Подозрение и скрытность


Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой. Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обы­денном языке - типа «левые доходы». У американцев поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой - «плохо». На одной из наших встреч наш коллега по одному вопросу придерживался резко отличной от нашей позиции, и всякий раз, когда разговор возвращался к этой теме, его левая рука прикрывала его рот до или во время его реплики; однако он, не желая начинать спора, не высказывал своего мнения. Тогда мы прямо задали ему вопрос типа:

Вы действительно думаете, что..?» И он с облегчением признался, что у него «душа не лежала» к нашему решению. Если бы мы не заметили и не поняли этого жеста, он так бы и продолжал, как многие люди, гово­рить те вещи, которые, по их мне­нию, нравятся собеседнику.

Если человек стремится не смо­треть на вас вообще, то, скорее всего, он что-то от вас скрывает. Вообще, все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомне­ние, имеют общий смысл: негатив­ный. Когда мы выражаем такое отно­шение к окружающим, они обычно выдают нам такую же обратную связь. Типичный кластер жестов от­рицания - сложенные руки, откло­нение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд испод­лобья. Более слабые жесты, находя­щиеся вне сознательного контроля, - это отворачивание тела в сторону, в силуэт, потирание носа, взгляд сбоку: «Что вы имеете в виду под этим?».

Ступни или все тело повернуто по направлению к выходу. Во многих ситуациях вы можете заметить, как кто-то вдруг поворачивается таким образом; это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и т.д. и уйти. Тогда или сделайте что-нибудь такое, чтобы он наклонился к вам, или дайте ему уйти, даже если на словах он и против.

Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем. Однажды молодой человек обсуждал различные книги с профессором Реем Бэрдуистеллом из университета Луисвилля. Когда профессор спросил молодого человека об одном современном классике, молодой человек дотронулся до своего носа и сказал, что книга ему очень понравилась. «На самом деле, - сказал профессор, - она совсем не понравилась вам». Студент, не понимая, чем он выдал себя, признался, что он действительно прочитал лишь несколько страниц и они показались ему скучными. Что же, он трогал свой нос не перед тем человеком.

Бэрдуистелл и другие считают, что этот жест у американцев означает «Нет!». Мы же установили, что он выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, означающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реак­ции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпред­ложением.

Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация жеста касания носа - касание мочки уха или протирание глаз.

 

ГОТОВНОСТЬ, ПЕРЕСТРАХОВКА, КООПЕРАЦИЯ, ФРУСТРАЦИЯ

Готовность

Речь идет о состоянии, когда у человека есть много энтузиазма для достижения той цели, к которой он стремится, и имеющем нечто общее с состоянием самоактуализации по Маслоу.

Руки на бедрах - это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя.

Сидя на краю стула - положение человека, ориентированного на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Опора на стол широко расставленными руками - это сильный призыв: «Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!». Если это не понимается, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Не надо мешать человеку в такой позиции высказываться.

Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то ваш собеседник обычно приближается к вам, входя в личное про­странство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».

Перестраховка

Мы наблюдали ее много раз у тех, кому впервые в жизни при­ходилось сниматься на видео. Типичный для них жест - пере­плетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; или пощипывание кожи. Другой жест - когда они на­чинали грызть или сосать конец авторучки. Жест, описанный доктором Джеймсом Эннисом, - трогание спинки кресла перед тем, как в него сесть на конференции.

Для женщины типичный жест усиления своей уверенности - медленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притягивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно; этот жест производится, когда она слышит или говорит что-то, что ставит ее в неприятное положение. Если вы спросите: «Вы уве­рены в том, что сказали?» - то она, скорее всего, попытается убе­дить вас, что да, или начнет защищаться, или откажется отвечать. В любом случае это сигнал, что она не полностью уверена в сказанном.

Еще один жест - пощипывание мякоти рук. Однажды мы, в первый раз показывая впервые снявшимся на видео людям пленки с их записями, дали им кофе, чтобы занять руки. Сначала они, подняв чашку до уровня глаз, прикрывались ею, как щитом, а затем поставили и приступили к ритуалу пощипывания.

Многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто замещает палец ручкой или карандашом и грызет их.

