Связь консультативных приемов с порождающими их теоретическими подходами


 

Консультативные приемы Теоретические направления
1 2
Закрытый вопрос   XX  
Открытый вопрос X XX  
Минимальное поощрение X X X
Парафраз   X Хх
Концентрация на чувства X X Хх
Обобщение X X X
Указание   XX  
Информационное сообщение   XX  
Выражение своих чувств     X
Влияющее обобщение   X  
Интерпретация XX    
Фокусировка внимания: 1 2
на клиенте XX XX Хх
на других X X  
на теме («топике»)   XX  
на консультанте     X
на отношениях     Хх
на культурном контексте      
Терапевтические установки: / 2
Первичная эмпатия X X Хх
Продвинутая эмпатия XX XX X
Позитивное отношение X X Хх
Теплота   X Хх
Конкретность X XX  
Конфронтация X X X
Аутентичность     X

Цифрами указаны различные направления в консультиро­вании: f

1 - Психоанализ, психодинамика; 2 - Бихевиоральная те­рапия; 3 - Современное роджерианство;

Рассмотрим далее характеристики практических психоло­гов, относительно их теоретических принадлежностей, т, е. в рамках парадигмалъного самоопределения. Неоднократно от­мечалось, что основные представления о практическом психо­логе возникали в основном под воздействием психоанализа и бихевиоризма, которые вызвали к жизни ряд сходных пред­ставлений о сути деятельности и образе психотерапевта как всезнающего учителя, который принимал на себя ответствен­ность за организацию психотерапевтического процесса и ис­целение человека. Умудренность и директивность таких тера­певтов вырабатывались в течение долгих лет индивидуальной подготовки. Профессиональные психологи этих направлений обладали сильно развитым функциональным образом Я.

Рассмотрим подробнее психологические характеристики, свойственные психоаналитику.

Р. Гринсон утверждает, что то умение, которого требует от аналитика психоаналитическая ситуация, во многом зависит от его личности и характера, от его темперамента, чувствитель­ности, отношений, привычек, ценностей и интеллекта. Анали­тик должен обладать жизненным интересом к людям, их спосо­бу жизни, эмоциям, фантазиям и мыслям. Ему следует иметь испытующий ум, ищущий знаний, причин и происхождений. Энергия, побуждающая человека в этом направлении, исходит из его любопытства, которое должно быть богатым количест­венно и благожелательным качественно. Особая чувствитель­ность, которая помогает аналитику различать неявные комби­нации аффектов в модуляции тона и ритма пациента, связана с его пониманием музыки. Очень полезно быть свободным от ограничений, которые накладывает конвенциональное обще­ство, и быть относительно индифферентным к поверхностным событиям повседневной жизни, необходима легковерность и доля скептицизма, способность и желание заниматься поис­ками инсайта, любовь к правде. Люди, которые обладают эти­ми качествами, проявляют независимость ума и интеллекту­альное мужество перед лицом нового, неконвенционального и неизвестного. У таких личностей желание понять стало урав-

Q7

повешенной, автономной функцией. Для того чтобы достичь этого, аналитик должен иметь свободный или гибкий образ Я. Для того чтобы эмпатия вознаграждалась, аналитику следует иметь богатый запас своих собственных личных переживаний, он должен прийти к миру со своими материнскими компонен­тами. Эмпатия требует постоянного самбнаблюдения. Ригид­ные обсессивные характеры не позволяют себе эмпатировать, а характеры с подавленными побуждениями будут иметь тен­денцию переходить от эмпатии к идентификации, что приведет к отыгрыванию в отношениях с пациентом. Р. Гринсон подчер­кивает наличие хороших вербальных способностей. Способ­ность использовать разговорный язык живо и экономично. Уметь молчать. Аналитик должен иметь желание помогать и лечить пациента, он должен беспокоиться о благоденствии пациента, не теряя при этом из виду своих отдаленных целей. Аналитик должен обладать высоким уровнем эмоциональной мобильности и гибкости. «Высокий интеллектуальный и культурный уровень действительно требуется от аналити ка, но всесторонний, легко схватывающий разум является даже более важным» (выделено - Р. Гринсон).

Как отмечает Г. А. Миккин, вторая волна гуманистической и экзистенциальной психотерапии вызвала и смену взглядов на самого терапевта. Идеалы самоактуализации, диалогично-сти и недирективности подкреплялись образами психотера­певта как «мудреца», «гуру». При подготовке специалистов внимание сосредотачивалось на развитии личности специали­ста, его конгруэнтности, открытости для опыта, готовности олицетворять собой идеи гуманизма и толерантности. Профес­сиональные психологи этих направлений обладали сильно развитым экзистенциальным образом Я.

