Общие свойства ощущений
Понятие об ощущении
Ощущение- это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей наорганы чувств.
В ощущениях человеку открываются цвета и звуки, ароматы и вкус, вес, тепло или холод предметов, которые их окружают. Кроме того ощущения информируют об изменениях в собственном теле (его положении, движении всего тела и отдельных его частей), сигнализируют о нарушениях в деятельности внутренних органов и т.п.
Классификация ощущений
Основания классификации | Виды ощущений |
По месту расположения раздражителей | 1. Экстероцептивные (раздражитель находится вовне) - отображают свойства предметов и явлений окружающей среды. Разделяются на контактные (передают ощущения при непосредственном контакте с раздражителем - тактильные,температурные, вкусовые) и дистантные (передают раздражения от отдаленного объекта - зрительные, слуховые,обонятельные). 2. Интероцептивные (раздражитель находится внутри тела) – отражают состояние внутренних органов и тканей. 3. Проприоцептивные (раздражитель - в мышцах и/или суставах) - передают информацию о движении и положении тела. |
По органам чувств | 1. Зрительные. 2. Слуховые. 3. Тактильные (ощущения от прикосновений). 4. Болевые. 5. Кинестетические (информация о положении тела в пространстве). 6. Обонятельные. 7.Вкусовые. 8. Вибрационные. 9. Статические (информация о позах). 10. Органические (информация о самочувствии). |
Общие свойства ощущений
Свойство | Содержание |
Качество | Особенность определенного вида ощущений, которая отличает их от других видов (зрительные, слуховые, тактильные и другие). Зависит не только от природы раздражителя, но и от нервно-психического состояния, имеющейся установки, склонности к внушению и тому подобное |
Длительность | Временная характеристика ощущений. Они возникают через определенное время после начала действия раздражителя, а исчезают через определенное время после его окончания. Пример. Болевые ощущения возникают через 370 миллисекунд после раздражения |
Инерция | «Последействие» ощущений. Пример. В зрительном анализаторе отдельные кинокадры с определенной скоростью проекции воспринимаются как непрерывное изображение |
Пространственная локализация | Информирование о местоположении раздражителя во внешней среде (тактильные ощущения) или в организме человека (болевые ощущения). Пример: локализация тактильных ощущений точнее, чем локализация болевых |
Интенсивность | Характеристика силы (энергии) раздражителя, а также функционального состояния соответствующего органа чувств |
Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, которые принимают участие в восприятии, переработке и реагировании на раздражители называется анализатором. Афферентные структуры передают возбуждение от рецепторов(органических «датчиков», которые находятся на поверхности тела или внутри, воспринимают физические, химические, механические и другие раздражения и превращают их в нервные электрические импульсы) к ЦНС (мозгу). Эфферентные - передают сигналы от ЦНС к периферии тела.
Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя (стимула). Значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает ощущение определенного качества (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), называется порогом ощущения.
Минимальная сила раздражителя, вызывающая ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности соответствующего анализатора; максимальная сила раздражителя, при которой данное ощущение еще сохраняется – это верхний абсолютный порог. Примеры.
Средние значения абсолютных порогов:
Ощущение | Средние значения |
Зрение | Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от окна |
Слух | Способность воспринимать тиканье наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м |
Вкус | Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, который содержит 8 л воды |
Запах | Ощущение наличия одной капли духов в помещении из шести комнат |
Прикосновение | Ощущение поверхностью кожи движения воздуха от падения крыла мухи на расстоянии 1 см |
Изменение параметров уже имеющегося ощущения (относительный порог ощущения) - это величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
По закону Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), если сила раздражителя растет в геометрической прогрессии, то сила ощущения увеличивается в арифметической. Однако, по закону С.Стивенса, который уточнил данные своих предшественников, между раздражителем и ощущением чаще существует степенная связь. Для ощущений разного качества показатель степени изменяется. Пример. Для ощущения света он равняется 0,33; для электрического тока - 3,5. Удвоение яркости света изменяет его видимую яркость всего на 25%, а удвоение силы тока – усиливает ощущение от его удара в 10 раз.
Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным(дифференциальным) порогом. Значения всех выделенных порогов меняются в процессе адаптации. Они подвержены влиянию множества факторов, включая индивидуальные особенности функционального состояния человека.
Сенсорная адаптация - приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя. Она может быть:
а) негативной - полное или частичное исчезновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: приспособление к прохладной морской воде;
б) позитивной - возникновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: человек видит предметы в темной комнате, приспособившись к темноте.
С адаптацией связаны такие явления как синестезия и сенсибилизация.
Синестезия - возникновение ощущений одного качества (модальности) под воздействием раздражителя специфического для другого. Примеры: звук наряду со слуховыми ощущениями вызывает и зрительные («цветовой слух»).
Пример. У А.Скрябина звук вызывал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. Он отмечал цвета отдельных нот в партитурах. Н.Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый и т.п.
Цвет стен в комнате вызывает тактильные ощущения (тепла – желто-оранжевый или холода – голубой).
Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате их взаимодействия (повышение остроты зрения под воздействием музыки) или их тренировки. Пример. Игра на скрипке нуждается в исключительно высоком развитии музыкального слуха исполнителя, потому в среднем у скрипачей он развит несколько лучше, чем у пианистов.
К сенсибилизации также может приводить необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Пример. Повышенное развитие слуха у слабо видящих людей.
Понятие о восприятии.
Восприятие - это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Восприятие, основываясь на ощущениях, которые информируют только об отдельных характеристиках объектов (цвет, звучание, запах), не исчерпывается ими, а отражает предмет в целом. Но целое, при этом, не равняется сумме составляющих, а представляет собой качественно новое образование. Пример. Музыка не является простой суммой разных звуков и не присутствует в каждом из них.
Благодаря своим свойствам, восприятие идентифицирует те или иные предметы, отделяет их от среды, раскрывает их значения и функции.
Свойства восприятия | Содержание |
Предметность | Разные по качеству ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и т.п.), получаемые от определенного предмета, совмещаются, и полученный результат соотносится с образом предмета, который хранится в памяти (предметный образ). Так человек определяет, с каким именно предметом он имеет дело. Пример. Выделение фигуры на определенном фоне, где фигура - образ предмета, а фон - образ окружающего пространства. |
Целостность и структурность | Внутренняя взаимосвязь разных частей, а также частей и целого в образе предмета. Даже если изменяются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Пример. Та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Целостность позволяет «достраивать» в уме и адекватно воспринимать определенные предметы даже при отсутствии некоторых элементов. Пример. Круг и две соответствующим образом расположенных точки внутри него могут восприниматься как лицо. |
Константность | Несмотря на изменение условий наблюдения, образы воспринимаемых предметов остаются неизменными. Пример. Правая ладонь находится на расстоянии вытянутой руки от глаз воспринимающего субъекта, левая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение на сетчатке правой ладони, составляет лишь половину изображения левой. |
Осознанность (категориальность) | Восприятие предметов и явлений имеет обобщенный характер и тесно связано с имеющимися у воспринимающего субъекта знаниями о них, с тем, как он понимает их сущность, с его мышлением. Каждый предмет отражается в слове-понятии и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, свойственные всем предметам этого класса. Пример. Предмет определенного размера и цвета, который имеет клюв, крылья, помахивает ими и таким образом перемещается в пространстве, будет восприниматься как птица. С увеличением объема знаний, с развитием мышления изменяется и степень осознанности восприятия, расширяются его возможности. Пример: человек, который не знаком с «серьезной» музыкой, может воспринимать произведения современного композитора как набор звуков, а специалист - как мелодию. |
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 767;