 

Кооперация

Некоторые кооперативные кластеры жестов:

. Посадка на краю стула. Этот жест объединяется с кластером жестов, обозначающих интерес к тому, что вы говорите. Жесты руки у лица; они многое могут выражать, от скуки до интереса. Но если даны две группы, сидящие друг против друга - одни со скрещенными ногами, другие - опершись щекой на руку, то последние потенциально более кооперативны.

Расстегнутый пиджак. Это означает, что человек не только открыт вам, но и сконцентрирован на том, что вы говорите.

Наклоненная голова. Этот жест кооперативен, так как пока­зывает, что человек заинтересован вами.

 

Фрустрация

Если вам приходилось смотреть по телевизору футбольные матчи, то вы много раз видели такую обычную сцену: футболист дает неточный пас, и мяч уходит к противнику. Реакция того, кто не поймал пас: он пинает землю, затем наносит два каратистских удара в воздух. Реакция его коллеги - бейсболиста - на неудачу: он срывает с себя шапку, запускает руку в волосы, трет себя по шее и т.д. Бизнесмен, по­терпевший неудачу в заключении крупного контракта, может повторить все эти жесты; а если он говорит по телефону, то может схватить со стола карандаш, или бросить его обратно, или сломать надвое.

Короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т.д. Разозленные люди обычно на­чинают коротко дышать и пропускать воздух через ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями, особенно если это его начальник.

Тесно сцепленные руки. Это жест подозрения и не­доверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Но иногда мы видим, что при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга - это означает уже потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке.

Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Доктор Луис Лоэб писал, что жестовая коммуникация идет непосредственно от бессознательного к бессознатель­ному.

Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общение с ними затруднено. Их надо расслабить. Техника, которую мы иногда применяем, - склониться в направлении к ним во время разговора; например, если начальник выходит из-за своего стола, садится рядом с подчиненным и склоняется к нему - руки у того сразу расцепляю.

Показывание указательными пальцами. Большинству людей не нравится, когда указывают прямо на них. Но в споре многие используют против других свой указательный палец, словно маленькую шпагу. К этому жесту без крайней необхо­димости прибегать не следует. Конечно, политики и свя­щенники исключаются из этого пра­вила: они направляют палец на толпу, а в ней каждый считает, что показали не на него, а на его соседа, и не оби­жается.

Каждый, кто держал какое-нибудь домашнее животное, знает, насколько указательный палец эффективен при подаче команд, восстановлению дисциплины.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих ситуациях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь, как от ожога, но это маскируется тем, что она кладется на заднюю часть шеи. Женщины обычно сочетают этот жест с поправлением прически. Подобный жест вы можете видеть в зеркальце заднего обзора, если слишком быстро «срезали угол» заднему, обогнав передний авто­мобиль, так, что его водителю станет «жарко под воротничком». Потом из-за этого развиваются боли в шее.

Обычное выражение гнева, фрустрации и общего возбужде­ния - человек начинает пинать реальные или воображаемые объекты, например, дверь.

Отворачивание лица в сторону («нос воротит») - очевидно, уни­версальный жест, означающий недовольство и отрицание. Даже дети «воротят носы» от пищи, которая им не нравится, откидывая голову назад, как от неприятного запаха. Аналогичный жест-взгляд, направ­ленный вниз, «смотреть себе под нос».

,

ДОВЕРИЕ, НЕРВОЗНОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ

 

Доверие

Доверие легко может вывести за пределы самоконтроля, может случиться наоборот. Самоконтроль легко перерождается в нервозность и фрустрацию. Поэтому рассматривайте все эти аттитюды как пове­дение в его осуществлении - как процесс.

Человек, говорящий доверительно, скорее всего, не делает жестов рукой у лица - типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т.п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам. Гордая, прямая поза, которую можно часто видеть у того, кто многого достиг и знает, чего он хочет, также ясный по­казатель доверия». Недаром мы заставляем детей держаться прямо: это не только лучше в смысле здоровья, но и невербальный знак уверенности в себе.

