Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника
План лекции:
1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника
2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания
3. Место и роль этико-аксиологической подготовки профессионального социального работника в профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений Место и роль этико-аксиологической подготовки профессионального социального работника в профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений
Личность социального работника имеет огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально-значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым причинам не достаточно эффективно выполняет эти свои функции. Недостаточно высокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводят к тому, что профессия социального работника не пользуется большой популярностью в обществе. Это порождает определенные трудности с кадровым обеспечением социальных служб и создает условия для проникновения в социальную работу случайных людей, рассматривающих свое включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную неблагоприятной социально-экономической ситуацией в обществе. При соответствующих благоприятных обстоятельствах эти люди из социальной работы уйдут, но в настоящий момент они, несомненно, оказывают определенное влияние на ее содержание и результаты, и это влияние не всегда может быть расценено как позитивное.
Социальная работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь, ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части - системы гуманистических ценностей. В этой связи особую значимость приобретает такая интегративная характеристика специалиста, как гуманистическая направленность его личности,которая может быть охарактеризована наличием следующих показателей:
осознанная приверженность гуманистическим ценностям;
признание человека высшей ценностью современной цивилизации;
организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей;
мотивация основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей.
Гуманистическая направленность личности специалиста предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Такая личность глубоко убеждена, что человек, независимо от своих личностных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Зная, что далеко не всегда человек может полностью управлять своими обстоятельствами и, соответственно этому, не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, такая личность принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основным в ее жизни, и в своей обыденной жизнедеятельности и профессиональной деятельности руководствуется пониманием объективной значимости этой деятельности.
В условиях относительной автономности и свободы специалиста характер его действий может быть в общем случае различным в зависимости от моральных качеств личности, ее собственной системы моральных норм и принципов, иерархии ценностей, идеалов и т.п. и, соответственно этому, его воздействие на сознание клиента может быть как гуманизирующим, так и дегуманизирующим. В связи с этим большое значение приобретает гуманизация личности специалиста, а значит, формирование его ценностного сознания. Сознательное и осознанное усвоение и присвоение гуманистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов, стандартов и норм профессионального поведения и действий может служить своеобразным показателем высокого уровня духовного развития носителя ценностей, зрелости его личности и профессионализма. Это может стать одним из важнейших гарантов того, что гуманистические ценности получат соответствующую им значимость и признание в сознании клиента и общественном сознании. Но социальный работник, субъектно оказывая влияние на клиента, его и свое социальное окружение, общество, сам в значительной степени является продуктом социальной деятельности общества, в том числе и в плане формирования его личностного обыденного и профессионального сознания. В целом профессиональное этико-аксиологическое сознание конкретного социального работника может быть условно представлено в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты:
* философскую, сложившуюся в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;
* социокультурную, образовавшуюся под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном);
* профессиональную, представляющую собой результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии;
* социально-групповую, сложившуюся вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов;
* индивидуальную, выступающую как результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.
Безусловно, такое выделение компонент личностного профессионально-этического и ценностного сознания социального работника содержит в себе некоторую схематичность и упрощение. Рассматривая более подробно эти компоненты, можно с полным на то основанием выделить в каждой из них элементы, образовавшиеся в результате взаимовлияния и взаимодействия с другими компонентами.
Например, философская компонента включает в себя элементы как общесоциальной, так и социально-групповой и индивидуальной, поскольку, несмотря на требования научной объективности и непредвзятости, человек не может “выйти за пределы самого себя”, и поэтому каждое философское, аксиологическое или этическое учение, его конкретное прочтение и интерпретация в известной степени являются продуктом своей эпохи и личности интерпретатора, не всегда соответствующим по смыслу и содержанию замыслу своего творца. Кроме того, любое учение, в зависимости от конкретных особенностей эпохи и общества может стать чрезмерно, неоправданно популярным, “модным” и в связи с этим быть интерпретированным как всеобщее, несмотря на свой частный характер или, наоборот, быть необоснованно преданным забвению, несмотря на несомненную ценность.
Общесоциальная компонента в связи с наличием в социальной общности различных структурных элементов неизбежно складывается под их влиянием и несет в себе фрагменты этического и ценностного сознания множества профессиональных и социальных групп, а также отдельных личностей. В ней наличествуют (и иногда противоречат друг другу и противоборствуют) как идеальная, так и реально существующая иерархии общесоциальных ценностей. В общем случае она представляет собой не “среднее арифметическое” философских, этических и ценностных представлений различных социальных групп, а, как правило, в значительной степени является отражением взглядов и установок наиболее влиятельной социальной группы или отдельных харизматических личностей.
