Проблема происхождения трудовой деятельности
Ступина, Филипьечев.; Фабри.Общеизвестно, что основными факторами развития человеческого сознания является трудовая деятельность, членораздельная речь и созданная на их основе общественная жизнь. По мнению Ф. Энгельса, решающим фактором превращения животного предка в человека является труд (труд создал человека, создал и человеческое сознание). Трудовая деятельность и членораздельная речь, по мнению Энгельса, являются отличительными критериями психической деятельности человека по сравнению с таковой животных.
НА современном этапе для зоопсихологов важной проблемой является изучение путей развития трудовой деятельности человека на примере использования орудийной деятельности высшими животными.
Труд с самого своего зарождения был ручным. Человеческая рука – это в первую очередь орган труда, но и развилась она благодаря труду. Таким образом, рука занимает центральное место в антропогенезе, при этом основную роль сыграли ее исключительные хватательные (гаптические) способности.
Все биологические предпосылки трудовой деятельности следует искать в особенностях хватательных функций передних конечностей млекопитающих.
В связи с этим встает вопрос: почему именно обезьяны, а не другие животные с хватательными передними конечностями стали предками человека? Этой проблемой занимался К.Э.Фабри, изучая в сравнительном аспекте взаимоотношения между локомоторной (главной) и манипуляционными (дополнительными) функциями передних конечностей у обезьяны и др.животных. В результате исследований Фабри пришел к выводу, что способность к манипулированию возникла в ущерб основным функциям, в частности быстрому бегу. У большинства животных с хватательными передними конечностями (медведи, еноты) манипуляционные действия отходят на второй план, без которых животное может прожить. Ведь большинство этих животных ведут наземный образ жизни и основная функция передних конечностей – хватательная.
Исключение составляют приматы. Лазанье путем хватания веток – у них основная функция передних конечностей. При таком способе передвижения усиливается мускулатура пальцев, увеличивается их подвижность. Такое строение кисти определяет способность обезьян к манипулированию. Только у приматов (по Фабри) главная и дополнительная функции передних конечностей (локомоторная и Манимпулятивная) гармонично сочетаются др.с другом.
Эволюция кисти приматов шла одновременно в двух направления:
1. увеличение гибкости и вариабельности хватательных движений
2. увеличение полного обхватывания предметов.
Изучением трудовой деятельности обезьян занимались многие советские зоопсихологи (Н.Н.Ладыгина-Котс, Н.Ю.Войтонис, К.Э.Фабри и др.). В результате было выявлено, что как низшие, так и высшие (человекообразные) обезьяны осуществляют в ходе манипулирования практический анализ объекта (расчленение, разбор его, выделение и обследование отдельных деталей и т.п.).
Например, они пытаются разломать попавший к ним в руки предмет, исследуют различные его детали.
Однако у человекообразных обезьян выражены также и синтетические («конструктивные») действия, т.е. воссоздание из частей целого путем сближения, соединения, наслаивания предметов.
Обезьяны могут пытаться скрутить отдельные детали, свинтить их, переплести.
Пример конструктивных (синтетических) действия в природных условиях у шимпанзе - гнездостроение.
Кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделила еще следующие формы деятельности, выявляющиеся в ходе манипулирования предметами: ориентировочно-обследующую (ознакомительную), обрабатывающую, двигательно-игровую, сохранение предмета, отвергание его и орудийную деятельность.
Не переоценивая орудийную деятельность современных антропоидов, нельзя одновременно не усмотреть в ней свидетельство одной из важных биологических предпосылок антропогенеза. Надо думать, что у ископаемых антропоидов – предков человека – употребление орудий было значительно лучше развито, чем у современных человекообразных обезьян. С этой существенной поправкой можно по предметной деятельности последних, а также низших обезьян в известной мере судить о развитии предтрудовой деятельности наших животных предков и о тех условиях, в которых зародились первые трудовые действия, выполняемые с помощью орудий труда.
Одновременно с изменениями в строении передних конечностей у предков человека развивается кожно-мышечная чувствительность руки. Тактильная чувствительность взаимодействует со зрением, возникает взаимообусловленность этих систем.
Только у обезьян существуют взаимоотношения между зрением и движениями рук, кот. являются одной из важнейших предпосылок антропогенеза. Без такого взаимодействия, без зрительного контроля за действиями рук невозможно представить зарождение простейших трудовых операций.
Фабри пришел к выводу, что в обычных формах предметная (в том числе орудийная) деятельность никогда не могла бы «перерасти» в трудовую деятельность. Очевидно, даже высшие проявления манипуляционной (орудийной) деятельности у ископаемых человекообразных обезьян навсегда остались бы не более как формами биологической адаптации, если бы у непосредственных предков человека не наступили коренные изменения в поведении, аналоги которых Фабри обнаружил у современных обезьян при известных экстремальных условиях. Речь идет о явлении, которое он обозначил как «компенсаторное манипулирование». Суть его заключается в том, что в резко обедненной по сравнению с естественной среде (например, в пустой клетке) у обезьян происходит коренная перестройка манипуляционной активности.