Кластер жестов доверия включает:

«Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма, это означает доверительность, но часто некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Как Шерлок Холмс, так и Неро Вольф, объясняя «эле­ментарные» заключения своим доверчивым биографам, обычно принимали такую позу, чтобы усилить свои установки абсолютного доверия к себе.

Во время этого жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении стоя. Наши данные по руководителям говорят, что чем выше их ранг, тем выше они держат руки. Иногда они просто смотрят на вас сквозь соединенные пальцы. Это очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный.

В наших записях есть случаи, когда этот жест использовался в качестве бессознательной защиты человеком, «загнанным в угол». Почти всегда его противники при этом начинали относиться к нему так, как если бы он знал больше, чем говорил, имел про запас важные аргументы, и ослабляли атаку. Тем, кто играет в покер, мы рекомендуем, увидев такой жест у партнера (обычно делаемый под столом), продолжать повышать ставку лишь в том случае, если у вас исключительно хорошие карты. Конечно, если партнер не дурачит вас сознательно.

Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее. Это часто также означает доверие.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - автори­тарная поза. Так часто стоят полицейские, таможенники, высшие руководители, армейские сержанты перед новобранцами.

Жесты, выражающие территориальные права, доминирование или превосходство. Десмонд Моррис в книгах: «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк» излагает теорию территориальных прав, распространяющуюся на животных и на человека. Самцы животных разными способами помечают свои владения; люди часто выражают это жестами, например, кладут ногу на ручку кресла, ставят ее на выдвинутый ящик письменного стола или просто кладут ноги на стол или кресло. В старых семейных альбомах часто можно найти фотографию какого-нибудь дедушки, гордо облокачивающегося на свой автомобиль. Да и сегодняшние владельцы любят дотрагиваться до своей собственности. Им трудно также удержаться, не оглянуться еще раз на нее, уходя.

Точно так же на желаемое пространство кладутся разные пред­меты, например, книга, газеты, куртки, - в надежде, что их не уберут. В зале, когда много еще свободных мест, кладут пальто на сиденье впереди себя, чтобы никто не загораживал обзор. В лифте люди, словно боксеры, сразу расходятся по углам.

Возвышение себя. Это тоже передает доминантность и пре­восходство. Боги раньше изображались как небожители. Судья си­дит на возвышении. К правителям обращались «Ваше Высочест­во», и сегодня мы говорим «смотреть снизу вверх», «поднять на пьедестал» и т.п. Если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать, - это физически подняться над этим человеком, сесть выше, когда вы оба сидите, или встать. На наших семинарах мы строго требовали от участников не подниматься и не создавать других барьеров между ними и их оппонента­ми. Скорее, они должны были приблизиться к тем, с кем, не согла­шаются.

 

Нервозность

Жесты, передающие нам тревожность, нервозностьисполни­теля, должны вызывать в нас состояние спокойного ожидания, а не навязчивые вопросы: «Что с тобой?». В свое время он, вероятно, сам расскажет нам то, что мы уже от него ждем. Некоторые жесты из кластера нервозности и (или) беспокойства:

Покашливание, прочищение горла - некоторые делают это так часто, что это становится привычкой. Многие из них - нервные люди. Можно обобщить, что те, кто часто прочищает горло и у кого постоянно меняются тон и течение речи, чувствуют себя неуверенно и обеспокоено.

Курение сигарет. Вопреки распространенному мнению, куриль­щики не закуривают в минуту наибольшего напряжения, а гасят их или оставляют догорать, не куря. Лишь когда напряжение спадает, они зажигают сигарету.

Рука прикрывает рот - еще Дарвин описывал это, как жест удивления, но иногда его можно увидеть, и когда человек что-то, сам удивлен или сожалеет об этом, как если бы он хотел пе­рекрыть поток слов. Но они уже слетели с губ. Юристы подтверждают, что этот жест передает эмоции, изменяющиеся от сомнения в себе до явной лжи.

Другой вариант - когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук - расположена прямо перед ртом. Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает. Мы заметили, что с очень малыми исключениями такие люди играют со своими партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможность раскрыть карты, указанием на что служит убирание рук обратно на стол ладонями вверх или вниз. Динамика межличностных отношений возрастает, и оппонент либо склоняется к соглашению, либо сдается.