Рассмотрим это подробнее. К. Роджерс отмечает некоторые принципы и внутренние ощущения, способности и взгляды, которыми должен руководствоваться психотерапевт: быть на­дежным, заслуживающим доверия, правдивым человеком, быть «соответствующим», или конгруэнтным. «Терапист» по Роджерсу свободно и глубоко принимает себя, переживает свои чувства и реакции и осознает их, как только они появляются и из­меняются; ему свойственна прозрачность чувств; отсутствие дис­танции в виде безличного профессионального отношения; само­достаточность, непохожесть на других, что позволяет гораздо

оя

глубже понимать и принимать другого человека, т. к. нет боязни потерять самого себя; безопасность, безусловное положительное отношение к клиенту, его эмпатическое понимание.

Кроме психоаналитической и гуманистической, уместно было бы упомянуть и другие парадигмы. В частности, юнги-анский аналитик, помимо всего прочего, должен обладать обширной эрудицией в области этнографии, мифологии, ис­тории религий, литературно-художественного творчества. Трудно представить специалиста по НЛП, не владеющего ос­новами лингвистики и ораторского искусства. Телесно-ориен­тированные подходы предъявляют повышенные требования к физической форме терапевта, его гибкости, пластичности, изяществу движений. Ф. Перлз указывает, что в основе мас­терства гештальт-терапевта лежит умение руководствоваться разумом и здравым смыслом.

Третья волна развития психотерапии, давшая о себе знать с появлением психотехнологий, эриксоновского гипноза и раз­личных направлений в семейной терапии, по мнению Г. А. Мик­кин, сделала общедоступными психологические знания и скон­центрированный в технологиях чужой опыт. Технологизация раскрыла для практиков совершенно новые перспективы: краткосрочность, эксцентричность, многообразие групповых форм работы и т. д. Вопросы об индивидуальном своеобразии практикующих психологов остаются актуальными и сейчас, од­нако локус профессиональной подготовки сместился к техноло­гическому звену, связывающему между собой функциональный и экзистенциальный образ Я современного специалиста.

Рассмотрим это подробнее на примере группового консуль­танта. Во многих работах ставится вопрос о том, какими качест­вами должен обладать такой специалист и как найти способы оценки качества его работы. Некоторые авторы идут здесь «от противного », сравнивая опытных и умелых консультантов с не­опытными и анализируя причины неудач в проведении групп молодыми специалистами. Опытные консультанты пользуются тремя когнитивными шкалами (доминантный - подчиненный, Дружелюбный - недружелюбный, способствующий работе - ме­шающий), а новички - только двумя (доминантный - подчинен­ный, высокая степень участия - низкая степень участия). Кроме того, у опытных консультантов имеет место большой разброс оценок, их когнитивные шкалы более дифференцированы.

QQ

Конин с соавторами (известные эксперты по работе с группами) приходят к общим выводам: хороший групповод должен обла­дать гибкостью, хорошей профессиональной подготовкой, спо­собностью создать в группе терапевтический климат, умением осуществлять вмешательство в критические моменты и умело использовать тактики совместного решения проблем. Корей с соавторами обсуждают влияние системы личностных ценно­стей ведущего на работу группы. Недопустимо «давить» своими ценностными ориентациями. Де Люций и Боумэн выделяют че­тыре фактора, определяющих качество работы с группой: уме­ние осуществлять вмешательство в групповой процесс, умение создавать условия для раскрытия и роста личности, владение теорией, профессионализм. Таким образом, эффективное руко­водство группой предполагает правильный выбор стиля руко­водства, определенный навык организатора и широкий спектр творческих умений.

При современной систематизации поведения групповых пси­хологов обычно используют такие категории, как «роль», «ори­ентация», «терапевтический стиль» (Т. Высокиньска-Гонсер). Понятие «роль» сводится к положению, которое занимает спе­циалист в структуре группы. И. Ялом выделяет две основные роли - технический эксперт и эталонный участник. Выступая в качестве эксперта («социальный инженер» по М. Либерман), терапевт планомерно и целенаправленно использует свои навы­ки и знания для достижения терапевтических целей, в нужный момент применяя соответствующие методы. В качестве эталон­ного участника группы он может преследовать двоякую цель: демонстрация желательных образцов целесообразного поведе­ния, либо ускорения процесса социального научения. С. Кра-тохвил выделяет пять основных ролей группового психолога: «активный руководитель», «аналитик», «комментатор», «по­средник», «член группы». М. Либерман выделил четыре основ­ных стиля группового специалиста: эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительская функция. Выделены следующие характеристики поведения группового консультанта: прагматические, целевые аспекты, проявляю­щиеся в вербальной активности, и экспрессивные, связанные с личностью психолога как переживающего и самовыражаю­щегося субъекта. Первым свойственны следующие характери­стики: директивность - недирективность, определенность - не-

ПП

определенность высказывания, а также степень активности; вторым - анонимность-самораскрытие, а также выражение по­ложительных или отрицательных отношений. К. Рудестам вы­деляет такие позиции, как эксперт, катализатор, дирижер и об­разец участника. Похожие роли разобраны Ю. М. Жуковым: эксперт, учитель и консультант.

