ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Психопрактика в нашей стране долго допускалась лишь в форме кооперации «специалист-психолог». По мнению Ф. Е. Василюка, у нас была только прикладная, практиче­ская психология, но не было психологической практики как особой социальной сферы психологических услуг. Сейчас си­туация изменяется коренным образом.

В настоящее время психология, рассматриваемая как про­фессия, есть область производства не только информации, но и полезных -действий определенного рода, направленных на человека как объект специального обслуживания. Продуктом труда здесь является приращение к качеству «вот этого чело­века» или, например, к качеству отношений «вот в этом кол­лективе» (Е. А. Климов).

Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, другие - в госу­дарственных учреждениях.

В сферу практической психологии включают: психотерапию, психодиагностику, психологическую службу в школе, службу те­лефона доверия, индивидуальное консультирование, психокор­рекцию, групповой тренинг общения и др. (Т. А. Флоренская, Г. С. Абрамова и др.) При всем разнообразии эти области объединя­ются направленностью на душевные трудности и проблемы кон­кретного человека. Психология консультирования является той областью, которая, будучи включена во все остальные виды прак­тической психологии, содержит в себе основные ее принципы.

Оказание психологической помощи, т. е. осуществление «по­лезных действий», - целостная ситуация, в которой объединяют­ся психология и люди, ее осуществляющие.

Возможности самого практикующего психолога связаны в первую очередь с его профессиональным самосознанием. Как отмечают практикующие специалисты, с одной стороны, говоря о самосознании психолога, допускали некоторую условность, представляя его как мысленную картинку о себе. С другой сторо­ны, подчеркивается, что это скорее процесс, имеющий диалоги­ческую форму не всегда осознаваемого разговора с самим собой, наполненного противоречиями, мучениями, в нем предстает драма специалиста-психолога, что видно из приводимых опуб­ликованных в печати фрагментов.

• «Во-первых, иллюзию, что ты можешь что-то сделать, надо отбросить сразу. ... Да только проснись во мне такая гордыня, что могу чему-то его обучить, дать мудрый совет, вообще бросить в него какое-то зерно, вырастить его, - и тут он все преодолеет, лишь помысли я об этом, - и все, конец, все рушится».

• «Начинать надо со смирения. Да, помочь я ничем не могу. Но именно это от многого меня и освобождает! Чем мучается вся­кий начинающий совестливый психолог? Его гложет страшная мысль: зачем все это? Ведь я ничего не могу изменить!»

• «Однажды мне пришла в голову мысль: нам платят не за то, что у нас что-то получается, а как раз за то, что у нас не вы­ходит, и мы молча терпим».

• «Человек в беде. Другое дело, удастся ему выйти или нет. Я же взял на себя смелость стоять на выходе. Но только не сам по себе - на такое нельзя решиться, думать об этом нельзя, амо­ральней ничего нет! - а вместе с ним. Только вместе».

Профессиональное самосознание Е. Калитеевская представ­ляет как психотехнический «миф», не всегда отчетливо осозна­ваемый. В рамках этого психотехнического мифа неосознанно проявляются представления о личных и профессиональных воз­можностях психолога, его потребности и тревоги, притязания и ожидания, степень насыщенности эмоциональной внутренней жизни, способность доверять себе и т. д.

По мнению В. Ю. Большакова, практическая психология хороша как социальный механизм, действие которого направ­лено на оздоровление экологии общества. Совпадают с этой точкой зрения и взгляды Р. Мэя, полагавшего, что психоло­гия, не претендуя ни на какое духовное руководство, может все же претендовать на защиту человеческой душевности, на ее экологию. Тут и охранительное отношение, и окультури­вающее. Цель психологической помощи вообще состоит не в том, чтобы человек мог легко и безболезненно перенести свое страдание, а в том, чтобы он перенес его мужественно, по-че­ловечески. Ф. Е. Василюк считает, что переживание составля­ет основной предмет приложения усилий практического пси­холога.

Р. Мэй утверждал: «Личность динамична, а не статична, ее стихия - творчество, а не прозябание. Наша цель - новое, кон­структивное перераспределение напряжений, а не абсолют­ная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к за­стою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (курсив - Мэй).

Однако не все так однозначно с профессиональной психоло­гической помощью. Р. Каркхуфф, занимавшийся изучением эффективности «непрофессиональной помощи», сравнил доб­ровольцев-помощников с обученными наставниками и обна­ружил, что пациенты добровольцев чувствовали себя так же, а чаще всего - лучше пациентов профессиональных наставни­ков. Очень часто профессиональный или обученный настав­ник действует в соответствии с определенной теорией. Добро­вольного помощника это меньше всего волнует. Поскольку его волнует лишь страждущий человек, то все его усилия направ­лены на оказание помощи.