Позванивание монетами в кармане. Доктор Сандор Фелдман заметил, что люди, которые постоянно звенят монетами в кармане, очень озабочены по поводу денег или их нехватки. Один из наших слушателей рассказал нам, что его друг, кинорежиссер, постоянно звенит монетами в кармане брюк. Когда спросил его, зачем он это делает, тот ответил: «Чтобы напоминать себе о времени, которого у меня нет».

Подергивание себя за ухо. Если кто-то хочет научиться преодолевать желание перебить собеседника. Мы способны понимать 650-700 слов в минуту, а человек в среднем говорит 150-160. Сле­довательно, у слушателя остается 3/4 времени на оценку, принятие, отрицание и т.п. Желание перебить возрастает при усилении эмо­циональной вовлеченности в предмет разговора. Поэтому говорящему нужно уметь вовремя замечать невербальные сигналы, сообщающие об этом желании.

Все они про­исходят от школьного жеста под­нимания руки. Поскольку мы все осознаем, что простое поднимание руки будет тут же понято, как прерывающий жест, мы маскируем­ся. Если рука поднимается сан­тиметров на 15-20, то она уже не остановится, а пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за него и лишь затем вернется вниз. Или же вместо этого человек при­жмет указательный палец к сжатым губам, как бы не давая выйти словам. У тех же , кто сознательно подавляет у себя эти жесты, обычно рука поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обрат­но. Другая крайность - те, кто прерывает говорящего, хватая его за руки.

Этот жест нужно отличать от жеста того, кто нервно теребит свое ухо, чтобы избавиться от гнетущей его тревоги.

Жесты самоконтроля

Один из самых обычных жестов этого кластера - руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую. Другая поза - человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла. Представьте себя в приемной у зубного врача. Посмотрите на ваши ноги, скрещены ли лодыжки? Если нет, то представьте, вы уже в кресле перед бормашиной. Теперь скрещены? Вероятно. В наших записях конфронтации между участниками мы много раз находили, что человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Когда человек принимает угрожающую позу, то мы полагаем, она должна заключаться в сдерживании «ударных» движений. Он схватывает себя за запястья или сдерживает всю руку, держа ее за спиной.

 

СКУКА, ПРИНЯТИЕ, УХАЖИВАНИЕ, ОЖИДАНИЕ

Скука

«Мы часто прощаем того, кто наскучивает нам, но никогда - того, кому наскучиваем мы» (Ларошфуко).

Осознание того, что потребности слушателей таковы, что вы либо удовлетворяете их, либо наскучите им, - часто это страшная вещь. Оратор начинает перескакивать с темы на тему, а актера охватывает гнетущий страх. Однако когда мы говорим в маленькой группе и в неформальной обстановке, мы часто забываем об этих двух возможных реакциях и блестяще выполняем работу наскучивания нашей ком­пании. Человек, понимающий, как важно сохранять интерес своей аудитории, большой или маленькой, никогда не забудет следить за жес­тами, означающими скуку.

Постукивание по столу или по полу ногой, сюда же относится щелканье колпачком ручки и т.п. - все это жесты беспокойства. Неко­торые психиатры считают, что, когда мы неспокойны, тревожны, мы стараемся вернуться к прош­лым жизненным ситуациям, когда нам было спокойно и безопасно, например, во чреве матери. Тогда удары ее сердца звучали для нас так приятно. И поэтому мы создаем такой же тип звука, чтобы вернуть состояние спокойствия, и этим сообщаем о нашей потребности другим.

Голова в руке, то есть голова лежит в ладони, глаза полупри­крыты. Этот человек не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге: наш опыт свидетельствует, что интерес человека при этом снижается. Все, что мешает участникам разговора смотреть друг на друга, интерферирует с открытой коммуникацией. Поскольку же рисовальщики имеют склонность увлекаться рисунком и восхищаться своими геометрическими или абстрактными картинами, их способность слушать и соответственно процесс коммуникации оказываются под угрозой. Конечно, есть исключения в виде людей с абстрактным мышлением, руки которых чертят независимо от работы мысли, но следующую ее изгибам кривую; но, к сожалению, большинство бизнесменов, с которыми мы работаем, обладают конкретным мышлением.

Пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»). Верный признак того, что человек спит с открытыми глазами, - отсутствие какого-либо движения вообще. Это крайняя степень скуки или полное безразличие.

 

Принятие

Как мы любим людей, которые согласны с нами и готовы принять нас, наши идеи и большую часть того, что мы вообще говорим и делаем! Грубое пробуждение наступает, когда они не видят вещи так, как мы, и сопротивляются нам. Когда это случается, то вместо того чтобы искать причину в том, что мы говорили или отказывались признать, мы ищем ее в каких-то базовых изменениях в нашем партнере.

Всегда трудно «читать» тех, кто близок нам и в основном с нами согласен. Поскольку мы не ждем от них оппозиции и они обычно мало нам угрожают, наше осознание их невербальной коммуникации страдает. Например, в отношениях мужа и жены такие нарушения коммуникации могут привести к трудностям. Но ответственный за них партнер совершенно не может ответить на такой вопрос: «Каким образом ваша жена дает вам понять, что она вами недовольна?». В формализованной культуре типа довоенной Японии жена не могла вербально высказать свое недовольство мужу. Вместо этого она могла просто переставить цветы в вазе, чтобы показать свое настроение. Муж зналэтот знак.

Главное - помнить, что жесты принятия и благоприятные отве­ты - это проявление временных атгитюдов, которые подвержены быстрым изменениям. Надо внимательно читать их каждую минуту и не полагаться на автоматическую поддержку - вот путь к лучшему пониманию.

Некоторые жесты из этого кластера:

Руки, прикладываемые к груди - известный в течение тысячелетий, еще со времен Древнего Рима, жест честности и открытости, Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.

Женщины, кроме формальных ситуаций» редко используют этот жест; кроме того, прижимание одной или двух рук к груди может означать у них защитную реакцию на внезапное удивление или испуг прикосновения. Те, кто только касается другого или берет его за плечо или руку, обычно хотят прервать его или подчеркнуть что-то. Другой вариант - успокаивающее прикосновение, обычно с соответствующим вербальным сопровождением. Но жест, который нам нравится больше всего, - это когда человек прикасается к нам, чтобы показать симпатию.

Приближение к другому человеку - желание быть ближе к нему или желание вместе работать над рассматриваемым вопросом. Надо только замечать, если партнер начинает отодвигаться - тогда ему этого не хочется.

Этот жест сигнализирует также третьим лицам, что разговор для них закрыт. Вот, например, Джо и Хэнк обсуждают деловые вопросы на вечеринке. Они стоят, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны, и на очень короткой дистанции. Другими словами, они стоят, в закрытой позиции, делающей невозможным присоединение третьего участника - всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального, и они бы только приветствовали новых участников.

B качестве контраста - Говард и Джон стоят неподалеку в открытой позиции с телами, развернутыми наружу. Такая позиция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек, принимающих участие в разговоре. Этот кластер жестов мы называем «прихорашиванием».

У женщин наиболее обычные - приглаживание или поправление волос, одежды; рассматривание себя в зеркало, повороты перед ним или взгляд на себя сбоку; покачивание бедрами; медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины; поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам. Балансирование туфли на кончиках пальцев говорит мужчине: «В вашем присутствии я чувствую себя уютно». Если вы хотите это проверить, сделайте что-нибудь, чтобы женщина почувствовала себя неуютно, и вы увидите, как быстро туфля будет надета.

Мужчины также используют жесты, прихорашиваний. Они поправляют галстук, запонки, пиджак, подтягивают носки, если они спустились, и т.п.; выпрямляют тело, двигают подбородком вверх-вниз.

 

Ожидание

Потирание ладоней. Другой жест, не такой очевид­ный - медленное вытирание влажных ладоней о ткань. Здесь говорят уже не столько ожидания и надежды, сколько нервозность.

Скрещивание среднего и указательного пальцев - еще одно воспоминание из детства, магический знак против всего плохого, показывающий также собственную искренность. У взрослых это обычно легкое, быстрое движение.

