Связь консультативных приемов с порождающими их теоретическими подходами
Консультативные приемы | Теоретические направления | ||
1 | 2 | ||
Закрытый вопрос | XX | ||
Открытый вопрос | X | XX | |
Минимальное поощрение | X | X | X |
Парафраз | X | Хх | |
Концентрация на чувства | X | X | Хх |
Обобщение | X | X | X |
Указание | XX | ||
Информационное сообщение | XX | ||
Выражение своих чувств | X | ||
Влияющее обобщение | X | ||
Интерпретация | XX | ||
Фокусировка внимания: | 1 | 2 | |
на клиенте | XX | XX | Хх |
на других | X | X | |
на теме («топике») | XX | ||
на консультанте | X | ||
на отношениях | Хх | ||
на культурном контексте | |||
Терапевтические установки: | / | 2 | |
Первичная эмпатия | X | X | Хх |
Продвинутая эмпатия | XX | XX | X |
Позитивное отношение | X | X | Хх |
Теплота | X | Хх | |
Конкретность | X | XX | |
Конфронтация | X | X | X |
Аутентичность | X |
Цифрами указаны различные направления в консультировании: f
1 - Психоанализ, психодинамика; 2 - Бихевиоральная терапия; 3 - Современное роджерианство;
Рассмотрим далее характеристики практических психологов, относительно их теоретических принадлежностей, т, е. в рамках парадигмалъного самоопределения. Неоднократно отмечалось, что основные представления о практическом психологе возникали в основном под воздействием психоанализа и бихевиоризма, которые вызвали к жизни ряд сходных представлений о сути деятельности и образе психотерапевта как всезнающего учителя, который принимал на себя ответственность за организацию психотерапевтического процесса и исцеление человека. Умудренность и директивность таких терапевтов вырабатывались в течение долгих лет индивидуальной подготовки. Профессиональные психологи этих направлений обладали сильно развитым функциональным образом Я.
Рассмотрим подробнее психологические характеристики, свойственные психоаналитику.
Р. Гринсон утверждает, что то умение, которого требует от аналитика психоаналитическая ситуация, во многом зависит от его личности и характера, от его темперамента, чувствительности, отношений, привычек, ценностей и интеллекта. Аналитик должен обладать жизненным интересом к людям, их способу жизни, эмоциям, фантазиям и мыслям. Ему следует иметь испытующий ум, ищущий знаний, причин и происхождений. Энергия, побуждающая человека в этом направлении, исходит из его любопытства, которое должно быть богатым количественно и благожелательным качественно. Особая чувствительность, которая помогает аналитику различать неявные комбинации аффектов в модуляции тона и ритма пациента, связана с его пониманием музыки. Очень полезно быть свободным от ограничений, которые накладывает конвенциональное общество, и быть относительно индифферентным к поверхностным событиям повседневной жизни, необходима легковерность и доля скептицизма, способность и желание заниматься поисками инсайта, любовь к правде. Люди, которые обладают этими качествами, проявляют независимость ума и интеллектуальное мужество перед лицом нового, неконвенционального и неизвестного. У таких личностей желание понять стало урав-
Q7
повешенной, автономной функцией. Для того чтобы достичь этого, аналитик должен иметь свободный или гибкий образ Я. Для того чтобы эмпатия вознаграждалась, аналитику следует иметь богатый запас своих собственных личных переживаний, он должен прийти к миру со своими материнскими компонентами. Эмпатия требует постоянного самбнаблюдения. Ригидные обсессивные характеры не позволяют себе эмпатировать, а характеры с подавленными побуждениями будут иметь тенденцию переходить от эмпатии к идентификации, что приведет к отыгрыванию в отношениях с пациентом. Р. Гринсон подчеркивает наличие хороших вербальных способностей. Способность использовать разговорный язык живо и экономично. Уметь молчать. Аналитик должен иметь желание помогать и лечить пациента, он должен беспокоиться о благоденствии пациента, не теряя при этом из виду своих отдаленных целей. Аналитик должен обладать высоким уровнем эмоциональной мобильности и гибкости. «Высокий интеллектуальный и культурный уровень действительно требуется от аналити ка, но всесторонний, легко схватывающий разум является даже более важным» (выделено - Р. Гринсон).
Как отмечает Г. А. Миккин, вторая волна гуманистической и экзистенциальной психотерапии вызвала и смену взглядов на самого терапевта. Идеалы самоактуализации, диалогично-сти и недирективности подкреплялись образами психотерапевта как «мудреца», «гуру». При подготовке специалистов внимание сосредотачивалось на развитии личности специалиста, его конгруэнтности, открытости для опыта, готовности олицетворять собой идеи гуманизма и толерантности. Профессиональные психологи этих направлений обладали сильно развитым экзистенциальным образом Я.
