Кризис национальной культуры
Это кризис национальной культуры, профессиональной и гражданской морали. В результате и в процессе всех этих кризисов под ударами юридического позитивизма начинает разворачиваться «системный кризис самоидентификации» граждан. Признаки этого кризиса являются основными для окончательного признания катастрофы страны.
Этот кризис характеризуется: полным разрывом культурных взаимосвязей-взаимоотношений между социальными группами страны, продолжающейся эмиграцией за рубеж состоятельных людей и молодых, активных и более-менее образованных граждан; значительной культурной «дебилизацией» жителей страны и сотрудников госаппарата; резким падением общей и бытовой культуры всего общества, а также работников жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных и т.д. структур.
Национальная поэзия, например, всегда и везде обращается к индивидуальному в человеке (божественному, экзистенциальному, метафизическому и т.п.), показывает горизонты его сознания, души, дает возможность ощутить безграничную свободу, которая заложена в каждом из нас по естественному праву (происхождению) и в том языке, на котором такое искусство создается.
Национальное искусство в парадигме естественного права обязано быть своеобразным «зеркалом», которое
(1) сообщает человеку своей нации и нации в целом их подлинный масштаб и значимость,
(2) сохраняет и выражает высший смысл времени, само время, каким бы оно ни было;
(3) передает это знание по цепочке в будущее в качестве информации к размышлению о времени и языке для новых поколений;
(4) пытается показать, предупредить народ о его возможном будущем, моделируя и пролонгируя замеченные тенденции научного, технико-технологического, информационного, социального и пр. развития.
И, как следствие нарушения естественного права человека иметь такую информацию, а деятелям искусств (обязанность) производить именно такую информацию, в «кризисном обществе» это искусство не находит себе места. Именно такого искусства кризисное общество боится и поэтому оставляет невостребованной и из-за страха увидеть свой подлинный масштаб.
Талантливое национальное искусство (поэзию, серьезный театр, живопись, кино, художественную прозу и т.д.) «кризисный госаппарат» и «кризисное общество» не допускают к себе, выталкивают (под шутки «новой» эстрады, под примитивную музыку, танцы, кино, литературу и т.д.) из жизни страны.
В национальной культуре начинают четко прослеживаются кризисные тенденции:
1) поэзия, литература, живопись говорят на языке общества, которое сформировалось в ходе развертывания политического, социального и экономического кризиса.
Они отстаивают не то, на чем нация, общество держатся, а подстраиваются под современный язык, и под внешний мир, каким он виден невооруженным глазом, под сленг, которым говорит материально преуспевающая на глазах у всех небольшая и далеко не лучшая часть общества. И деятели «нового» искусства не желают знать, почему все происходит так, а не иначе, кто за это отвечает и ради чего стоит жить.
Поэтому «новое» национальное искусство становится предельно лояльным, равнодушным и некритичным ко всему, что вокруг происходит. Важнейшего для искусства акта познания - смыслового скачка - в «новом» искусстве уже нет; похоже на то, что искусство в условиях этих кризисов стало выполнять какие-то поверхностно-терапевтические задачи;
2) раскалывающееся и деградирующее общество ждет от своего искусства разговора на понятные, близкие ему темы: физиологии, быта, потребления и т.п. «развлекухой».Словом, на темы из тех областей, где членам «кризисного общества» еще оставлена относительная свобода. И «новое искусство» обслуживает заказ с охотной готовностью, т.к. оплата в этом случае поступает сразу: в виде признания аудитории, внимания прессы, одобрения госслужащих.
Говоря о российской действительности, следует добавить еще два обнаруживших себя направления:
1) отношение к власти и моральный облик низовых менеджеров, «предательство» интеллигенции и ксенофобия («морально-политическое» направление);
2) оппозиция к богатым и сытым (их жизни, развлечениям и т.д. – тематика «классовой зависти»).
Кажется, что, включая «развлекуху», эти три направления одинаково «народные» (по потреблению, тиражам).
Но уже говорят, что только за «развлекухой» и «классовой завистью» признается сегодня перспектива, а за «морально-политическим» – угасание. Уже проскальзывают идеи авторов и издателей этого направления о том, что раз «идейные» атаки ничего не меняют в жизни, то спрос на них падает и «пора их заканчивать», переходить на эзоповский язык для «посвященных», к размышлениям о Боге и душе, о себе «единственном» и т.п.
Словом, народ может остаться без серьезного национального искусства. И прогнозируемый результат этого уже понятен…
В этих условиях происходит отказ людей признавать себя принадлежащим к своей и старой и новой национальной культуре. Происходит потеря людьми самоидентификации, при которой человек перестает ощущать свою идентичность с национальной культурой и самой нацией, с обществом, со своей страной(деградация нации все возрастает, а общество уже распадается и становится чужим, а даже враждебным отдельному человеку) и вообще с какой-либо структурой общенационального уровня.