Индивидуальная компонента также не может быть выделена в “чистом” виде, поскольку в процессе онтогенеза человек испытывает влияние как общества в целом, так и социальной группы, к которой он принадлежит. Она отражает также влияние различных формальных и неформальных групп, в которые специалист в различном качестве включается на разных этапах своей жизнедеятельности и развития с самого начала жизненного пути.
В свою очередь, социально-групповая компонента образуется не только под влиянием особенностей образа жизни социальной группы, но и под воздействием профессиональных этико-аксиологических систем, носителями которых являются члены этой группы, этических систем и систем ценностей социальных групп, с которыми осуществляет взаимодействие данная социальная группа, ценностных ориентаций и этических ориентиров отдельных личностей и общества в целом, включающих в себя как научные, так и обыденные представления о моральных нормах и ценностях.
Совокупное ценностное сознание профессиональной группы также содержит в себе общесоциальную, профессиональную, социально-групповую и индивидуальную компоненты в идеальном (научно обоснованном) и реально существующем вариантах.
Соотношение указанных компонент является не константным, а напротив, весьма изменчивым. На разных этапах жизнедеятельности личности (или существования совокупной профессиональной группы) в силу различных обстоятельств любая из этих компонент может стать доминантной, значимой или, напротив, уменьшить или вовсе утратить свое значение под воздействием различных факторов. Можно сделать вывод, что индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов, непрерывно осмысливаются и иерархизируются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.
При этом следует учитывать, что социальный работник - член общества, и будучи членом общества, он не может не подвергаться влиянию всех тех процессов и явлений, которые имеют место в обществе. В профессиональную деятельность он включается, будучи достаточно зрелой личностью, усвоившей в процессе онтогенеза общественную и групповую систему ценностей и выработавшей на этой основе личностную иерархию ценностей. Кроме того, специалисты социальной работы не представляют собой локальную, замкнутую группу, вследствие чего в процессе профессиональной и обыденной деятельности они постоянно подвергаются влиянию разнообразных систем ценностей, в том числе ситуативно одобряемых и фактически признанных и реализуемых обществом.
Дифференциация ценностей на одобряемые и отрицаемые может в общем случае не совпадать с объективно положительными и отрицательными, истинными и ложными, гуманистическими и антигуманными, поскольку в различные периоды времени в зависимости от объективных и субъективных факторов разные индивиды и группы по-разному относятся к различным ценностям, выстраивая их иерархию в своем сознании различным образом. В этом состоит одна из трудностей понимания, изучения и формирования ценностного сознания индивида.
С этой точки зрения профессионально-этические ценности, научно обоснованные и отражающие коренные потребности человека и общества, могут вступить в противоречие с реальными ценностями общества и социальной группы, ценностями конкретного социального работника, образуя сложную и неоднозначную ценностную совокупность, реализуемую в теории и практике социальной работы. Это положение особенно ярко демонстрируется ценностным хаосом, имеющим место в современной России: изменение условий жизни и деятельности подавляющей части населения неизбежно повлекло за собой необходимость изменения ценностных ориентаций. Разрушение системы ценностей, официально провозглашенной в Советском государстве, необходимое для насаждения новых, товарного типа, отношений между членами общества, приводит к постепенному вытеснению из индивидуального сознания социально-значимых ценностей и замене их приватными. Существенное ухудшение экономического положения большинства населения при отсутствии действенных механизмов государственного регулирования уровня жизни заставляет прийти к выводу, что человек может выжить лишь заботясь сам о себе, поскольку на адекватную помощь со стороны государства, общества, ближайшего социального окружения рассчитывать не приходится. Это также способствует утверждению в общественном и индивидуальном сознании приоритета личностно значимых ценностей и девальвации ценностей социальных. В этой связи социальный работник оказывается под противоречивым влиянием, с одной стороны, ценностных ориентиров общества и государства, декларирующих, но фактически не признающих ценность человека, и собственного социального опыта, подтверждающего низкую социальную ценность личности, и с другой стороны, профессионально-этических ценностей, требующих содействия реализации ценности человека как аксиологического основания деятельности. Столкновение систем ценностей происходит не только “на границах” систем “социальный работник - общество”, “социальный работник - социальная группа” и “социальный работник - клиент (индивид, группа, общность)”, но и внутри самой профессиональной группы. Вследствие этого между специалистами возможны различные конфликты, имеющие выраженную ценностную природу.
