подчиняющейся этому же закону) действует другое правило – «разрешено только то, что разрешено законом».
В сфере законодательной и правоприменительной деятельности принцип верховенства права означает, что при возникновении противоречия между содержащимся в нормативно-правовом акте предписанием и требованием государственной целесообразности, государство должно подчиняться предписанию, закрепленному в нормативно-правовом акте. Государственная целесообразность является фактором, оказывающим существенное влияние на порядок внесения поправок и изменений в действующее законодательство (отмена старых и принятие новых нормативно-правовых актов), вместе с тем этот порядок предполагает конкретную процедуру законотворчества, несоблюдение которой рассматривается как противоправное поведение.
Воплощение в жизнь принципа верховенства права происходит путем реализации следующих мероприятий:
· закрепление в нормативно-правовых актах общеобязательных правил поведения;
· соблюдение иерархичности нормативно-правовых актов;
· обеспечение юридического равенства субъектов (в том числе и самого государства) перед законом и судом;
· обязательное исполнение требований, закрепленных в нормативно-правовых актах всеми лицами, к которым данные акты адресованы;
· улучшение качества принимаемых (и действующих) нормативно-правовых актов с учетом их содержания и потребностей юридической практики.
В современной России принцип верховенства права означает, прежде всего, верховенство Конституции РФ и принятых на ее основе федеральных конституционных и федеральных законов. Часть 2 статьи 4 Конституции РФ гласит: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти.
Теоретически оформившаяся в период начавшейся борьбы с абсолютизмом и направленная, прежде всего, против произвола королевской власти абсолютистского государства концепция разделения властей стала в XVII-XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Разделение единой государственной власти между несколькими специальными властями имело своей целью установить иерархию властей, т.е. не только выполнить чисто техническую задачу оптимального разделения труда, разделения различных государственных функций между властями, но и облечь каждую власть определенной степенью политической независимости, контрольной мощи и государственного авторитета. Эта проблема получила наиболее образное выражение в политико-правовом творчестве выдающегося французского мыслителя Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.
Свое юридическое закрепление принцип разделения властей впервые получил в Конституции США 1787 г., в которой устанавливалась система органов государства с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). При этом каждая из ветвей власти осуществляет самостоятельную деятельность в пределах установленной компетенции (конгресс – в законодательной сфере, президент – в исполнительной, суды – в области правосудия). Для того же, чтобы избежать абсолютизации власти в одних руках, предусматривалась система сдержек и противовесов, основной задачей которой было обеспечить равновесие «элементов власти» в рамках единого государственного механизма.
В Российской Федерации принцип разделения властей получил свое закрепление в ст. 10, 11 Конституции РФ (1993 г.). При этом следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа. Ст. 10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст. 11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти – Президент РФ, являющийся «гарантом» Конституции и выступающий в роли «верховного координатора» взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей Российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст.125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера, как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине либо совершения иного тяжкого преступления) (ст.102).
Взаимная ответственность государства и личности – самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину».
Данный принцип выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем публичной власти, обществом и гражданином как первичной клеткой социально-политического организма. Устанавливая и закрепляя в законодательной форме общезначимые, общеобязательные правила поведения, государство тем самым в определенной степениограничивает индивидуальную и корпоративную свободу. Одновременно государство принимает на себя конкретные обязательства, основным из которых является забота о самосохранении членов сообщества. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствие с которым «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства».
Вмешательство государства в сферу частных интересов допускается в случаях, предусмотренных законом, и в четком соответствии с установленной законом процедурой. В частности, реализация мер уголовно-правовой ответственности, связанных с пресечением преступных деяний и преследованием правонарушителей, зачастую требует от компетентных государственных органов совершения действий, ограничивающих субъективные права и свободы лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного процесса, в том числе: права на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность жилища и собственности, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Однако такие ограничения возможны только при соблюдении юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.
Борьба с преступностью не должна ставиться выше таких социальных ценностей, как права и свободы человека и гражданина. Эти понятия не следует противопоставлять, так как цель борьбы с преступностью – защита гражданского общества в целом и конкретных граждан в отдельности от преступных посягательств. Уголовное законодательство, например, охраняя членов общества от преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, свободу, неприкосновенность жилища, собственности и т.д., одновременно защищает фундаментальные устои общества и государства (конституционный строй, общественный порядок, собственность государства, независимость судебной власти и т.д.). Основное назначение законодательства о преступлениях и наказаниях заключается в предупреждении преступлений методом установления юридических запретов на противоправные деяния, а также в применении наказания к физическим и юридическим лицам, нарушившим эти запреты. Причем, «при осуществлении своих прав и свобод, – говорится в ч. II ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., – каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 250;