Н. С. Пряжников выделяет этапы развития психолога-прак­тика, через которые проходят многие практические психологи: 1. стремление самоутвердиться в практической психологии, реа­лизуемое часто в поиске и освоении эффектных, общепринятых, « модных » на данный момент методов работы (ориентация на нор­мативно-заданные, надежные способы работы); 2. некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах психологи­ческой работы, связанное с тем, что данные методы не всегда по­зволяют решить проблемы клиентов, а также часть методов ока­зываются по разным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля деятельности); 3. попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в сво­ем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирова­ния индивидуального стиля деятельности); 4. осознание необхо­димости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущно­сти своей работы); 5. импровизация на основе знания (новое ос­мысление своего дела, связанное с выработкой собственного, ин­дивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и мето­дических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда).

Н. С. Пряжников отмечает, что не все психологи по ряду субъективных и объективных причин выходят на уровень полноценного формирования собственного стиля профессио­нальной деятельности. Вероятно, сравнение Каркхуффа и обнаружило наличие такого типа профессионалов. Доба­вим, что не всех дипломированных психологов отличает профессиональный подход, в связи с чем уместно обсудить основные характеристики профессионального подхода.

Профессиональный подход в практической психологии ха­рактеризует следующее.

• Техническая компетентность. Во многих случаях «техни­ческое превосходство» психолога и его «исключительная власть» над клиентом сильно отличаются от того, что может на­блюдаться в некоторых других профессиях. Для этого имеются две основные причины. Во-первых, разрыв в знании и опыте между психологами и их клиентами если и есть, то совсем не­большой. И психолог, и клиент могут иметь одинаковое обра­зование и схожий практический опыт. Таким образом, клиент может быть вполне хорошо подготовлен к решению о том, при­нять или отвергнуть совет психолога, и к контролированию работы психолога во время выполнения задания. Во-вторых, психопрактика - не закрытая профессия. Во многих странах барьеров для занятий этим родом деятельности нет или они минимальны.

• Самосовершенствование и самообразование. Профессио­нальные ассоциации определили характер и минимальную про­должительность опыта работы, которые являются условием для членства, например 3-5 лет непосредственной работы в области консультирования. Это лишь основные критерии приема; они не показывают, достаточно ли психолог компетентен для выполне­ния данного задания. Судить об этом могут только психолог и клиент вместе. Как общее правило, и это основной признак профессионализма, психолог должен хотеть и быть способным критически оценивать собственные знания и умения, рассмат­ривая новое задание. Он никогда не будет представлять себя в ложном свете. Профессионально нужно быть моральным чело­веком. Василюк Ф. Е. признается, что это возможно, «когда сни­жаются претензии», а задача самосовершенствования остается. Соответственно, профессиональный психолог будет воздержи­ваться от выполнения заданий, которые выходят за пределы его компетентности.

• Соблюдение интересов клиента. Во время выполнения за­дания психолог предоставляет свои знания и опыт в полное распоряжение клиента, и его задача - найти возможное наи­лучшее решение в интересах клиента. Не всегда ясно, что это за интересы и что клиент в действительности хочет получить в результате. Нередок конфликт между краткосрочными и долгосрочными интересами, которого клиент может не ви­деть до объяснения психолога.

• Беспристрастность и объективность. Опытный профессио­нал может контролировать свои убеждения и предвзятое мне­ние, оставаясь при этом объективным. Он должен отказаться от задания, если не может сохранить объективность по эмоцио­нальным причинам. Ф. Е. Василюк пишет: «Что психолог дей­ствительно должен, если он хочет быть полезен человеку как специалист, - это, сохранив способность к состраданию, обра­зующую эмоционально-мотивационную почву, которая пита­ет его практическую деятельность, научиться подчинять свои непосредственные этические реакции, прямо вытекающие из сострадания, позитивно определенной программе психологи­ческой помощи, как это умеет в своей области делать хирург во время операции или учитель, применяющий то или иное воспитательное воздействие, отнюдь не всегда приятное для воспитанника».

• Конфиденциальность - общепринятый принцип работы независимого профессионала.

В современной психологии считается, что выдача удостовере­ний является шагом вперед к широкому признанию практиче­ской психологии как настоящей профессии, к реализации на практике профессионального подхода. Деловые круги, прави­тельство и общество в целом хотят иметь гарантии, что психо­логи, принимающие важные решения в частном и государст­венном секторах, являются проверенными профессионалами. Выдача удостоверений должна помочь навести больше порядка в психопрактике, устранить тех, кто продает свои услуги в каче­стве практических психологов, но не отвечает принятым стан­дартам. С другой стороны, имеются различные возражения: вы­дача удостоверений не может в действительности гарантировать ничего, кроме нескольких общих и довольно элементарных кри­териев приема в профессию; она не может показать, действи­тельно ли психолог пригоден для сложной работы. Наконец, психопрактика сама является бизнесом, и если специалист про­ходит испытание рынком и находит достаточно клиентов, его услуги рассматриваются клиентами как технически компетент­ные. Тем не менее факты показывают, что система выдачи удо­стоверений развивается, в том числе в нашей стране.

Практикум



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 298;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.