Таким образом, в данном случае в соответствии с теорети­ческими пристрастиями психолога и выбором основного кон­цептуального направления, в рамках которого осуществляет­ся профессиональная деятельность, проявляются профессио-нально-парадигмальные и профессионально-ролевые или профессионально-инструментальные свойства практическо­го психолога. Их появление и проявление в образе Я связано с парадигмальным и инструментальным самоопределением в структуре профидентичности. Обратим внимание на сле­дующее: чем дальше психолог от употребления собственно психотерапевтического воздействия (психодиагност, напри­мер), тем менее актуализировано парадигмальное самоопре­деление, а наиболее выражено инструментальное и ситуатив­ное, чем ближе к психотерапевтическому процессу, тем менее значимым становится собственно инструментальное самооп­ределение, парадигмальное же становится приоритетным. Но во всех случаях профессиональной деятельности практическо­го психолога в его образе ярко выражены личностные свойства.

Практикум

Интервью

Один из участников садится в центр круга. Предварительно он определяется относительно того, какого направления он придерживается, и сообщает об этом группе. Группа может за­дать ему пять вопросов, но строго соблюдая рамки роли прак­тического психолога, работающего в русле определенного психотерапевтического направления (психоанализ, бихевио­ризм, когнитивизм, гештальт-терапия, клиент-центрирован-ное направление и пр.). Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается пять вопросов, но с обяза­тельной сменой парадигмы, которой он придерживается.

Вариант - «Пресс-конференция». Один из участников са­дится в центр круга. Он изображает какую-либо известную личность психолога. Далее процедура та же.

Вариант - «Накладывающиеся идентичности». Один из участ­ников садится в центр круга. Он изображает одного из представи­телей «помогающих» профессий - психолога, педагога, священ­нослужителя, врача, народного целителя, биолога. Группа задает ему пять вопросов, на которые он отвечает из своей профессио­нальной роли. Задача - определить его профессиональную при­надлежность. Затем смена участников в кругу.

Обсуждение: что дает выполнение этого задания? Что но­вого узнали о себе?

f Психологическая родня (по В. Квинн)

Цель:развитие анализа парадигмалъной приверженности.

Участникам раздается текст сценки, которую просят прочи­тать и определить, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психо­аналитической, гуманистической, когнитивистской или эклек­тической. Свое решение предлагается обосновать.

Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родст­венников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они - психологи.

Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать вашими, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.

Мать: Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, поче­му ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.

Дядя Гена: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темно­те печенья, глядишь, на третий - сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.

Тетя Рая: О Гена, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения. 1П9

Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяс­нить, что он сам думает по этому поводу.

Отец: Я согласен, печенье - это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи

творятся в темноте?

Мальчик: В тимате ис шкафа выизают стья-ашные тюдовисси.

Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут от­туда вылезти?

Мальчик: Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Ену пьи-нести мне питенья, тетю Аю ~ посмотьеть мои газки, маму -сказать, как Коя был маленьким, а деду - пагаваить пья сто

я думаю.

Обсуждение: участники приводят свои мнения и их обосно­вания по каждому персонажу:

а) мать.....................................................................................................

б) отец.......................................................................................................

в) дядя Гена............................................................................................

г) тетя Рая............................................................................................

д) дедушка...............................................................................................

е) мальчик...............................................................................................

Эмиграция

т

Цель: помочь осознать свои профессиональные ориентации и приверженности.

У каждого участника есть возможность представить, что ему добровольно предстоит уехать из страны и из этого времени куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время. Почему?

Если бы у него была там возможность профессионального роста, то у кого из известных психологов он хотел бы поучить­ся, чему. А с кем из них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на эти

вопросы.

Обсуждение: довольны ли вы своим выбором? Почему?

I В какой парадигме работает психолог

Цель: тренировка навыков парадигмалъной приверженно­сти психолога.

Прочитайте приведенные ниже описания и определите, при­мером какого метода индивидуальной психотерапии является каждое из них - психоанализа, клиент-центрированной психо­терапии, гештальттерапии, экзистенциальной терапии, когни­тивной терапии, рационально-эмотивной терапии или бихевио-ральной психотерапии.

1. Психолог комментирует каждое движение Виктора -кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, куса­ет ли губы или почесывает голову.

2. Саша стесняется торговать. Психолог дает ей задание на дом - она должна наняться на работу на ближайшем рынке и про­давать там изделия ручного труда.

3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попы­таться расслабиться и вспомнить как можно больше.

4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жиз­ненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истин­ный смысл своей жизни.

5. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед ездой на автомобиле. На прошлой неделе по инициативе психо­терапевта опытный водитель взял его с собой в машину. На сле­дующей неделе Вячеслав сам поведет автомобиль по той же доро­ге. После этого, как он надеется, страх перед автомобильными поездками исчезнет у него навсегда.

6. На психотерапевтическом сеансе Жанна говорит боль­ше психолога, а он внимательно ее слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.

7. Марк уверен, его плохие оценки в школе означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психолог говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились.



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 386;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.