Имитацией является некритическое, формальное, слепое копирование элементов другой культуры, подавляющее и вытесняющее собственную культурную традицию.
Проблема имитации как негативный фактор некорректного межкультурного взаимодействия
Имитация, как понятие культурологии, не идентично конструктивному заимствованию. Без заимствований в реальных исторических условиях не может обойтись ни одна человеческая культура. Но заимствование вовсе не обязано быть имитацией.
Имитацией является некритическое, формальное, слепое копирование элементов другой культуры, подавляющее и вытесняющее собственную культурную традицию.
Результатом имитации, независимо от тактического технологического или политического выигрыша, является нарушение исходной культурной идентичности, утрата своего цивилизационного своеобразия, что влечет за собой превращение в колониальный народ или распад и растворение в других этносах.
Необходимо также отметить, что к имитации может перейти и вполне сложная культура, имеющая мощную историческую традицию, если ее общество оказывается в состоянии социокультурного кризиса и переоценки ценностей. Культура в таких условиях может впасть в зависимость от внешнего опыта, воспринимаемого как единственно верные указания к действию на фоне фундаментального разочарования в своей прежней концептуально-ценностной системе.
Примером такой зависимости является наша страна, резко сменившая свою ценностную идентичность в 1990-х. Отказавшись от советской идейной матрицы в пользу западной модели развития, Россия безоговорочно признала авторитет западных культурных решений и в течение 30 лет привыкла к некритическому заимствованию, от которого лишь начинает отходить в настоящее время.
На основе большого исторического опыта, теория межкультурной коммуникации делает вывод, что в ходе имитации культура теряет способность к самостоятельному развитию и утрачивает даже саму способность желать такого развития.
Отказ от авторитета своего прежнего культурного опыта психологически порождает подсознательное признание своей зависимости от чужих культурных, социальных и исторических решений. Культура при имитации получает готовые инструкции в регуляции социального механизма, но при этом лишают этот механизм самого ценного – творческой энергетики собственного развития. К сожалению, потеря собственной исторической энергии может иметь необратимые последствия.
Суть имитации - найти в других культурах «чистый образец» и скопировать его в своих условиях. Это совершенно ложная установка, противоречащая и науке, и здравому смыслу. Современная теория культуры утверждает, что успешное полное копирование принципиально невозможно, оно ведет к подавлению и разрушению собственной культурной энергетики.
Клод Леви_Стросс (Lévi Strauss) (28.11.1908 – 31.10.2009), франц. этнолог и философ, крупный исследователь теории и практики межкультурных взаимодействий
При освоении чужих достижений необходим синтез, создание новой структуры, выращенной на собственной культурной почве. Так, например, была выращена в России наука, родившаяся в Западной Европе, так был создан «конфуцианский капитализм» в Японии.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 279;