Рассмотрим это подробнее. К. Роджерс отмечает некоторые принципы и внутренние ощущения, способности и взгляды, которыми должен руководствоваться психотерапевт: быть надежным, заслуживающим доверия, правдивым человеком, быть «соответствующим», или конгруэнтным. «Терапист» по Роджерсу свободно и глубоко принимает себя, переживает свои чувства и реакции и осознает их, как только они появляются и изменяются; ему свойственна прозрачность чувств; отсутствие дистанции в виде безличного профессионального отношения; самодостаточность, непохожесть на других, что позволяет гораздо
оя
глубже понимать и принимать другого человека, т. к. нет боязни потерять самого себя; безопасность, безусловное положительное отношение к клиенту, его эмпатическое понимание.
Кроме психоаналитической и гуманистической, уместно было бы упомянуть и другие парадигмы. В частности, юнги-анский аналитик, помимо всего прочего, должен обладать обширной эрудицией в области этнографии, мифологии, истории религий, литературно-художественного творчества. Трудно представить специалиста по НЛП, не владеющего основами лингвистики и ораторского искусства. Телесно-ориентированные подходы предъявляют повышенные требования к физической форме терапевта, его гибкости, пластичности, изяществу движений. Ф. Перлз указывает, что в основе мастерства гештальт-терапевта лежит умение руководствоваться разумом и здравым смыслом.
Третья волна развития психотерапии, давшая о себе знать с появлением психотехнологий, эриксоновского гипноза и различных направлений в семейной терапии, по мнению Г. А. Миккин, сделала общедоступными психологические знания и сконцентрированный в технологиях чужой опыт. Технологизация раскрыла для практиков совершенно новые перспективы: краткосрочность, эксцентричность, многообразие групповых форм работы и т. д. Вопросы об индивидуальном своеобразии практикующих психологов остаются актуальными и сейчас, однако локус профессиональной подготовки сместился к технологическому звену, связывающему между собой функциональный и экзистенциальный образ Я современного специалиста.
Рассмотрим это подробнее на примере группового консультанта. Во многих работах ставится вопрос о том, какими качествами должен обладать такой специалист и как найти способы оценки качества его работы. Некоторые авторы идут здесь «от противного », сравнивая опытных и умелых консультантов с неопытными и анализируя причины неудач в проведении групп молодыми специалистами. Опытные консультанты пользуются тремя когнитивными шкалами (доминантный - подчиненный, Дружелюбный - недружелюбный, способствующий работе - мешающий), а новички - только двумя (доминантный - подчиненный, высокая степень участия - низкая степень участия). Кроме того, у опытных консультантов имеет место большой разброс оценок, их когнитивные шкалы более дифференцированы.
Конин с соавторами (известные эксперты по работе с группами) приходят к общим выводам: хороший групповод должен обладать гибкостью, хорошей профессиональной подготовкой, способностью создать в группе терапевтический климат, умением осуществлять вмешательство в критические моменты и умело использовать тактики совместного решения проблем. Корей с соавторами обсуждают влияние системы личностных ценностей ведущего на работу группы. Недопустимо «давить» своими ценностными ориентациями. Де Люций и Боумэн выделяют четыре фактора, определяющих качество работы с группой: умение осуществлять вмешательство в групповой процесс, умение создавать условия для раскрытия и роста личности, владение теорией, профессионализм. Таким образом, эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства, определенный навык организатора и широкий спектр творческих умений.
При современной систематизации поведения групповых психологов обычно используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль» (Т. Высокиньска-Гонсер). Понятие «роль» сводится к положению, которое занимает специалист в структуре группы. И. Ялом выделяет две основные роли - технический эксперт и эталонный участник. Выступая в качестве эксперта («социальный инженер» по М. Либерман), терапевт планомерно и целенаправленно использует свои навыки и знания для достижения терапевтических целей, в нужный момент применяя соответствующие методы. В качестве эталонного участника группы он может преследовать двоякую цель: демонстрация желательных образцов целесообразного поведения, либо ускорения процесса социального научения. С. Кра-тохвил выделяет пять основных ролей группового психолога: «активный руководитель», «аналитик», «комментатор», «посредник», «член группы». М. Либерман выделил четыре основных стиля группового специалиста: эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительская функция. Выделены следующие характеристики поведения группового консультанта: прагматические, целевые аспекты, проявляющиеся в вербальной активности, и экспрессивные, связанные с личностью психолога как переживающего и самовыражающегося субъекта. Первым свойственны следующие характеристики: директивность - недирективность, определенность - не-
ПП
определенность высказывания, а также степень активности; вторым - анонимность-самораскрытие, а также выражение положительных или отрицательных отношений. К. Рудестам выделяет такие позиции, как эксперт, катализатор, дирижер и образец участника. Похожие роли разобраны Ю. М. Жуковым: эксперт, учитель и консультант.