 

ОТНОШЕНИЯ И СИТУАЦИИ

 

Невербальные значения могут меняться в зависимости от того, когда, где, кто и как использует жест. Мы перейдем теперь к рассмотрению аттитюдов и кластеров жестов в соответствии с жизненными ситуациями.

 

Родитель и ребенок

Модусы невербальной ком­муникации - здесь часто уровень звука и децибелы. Послания пере­даются с помощью таких вещей, как хлопанье дверьми, громкие звуки музыки и вопли, как и считается в обыденном сознании, матери лучше понимают невербальное поведение своих детей, чем отцы. В нашем исследовании, кроме того, было установлено, что все родители лучше всего распознают попытки солгать или что-то скрыть от них. Так же считают и сами дети. На вопрос, кого легче всего обмануть, они едино­душно называли дедушек ибабушек.

Влюбленные

Впомещении, наполненном людьми, можете ли вы сказать, кто из них в браке, а кто - нет; между кем - сильная любовная связь, а между кем - нет; кому удобно с другими, а кому - нет; и кто лучше чувствовал бы себя поодиночке, каждый в своей компании, а кто - нет?

Любовь хорошо подходит одним и плохо другим. Мы заметили, что для тех, для кого она полна смысла, специфичны определенные позы и жесты.

В группе замужние женщины сильнее, чем незамужние стремятся к общению с другими женщинами, тогда как незамужние - с мужчинами. Очень редко можно увидеть двух беседующих незамужних женщин, а если это и случается, то ненадолго.

Пары, не состоящие в браке, стремятся оставаться вместе в течение всего вечера, как бы сигнализируя окружающим, что они принадлежат друг другу. Пары, которые недавно поссорились и еще не успели толком наладить отношения, общаются друг с другом формально, и если отвечают на улыбку улыбкой, то между губ не видны зубы. В общем, в паре, переживающей не лучшие свои времена, редко прикасаются друг к другу, а если кто-то и делает это, то второй быстро отдергивает руку или кисть руки, к которой притронулись. Как мы это уже говорили, прикосновение показывает права собственности и является жестом уверенности или подстраховки. Прикасающийся может поддержать адресата, уловив его потребность в уверенности. Если пара находится в хороших отношениях, то одно хорошее объятие порождает другое.

Многое можно сказать также по взаимному расположению стульев или кресел членов пары, допускающему или нет возможность присоединения к ним других собеседников.

Кроме непосредственно ухаживания, А. Шефлен выделил также действия, при­зывающие к нему. Для женщин, среди прочих, это наклон головы, скрещивание ног, расположение рук на бедре, демонст­рация запястий или ладоней, расправ­ление груди, медленные поглаживающие движения пальцев по бедру или запястью.

 

Незнакомые люди

Эрвинг Гоффман сделал интересное наблюдение в книге «Поведение в публич­ных местах»: «Можно утверждать в качестве общего правила, что знакомые люди в ситуации общения находят причины не смотреть в лицо друг другу, в то время как незнакомые постоянно это делают». Детер­минирующим фактором в общении между двумя незнакомыми людьми является желание включиться, быть вовлеченным в это общение. Например, поздно ночью в метро в пустом вагоне, если они не желают вовлеченности, два человека будут стараться не вступать в контакт глаз, поскольку он означает признание, часто предшествующее разговору и вовлеченности. Не глядя друг на друга, эти два пассажира передают сигнал отсутствия интереса друг к другу, хотя, может быть, каждый боится партнера. Если же желание вовлеченности есть, то человек после первого взгляда на другого откашливается, мигает и говорит какую-либо незначительную фразу, типа: «В подземке мало народу по ночам» или «Чувствуешь себя странно, не будучи окружен со всех сторон толпой».

Невербальные сигналы по отношению к незнакомым людям различаются и в разных городах. На Юге в небольших городках гораздо чаще улыбаются, кивают, тепло говорят «привет» и т.п. Поэтому житель оттуда, впервые попав на Север в огромный город, удивляется кажущейся ему холодности прохожих.

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 300;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.045 сек.