В естественных условиях (или близких к ним условиях вольерного содержания) обезьяну окружает обилие пригодных для манипулирования предметов, которые распыляют внимание животных и стимулируют их к быстрой перемене деятельности.
В условиях же клеточного содержания, когда почти полностью отсутствуют предметы для манипулирования, нормальная многообразная и «рассеянная» манипуляционная деятельность обезьян концентрируется на тех весьма немногих предметах, которыми они могут располагать (или которые им дает экспериментатор). В итоге взамен разнообразных рассеянных манипуляций со многими предметами в природе животные производят не менее разнообразные, но интенсивные, сосредоточенные, длительные манипуляции с одним или немногими предметами. При этом разрозненные двигательные элементы концентрируются, что приводит к образованию значительно более сложных манипуляционных движений.
Таким образом, манипуляционная активность в условиях резко обедненной среды открытых пространств должна была компенсироваться. Естественная потребность обезьян в манипулировании многочисленными разнообразными предметами компенсируется новой формой манипулирования – «компенсаторным манипулированием».
Из антропоидов, перешедших к жизни на открытых пространствах, уцелел, очевидно, один-единственный вид, который и стал непосредственным предком человека. Среди антропологов господствует мнение, что этот антропоид выжил, невзирая на резкое ухудшение условий жизни в начале плейстоцена, благодаря успешному использованию природных предметов в качестве орудий, а затем употреблению искусственных орудий.
Однако, как считает Фабри, такую спасательную роль, к тому же и преобразившую все поведение нашего предка и приведшую его к трудовой деятельности, орудийная деятельность смогла выполнить лишь после того, как она сама претерпела глубокую качественную перестройку. Необходимость такой перестройки была обусловлена тем, что развивавшаяся в условиях тропического леса – с его обилием разнообразных предметов – манипуляционная активность (жизненно необходимая для нормального развития и функционирования двигательного аппарата) должна была в условиях резко обедненной среды открытых пространств компенсироваться. Очевидно, тогда и возникли такие формы «компенсаторного манипулирования», которые привели к исключительно сильной концентрации элементов психомоторной сферы, что подняло орудийную деятельность нашего животного предка на качественно новую ступень.
Таким образом, высокоразвитая способность к компенсаторной перестройке предметной деятельности обеспечила выживание этого нашего предка и явилась необходимой основой для зарождения трудовой деятельности, а тем самым и появления на земле человека.
У обезьян же, оставшихся жить в лесах, естественно, не развивались компенсаторные движения, и для них были вполне достаточны прежние формы биологической адаптации, в том числе и в сфере предметной деятельности. Поэтому их орудийная деятельность осталась лишь одной из таких чисто биологических форм приспособления и не могла превращаться в трудовую деятельность. Вот почему употребление орудий у обезьян не прогрессировало, а лишь сохранялось у некоторых современных видов.
Дальнейшее развитие трудовой деятельности невозможно представить без использования разнообразных орудий. Орудием может служить любой предмет, используемый животным для решения задачи, но орудие труда непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении, а это означает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем.
Переход от случайно накопленных предметов острых камней к направленной обработке – это решающий этап антропосоциогенеза, кот. связан с сознательным целенаправленным изготовлением орудий труда человеком, в отличие от предметной деятельности других животных, кот. основана на инстинктах. Изготовление орудий труда стимулирует прогресс в развитии моторных, зрительных, осязательных, ассоциативных областей мозга. Ассоциативный мозг координирует информацию от органов чувств. Более одаренные в этом плане гоминиды выживали в эволюции (естественный отбор).
Для предметно-орудийной деятельности животных характерно:
1. стереотипность действий
2. ограниченный набор предметов
3. за орудием не закрепляется его значение, предмет служит орудием только в конкретной ситуации
4. использованные орудия выбрасывались
5. изготовление орудий собственными руками (очистить веточку от листьев)
Для орудийно-трудовой деятельности человека свойственно:
1. разнообразие используемых орудий и предметов
2. планирование, изготовление орудий впрок
3. человек хранит изготовленные орудия
4. использует сноровку, умение, навыки
5. изготовление орудий для изготовления орудий
6. даже при индивидуальном изготовлении орудие является общественным предметом
изготовление орудия труда (например, обтесывание одного камня с помощью другого) требует формирования таких специфических приемов воздействия на «второй объект», таких операций, которые привели бы к совершенно особым изменениям этого объекта, благодаря которым только он и превратится в орудие труда. Наглядный пример тому – изготовление древнейшего орудия труда первобытного человека (каменного ручного рубила, рис. 50), где усилия должны были направляться на создание заостренного конца, т.е. собственно рабочей части орудия, и широкого, закругленного верха (нуклеуса, ядрища), приспособленного к прочному удерживанию орудия в руке. Именно на таких операциях выросло человеческое сознание.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 874;