Таким образом, в данном случае в соответствии с теоретическими пристрастиями психолога и выбором основного концептуального направления, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, проявляются профессио-нально-парадигмальные и профессионально-ролевые или профессионально-инструментальные свойства практического психолога. Их появление и проявление в образе Я связано с парадигмальным и инструментальным самоопределением в структуре профидентичности. Обратим внимание на следующее: чем дальше психолог от употребления собственно психотерапевтического воздействия (психодиагност, например), тем менее актуализировано парадигмальное самоопределение, а наиболее выражено инструментальное и ситуативное, чем ближе к психотерапевтическому процессу, тем менее значимым становится собственно инструментальное самоопределение, парадигмальное же становится приоритетным. Но во всех случаях профессиональной деятельности практического психолога в его образе ярко выражены личностные свойства.
Практикум
Интервью
Один из участников садится в центр круга. Предварительно он определяется относительно того, какого направления он придерживается, и сообщает об этом группе. Группа может задать ему пять вопросов, но строго соблюдая рамки роли практического психолога, работающего в русле определенного психотерапевтического направления (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-терапия, клиент-центрирован-ное направление и пр.). Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается пять вопросов, но с обязательной сменой парадигмы, которой он придерживается.
Вариант - «Пресс-конференция». Один из участников садится в центр круга. Он изображает какую-либо известную личность психолога. Далее процедура та же.
Вариант - «Накладывающиеся идентичности». Один из участников садится в центр круга. Он изображает одного из представителей «помогающих» профессий - психолога, педагога, священнослужителя, врача, народного целителя, биолога. Группа задает ему пять вопросов, на которые он отвечает из своей профессиональной роли. Задача - определить его профессиональную принадлежность. Затем смена участников в кругу.
Обсуждение: что дает выполнение этого задания? Что нового узнали о себе?
f Психологическая родня (по В. Квинн)
Цель:развитие анализа парадигмалъной приверженности.
Участникам раздается текст сценки, которую просят прочитать и определить, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. Свое решение предлагается обосновать.
Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они - психологи.
Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать вашими, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.
Мать: Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.
Дядя Гена: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий - сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.
Тетя Рая: О Гена, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения. 1П9
Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу.
Отец: Я согласен, печенье - это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи
творятся в темноте?
Мальчик: В тимате ис шкафа выизают стья-ашные тюдовисси.
Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?
Мальчик: Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Ену пьи-нести мне питенья, тетю Аю ~ посмотьеть мои газки, маму -сказать, как Коя был маленьким, а деду - пагаваить пья сто
я думаю.
Обсуждение: участники приводят свои мнения и их обоснования по каждому персонажу:
а) мать.....................................................................................................
б) отец.......................................................................................................
в) дядя Гена............................................................................................
г) тетя Рая............................................................................................
д) дедушка...............................................................................................
е) мальчик...............................................................................................
Эмиграция
• т
Цель: помочь осознать свои профессиональные ориентации и приверженности.
У каждого участника есть возможность представить, что ему добровольно предстоит уехать из страны и из этого времени куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время. Почему?
Если бы у него была там возможность профессионального роста, то у кого из известных психологов он хотел бы поучиться, чему. А с кем из них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на эти
вопросы.
Обсуждение: довольны ли вы своим выбором? Почему?
I В какой парадигме работает психолог
Цель: тренировка навыков парадигмалъной приверженности психолога.
Прочитайте приведенные ниже описания и определите, примером какого метода индивидуальной психотерапии является каждое из них - психоанализа, клиент-центрированной психотерапии, гештальттерапии, экзистенциальной терапии, когнитивной терапии, рационально-эмотивной терапии или бихевио-ральной психотерапии.
1. Психолог комментирует каждое движение Виктора -кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову.
2. Саша стесняется торговать. Психолог дает ей задание на дом - она должна наняться на работу на ближайшем рынке и продавать там изделия ручного труда.
3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попытаться расслабиться и вспомнить как можно больше.
4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жизненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истинный смысл своей жизни.
5. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед ездой на автомобиле. На прошлой неделе по инициативе психотерапевта опытный водитель взял его с собой в машину. На следующей неделе Вячеслав сам поведет автомобиль по той же дороге. После этого, как он надеется, страх перед автомобильными поездками исчезнет у него навсегда.
6. На психотерапевтическом сеансе Жанна говорит больше психолога, а он внимательно ее слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.
7. Марк уверен, его плохие оценки в школе означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психолог говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 476;