Место человека в животном мире. Генетическое родство и качественное различие психики животных и человека
Место человека в животном мире.
Современная наука находит всё больше сходств между психикой человека и животного. До середины 17 века бытовала обратная точка зрения. Затем была признана механика общности тела, однако считалось, что психика и поведение разобщены. В связи с появлением теории Ч.Дарвина. появилось понятие эмоциональной экспрессии, стимулировавшее изучение сначала эмоций и внешних реакций, а затем и практического мышления.
В начале 20в. начались исследования индивидуальных различий темперамента среди животных (Павлов), сейчас ведётся поиск идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.
(Моисеева).Человек относится к царству животных, тип хордовых, класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род и вид Homo sapiens. Все популяции человека находятся на высочайшем уровне организации и принадлежат одному виду.
Человек тесно связан своими корнями с животным миром:
· Организм человека имеет много общих признаков с позвоночными
(напр.позвоночник, семь шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, левая дуга аорты, четырехкамерное сердце, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, сложная Н.С.и органы чувств)
· Человек относится к узконосым обезьянам и наиболее близок с человекообразными обезьянами (шимпанзе, гориллы).
Человеческий геном на 91% схож с геномом шимпанзе, на 76% - с гиббонами, 65% - с низшими приматами. ПО поведенческим показателям, по социальной организации, по характеру психической деятельности человек наиболее близок с шимпанзе и гориллами, разделение которых произошло 8-5 млн.л.н.
Общие черты человека и животного:
· врождённые элементарные способности познавательного характера (восприятие мира как элементарных ощущений + запоминание информации);
· основные виды ощущений: зрение, слух осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. (она обеспечивается наличием анализаторов).
Различия:
Наличие у человека особых качеств у познавательных процессов:
а) у восприятия – предметность, константность, осмысленность.
б) у памяти - произвольность и опосредованность; её объём (теоретически она безгранична); наличие знаковых систем для передачи благоприятного опыта предыдущих поколений
в) у мышления – в наглядно – действенном плане человек и животное равны; спорным является вопрос о наглядно – образном интеллекте; однозначно у животных нет словесно – логического мышления.
г) у эмоций – первичные эмоции у обоих видов носят врождённый характер (общие способы выражения эмоций у антропоидов и человека); у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных (они соц. обусловлены).
д) у мотивации – есть общие корни, если речь идёт о чисто органических потребностях, но есть вопросы не решаемые (потребность в общении, альтруизм, агрессия – их природа не ясна, не известно наследуются ли они или приобретаются у человека). Одной из главных проблем является выделение ведущих и подчинённых потребностей.
Т.обр. человек в своих качествах и формах поведения является соц. – природным существом частично похожим, частично отличным от антропоидов.
Главное отличие психической деятельности человека от таковой у животных состоит в том, что благодаря общественно-трудовой практике и связанной с ней членораздельной речи человек способен к отражению объективной реальности в двух планах – чувственном и понятийном, т.е. наряду с непосредственно-чувственным отражением у него существует еще план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий. Именно этим определяется сущность сознания. Выготский Л.С. Развитие высших психических функции. М., 1960. С. 40–41.
Что же касается животных, то даже у наиболее высокоразвитых их представителей психическое отражение окружающего мира совершается лишь в одном плане, а именно чувственном; второй, абстрактно-логический план у них отсутствует.
Однако без логического мышления (с помощью абстрактных понятий) невозможно постигнуть сущность вещей и процессов, невозможно познать коренные причинно-следственные связи, подлинные, существенные закономерности. Вследствие этого познание животными компонентов среды и отношений между ними ограничивается лишь непосредственно воспринимаемыми (в настоящем или прошлом), причем в наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности. Дистантное восприятие обычно дает животному лишь поверхностную, сигнальную информацию. Отражение же собственных действий, собственного поведения, направленного на объекты окружающего мира, дает животному наиболее полноценную информацию об этом мире. (В ограниченной степени познавательная деятельность встречается также в форме подражания, когда имеет место научение путем созерцания действий других животных.)
Человек же способен проникнуть в сущность вещей и явлений, познать закономерности их происхождения и развития, идя от живого созерцания к абстрактному мышлению. При этом человек может не только приобретать, но и целенаправленно передавать другим людям знания, сформулированные в устном или письменном виде в качестве абстрактных понятий, причем практически в неограниченном объеме.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 831;