Антитрадиционность и антитрансцендентность
Многочисленность и разнообразие потенциальных функциональных структур, которыми располагает человек, приводит к тому, что ему становится тесно в пределах «здесь и сейчас» (то есть в рамках конкретных установок). Его жизненные интересы выходят далеко за пределы собственной жизни, как в прошлое так и в будущее.
Возможность обращения к прошлому связана с культурной традицией. Человек принимает на вооружение уже известные примеры поведения и эмоционального восприятия, благодаря чему приобретает, не прилагая никаких усилий, знания о существующем порядке вещей не менее важные, чем генетически наследуемые представления о биологическом порядке.
С возможностью обращения в будущее связаны трансцендентные свойства природы человека, надежда, что с его смертью не все будет кончено («non omnis moriar»), и что порядок, им созданный, переживет его. Такой порядок становится как будто мифом, придающим смысл жизни и смерти.
Впрочем, нередко случается, что такому мифу посвящается вся жизнь. Глядя на развитие культуры, испытываешь впечатление, что все значительное в ней, что сохранялось веками, совершенно не связано с конкретикой жизни, а непосредственно порождается трансцендентной тоской, доходящей порой до абсурда.
Что, например, принесло человеку сооружение пирамид, строительство святынь, восхитительная резьба, кропотливое изготовление витражей, которые невозможно разглядеть даже вблизи и т. д.? Титанические усилия создателей не были связаны с конкретными целями, с тем, что непосредственно удовлетворяет потребности человека.
То, что было воистину великим, не могло поместиться в конкретных установках по отношению к жизни. Более того, все это было чем-то не имеющим практического значения и прямого отношения к человеку, а скорее почвой для абсурда, мифа, не имеющей названия идеи.
Человек в этой деятельности выходил далеко за границы собственной жизни, своего (от сих до сих), обращаясь как к прошлому, так и к будущему. Такой трансцендентный характер культуры имел определенное значение и для жизни индивида, придавал его жизни особый смысл, хотя сама идея, вносящая в жизнь свой порядок, была лишена смысла.
Существенным здесь является и аспект веры: она оказывала мобилизующее воздействие на организм не только в психическом, но и в физическом плане. Хорошо известно, что эффективность применения лечебных препаратов в значительной мере зависит от степени доверия к ним (placebo effect).
В психотерапии, помимо доверия к врачу, немалую роль играет вера в определенный миф о человеке, который пропагандирует данное направление в психотерапии. Человек, имеющий веру, обладает большей жизненной активностью, чем тот, который ни во что не верит. Кроме эффекта активизации, вера оказывает также организующее влияние на весь мир человека. Она создает определенную иерархию ценностей, благодаря которой человеку легче упорядочить информационный обмен с окружением.
В мире животных такой обмен намного беднее, чем у человека, и полностью соответствует биологической иерархии ценностей. Из окружающей среды воспринимается только информация, имеющая определенное биологическое значение, создаются и реализуются только такие функциональные структуры (участвующие в информационном процессе), которые имеют биологическое значение для организма. Информационный метаболизм человека намного богаче его биологических потребностей, поэтому биологической иерархии ценностей ему уже недостаточно.
Человек, лишенный культурных традиций, мог бы потеряться в информационном хаосе и в хаосе собственных творческих возможностей создания функциональных структур. Подобная проблема информационной дезориентации и хаоса в патологической форме наблюдается при шизофрении.
Мифы культуры, благодаря своей эмоциональной содержательности (компоненте веры), играют важную роль как своеобразные иерархические системы ценностей, под влиянием которых упорядочивается информационный метаболизм. Одной из характерных черт человека нашей цивилизации является отсутствие веры.
Даже если он не принадлежит к какой-либо религиозной конфессии, то все равно очень часто выбирает миф, чтобы благодаря этому и в такой форме упорядочить свою жизнь и придать ей больший смысл. Таким образом, веру нельзя выбрать, она приходит сама, поскольку важнейшим элементом веры является ее эмоциональная компонента, а чувства невозможно выбрать, они приходят и уходят сами по себе.
Закат мифов приводит к тому, что современный человек остается предоставленным самому себе и намного острее чувствует одиночество, чем человек, принадлежащий другим культурам. Он вынужден самостоятельно устраивать порядок своей жизни и искать в ней определенный смысл. Но очень часто за его усилиями в этом направлении скрывается неверие, ощущение бессмысленности жизни, уверенность в том, что с его смертью все закончится, а также ощущение господствующего как во внешнем, так и во внутреннем мире хаоса, то есть в нем самом.
Закат мифов всегда угрожает возникновением новых, нередко еще более абсурдных, чем имеющих многовековую традицию. Действительно, человеку трудно жить в хаосе, руководствуясь агностицизмом, поэтому он может легко поддаться «очарованию» нового мифа, подчас бессмысленного и Даже преступного. Подверженность уверениям «лжепророков» является, быть может, самой большой опасностью современной культуры.
Проблема компенсации отрицательных эмоций и возможностей реализации творческих и трансцендентных потребностей, присущих человеку, является, скорее всего, важнейшей проблемой нашей культуры. В настоящее время невозможно предугадать, каким образом она будет решена, но от этого решения и способа решения зависит возможность выхода из кризиса, переживаемого нашей культурой. Данный кризис, как мы старались показать, отражается на жизни каждого отдельного человека, мешает ему радоваться жизни и в полной мере реализовывать свою жизненную энергию.
Дата добавления: 2023-08-18; просмотров: 357;