Непосредственным носителем такого ценностного противоречия становится конкретный социальный работник, испытывающий влияние как со стороны профессиональной группы, реального содержания профессиональной деятельности, социальной группы, представителем которой он является, и общества в целом, руководствующимися спонтанно сложившимися системами ценностей, с одной стороны, и официально признанными профессиональными и общественными ценностями и нормами, с другой. Иначе говоря, социальный работник становится носителем как идеальных, так и реальных ценностей, представленных как в его профессиональной, так и в обыденной деятельности и вступающих в определенное противоречие. Внутриличностный ценностный конфликт, развивающийся на основе противоречий между системами ценностей, может привнести хаотичность в практическую профессиональную деятельность и, соответственно, быть транслированным на клиентов, их социальное окружение. Носителем аналогичного противоречия становится и совокупная профессиональная группа, вынужденная соотносить свою деятельность с требованиями как научно обоснованной, так и субъективно понимаемой отдельными влиятельными личностями профессионально-этической системы, сложившимися под воздействием современной российской социально-экономической, культурной, политической ситуации личностными ценностными системами отдельных специалистов, а также фактическими требованиями общества и государства к содержанию и результатам деятельности, условиями их реализации.
Поэтому все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование личности специалиста, который, реализуя профессиональную деятельность, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество. Формирование личности специалиста должно иметь место всегда, независимо от того, в каких условиях осуществляется его профессиональная подготовка – в процессе профессионального образования или в процессе профессиональной практики. Важнейшее место в формировании личности специалиста имеет становление его этико-аксиологической компетентности и зрелости.
Основными целями этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:
* реализация ценности человека - клиента, социального работника, других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;
* содействие формированию социально- и профессионально-значимых черт личности и повышению субъектности специалиста и его клиента;
* обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;
* достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;
* формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;
* формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов, специалиста;
* усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;
* формирование и совершенствование профессионально-ценной и значимой мотивационной сферы специалиста;
* обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;
* формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;
* развитие творческих способностей личности, ее этико-ценностного мышления и морально-ценностного “чутья”;
* актуализация на основе профессиональной этики и аксиологии основных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности.
Формирование этико-аксиологического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально-значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального этико-аксиологического сознания представляет известную трудность вследствие того, во-первых, что это, как правило, уже вполне сложившаяся личность и, во-вторых, вследствие того, что помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, он испытывает существенное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Помимо этого, специалист, в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов.
Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:
* среда (социальная и профессиональная). Она выступает как естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности. В начале своего жизненного пути индивид принимает социальную среду как данность, как нечто внешнее, будучи в основном объектом социальной среды и не ощущая в полной мере своей включенности в нее. Социальная среда в этом случае есть результат совокупной деятельности предшествующих поколений людей. По мере взросления и развития личность, приобретая субъектные качества, не только по-новому оценивает среду, признавая ее изменчивость как объекта и результата деятельности человека но и, в качестве субъекта деятельности, оказывает более или менее существенное личное воздействие на среду, совершенствуя ее для более полного удовлетворения своих потребностей. Аналогичным образом, профессиональная среда в начале профессиональной деятельности выступает как результат предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно субъект воздействия на сознание социального работника. По мере становления профессионализма специалиста, среда, частично сохраняя субъектные качества, все в большей степени становится объектом его воздействия.
* воспитание личности как процесс целенаправленного, сознательного, систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально-значимых качеств, мировоззрения, уровня физического интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии. В этом отношении профессиональная группа (в том числе и учебный коллектив) играет огромную роль в формировании личностного и профессионального сознания, приобщая будущего специалиста к системе профессиональных знаний, формируя его этико-аксиологическое профессиональное сознание и способствуя развитию и совершенствованию таких качеств личности, которые в дальнейшем станут гарантом его успешной профессиональной деятельности, а значит, будут способствовать повышению эффективности социальной работы, решению важнейших социальных проблем.
* самосовершенствование личности специалиста (будущего специалиста), которое, с одной стороны, является результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой - результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста. В этой связи большое значение приобретает самостоятельная образовательная и нравственная деятельность личности, в процессе которой она не только приобретает новые, необходимые знания, но и, самое главное, приобретает навыки этико-аксиологического мышления и анализа, необходимые специалисту в повседневной обыденной и профессиональной деятельности.
Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество. Нравственная педагогика в этом смысле является важнейшей формой деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование личности будущего социального работника.
Исторически возрастающая роль личных стимулов и мотивов в регулировании общественного поведения вызывает постепенное перемещение контроля за деятельностью в сознание личности, вследствие чего закономерно возрастает роль системы индивидуального воспитания специалиста с целью формирования социально значимой внутренней детерминации, чувства личной ответственности за результаты жизнедеятельности вообще и профессиональной деятельности в частности.При этом, конечно несомненна роль внешних по отношению к личности регулирующих факторов,таких,как право,общественная мораль, ценностные ориентиры общества, государства, социальной группы и другие, причем общество и государство стремятся обеспечить контроль за соблюдением требований основных регулирующих систем. Но социальная работа как вид профессиональной социальной деятельности во многом неподвластна какому бы то ни было внешнему контролю: специалист и его клиент значительную часть времени взаимодействия и общения находятся наедине друг с другом, и процесс их совместной деятельности может быть проконтролирован лишь опосредованно, на основе оценки конечного результата и некоторых субъективных показателей. Вследствие этого большую значимость приобретают качества личности специалиста, его этико-аксиологические ориентации и установки, выполняющие функцию важнейшего регулятора смысла, содержания и качества их общения и взаимодействия.
Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей.
Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что знание этики и аксиологии еще не означают моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность - они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой “двойной морали”, которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, но не считать для себя обязательным следовать их требованиям.
Этико-аксиологические убеждения- это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует о более высоком уровне развития личностного сознания специалиста, поскольку они основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей этических норм и ценностей, поверке их социальной практикой и жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Наличие этико-аксиологических убеждений определяет теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, является основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы, поскольку они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность. Однако относительно практики этико-аксиологическиеубеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личности приходится действовать вопреки своим убеждениям: ситуативно могут возникнуть причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими убеждениями.
Этико-аксиологические потребности– их наличие характеризует наивысшую степень развития сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей. Когда соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится внутренней потребностью личности, оно способно организовать все ее волевые и эмоциональные качества, направить усилия на решение проблем именно с точки зрения профессиональной этики и аксиологии. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации ею своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства, мерилом добра и зла. Руководствуясь своими этико-аксиологическими потребностями, специалист не может совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.
Нравственность социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в практике данного трудового коллектива профессионально-этических норм поведения, причем специалист не просто усваивает их как определенный идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, повседневной практикой. Эти обобщения, в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной морали, корректируя его. Роль профессиональной морали велика в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального работника. Она помогает ему сопоставить собственные нравственные позиции с теми, которых ожидают от него как представителя профессии, помогает ориентироваться в многообразии моральных требований и предписаний.
Таким образом, профессионально-этические знания, убеждения и потребности безусловно связаны с практической деятельностью, однако в различной степени детерминируют ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста профессионально-этических потребностей. Теоретическое изучение будущим или уже состоявшимся специалистом объективных социальных и профессиональных ценностях может оказаться явно недостаточным: моральная проповедь становится бессильной, если ее содержание и требования не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной реальностью. Более того, такой схоластический подход может привести к прямо противоположному результату: социальный работник, сравнив теорию с социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе, как и в других видах профессиональной и обыденной деятельности, царит так называемая “двойная мораль”, в соответствии с которой декларируются общечеловеческие гуманистические ценности, но реализуются иные, иногда - прямо противоположные. Может быть даже сделан вывод, что такого рода “двойная мораль” является общепризнанной нормой, вследствие чего профессионально-этические ценности могут не являться для него действенным мотиватором. Поэтому процесс формирования этико-аксиологического сознания специалиста должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей как таковых, но и практическую демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов и т.п. с тем, чтобы в профессиональной практике специалист не оказался в ситуации ценностного хаоса, но напротив, свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт. Процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение специалистом знаний в области этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.
Безусловно, смысл профессиональной деятельности оказывает формирующее воздействие на личность специалиста, однако следует при этом учитывать, что подавляющее большинство нынешних социальных работников не имеют специального профессионального образования, вследствие чего их осмыслению подвергается не столько смысл деятельности и ее результаты, сколько конкретное содержание выполняемой работы и используемых при этом форм и методов, качество и содержание конечного результата, в настоящее время весьма далеких от совершенства. Иными словами, в профессиональном сознании происходит подмена смысла деятельности ее реально существующими формами и видами, ее сущностных целей - сиюминутными практическими задачами. Кроме того, системный кризис в России отрицательно сказывается на возможности реализации потенциала социальной работы, вследствие чего это ее реальное состояние с учетом недостаточной (или полностью отсутствующей) теоретической подготовленности специалиста может быть принято за должное, единственно возможное или, по крайней мере, за вполне достаточное в современных условиях.
В таких обстоятельствах ценностные трансверсии представляются неизбежными: например, если деятельность направлена на частичное жизнеобеспечение, поддержание физического существования, ценность человека может быть интерпретирована как ценность его жизни, причем жизнь будет восприниматься как физиологический статус человеческого организма. Опыт собственной жизнедеятельности социального работника в условиях системного кризиса также может привести его к аналогичному выводу. Поэтому очевидно, что кризисные явления, ценностный хаос и аномия в российском обществе не только не могут не сказаться на ценностных ориентациях специалистов, но и накладывают весьма существенный отпечаток на содержание реально реализуемой профессиональной системы ценностей, до некоторой степени детерминируя перспективы развития социальной работы как профессиональной социальной деятельности. Взаимовлияние и взаимопроникновение разнообразных ценностных систем и иерархий образует противоречивую иерархию ценностей современной российской профессиональной социальной работы, реализуемую в практической деятельности и отчасти привносимую специалистами в общие теоретические, аксиологические и этические основания профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 355;