Внешнее проявление этого - ответ на вопрос «кто ты?». Например, итальянец, француз, еврей, японец или китаец назовут свою национальность, американец назовет себя американцем, а в распадающемся обществе человек буде ассоциировать себя с каким-то городом, регионом, деревней, своим родом.
Первыми признаками начинающегося системного кризиса самоидентификации является употребление молодым поколением и людьми среднего возраста (активно-трудовой частью народа) словосочетания «эта страна» (а не «моя, наша страна»).
Этому начинает противостоять тенденция борьбы с такими людьми и госаппаратом других представителей общества под лозунгами «просвещенного национализма», «возврата к традиционным духовным основам нации» (ко временам, когда не было той религии, которая превалирует в нынешнем обществе, или когда эта религия, по мнению «просвещенных националистов», была «чистой», «неискаженной служением госвласти».
Это внутринациональное и межнациональное противостояние по мере углубления кризиса и падения культуры общества усиливается всплеском «насильственного национализма» у всех входящих в общество наций и народностей. «Чужих», «врагов» ищут вначале в людях с другой культурой (граждан, сотрудников госслужбы), а затеми в людях с иной внешностью, Словом, некогда более-менее единое общество, к тому же скрепляемое ранее государством и экономикой, начинает хаотическую и бессмысленную борьбу само с собой, наплевав на естественное право каждого человека.
Начинается самоуничтожение общества, нации, народа и все существовавшие до этого обычаи, традиции, моральные нормы, регулировавшие взаимоотношения внутри нации, между нациями и между нацией и государством оказываются на обочине национального самосознания людей. Из подсознания всплывают вытесненные туда культурой совсем не цивилизованные установки самовыживания, а «блок национальных моральных ценностей» оказывается неактуальным, невостребованным личностью.
Распад социальных групп общества, потеря самоидентификации личности и предоставление ее самой себе(наиболее болезненное проявление системного социального кризиса и системного кризиса идентификации)ведет к распаду всего общества как компоненты системы «страна». До этого каждый человек в качестве его члена, как бы бедно он ни жил, в целом понимал, что будет происходить с ним в этом обществе и по каким правилам (известным всему обществу).
И имевшая место «неуверенность в завтрашнем дне» была четко структурированной: человек боялся известных ему угроз и знал, что и как будет происходить с ним в случае их реализации.
Ранее человек как неделимый элемент системы «общество» (хорошо ли плохо ли, но) понимал в меру своего культурного развития основные закономерностей происходящего и ожидаемого, обладал каким-то достаточно логически стройным и целостным национальным мировоззрением.
Даже если оно было не таким уж верным или искусственно сконструировано и каким-то образом навязано ему государством или церковью, партией или корпорацией, оно обычно в целом все же соответствовало окружающим человека социальным условиям, требованиям государства и потому обеспечивало его более-менее гармоничное (или не всегда конфликтное) сосуществование с обществом.
Деградация культуры, привычной общенациональной картины Мира, освоенных ранее в семье, школе, вузе, в трудовом процессе технологий взаимодействия с властью, обществом, другими людьми, природой, материально-технической базой общества, общая культурная деградация и разрушение самого общества, нации, вбирающей в себя и уже морально измененных людей из «силовых» и др. госструктур, лишает человека привычной и обязательной (после природной) социальной среды обитания.
И распад общества и потеря самоидентификации, при уже состоявшемся развале системы политического управления, т.е. размывание и полное исчезновение нации, народа и его государства всегда закономерно приводило к исчезновению всей страны в ее ранее известном виде (и в ее ранее известных границах). На ее остатках может возникнуть и новый народ, и новое государство, родившееся из этой катастрофы и вынужденно имеющее мало общего с либерально-демократическим, и новая страна.
Или, и такое тоже было в Истории, этот народ, которому было отказано в его естественных правах (в числе других основных причин) и поэтому лишившийся своей национальной культуры и своего национального государства, будет поставлен на службу богатым нациям, новому, зависимому от сильных мира сего (и сформированного ими) государству, исповедующему юридический позитивизм.
И в этом случае, как и вообще в случае утраты национальной культуры и государственности, данный народ, нации страны будут полностью дезинтегрированы и ассимилированы соседями, пришлыми нациями.
Комментарий. Еще Адам Смит отмечал, чтообщество должно быть сконфигурировано таким образом, чтобы стремление к личной выгоде оборачивалось стремлением к всеобщему благу. Это и есть определение экономически свободного общества. Во многих других обществах - бюрократических, феодальных, сословных - собственную выгоду максимизируют за счет других. С момента научно-технической революции все эти общества стали неконкурентоспособны.
Б. Системный политический кризис
Этот кризис характеризуется следующими основными признаками:
1) грубейшие нарушения естественного права народа, граждан на достойную жизнь ведет к разрыву взаимосвязей между обществом и государством.
И, как следствие этого игнорирования принципов естественного права, приводит к тому, что и является критериями анализа:
1.1. К обнищанию большинства народа ввиду отказа государства реально решать задачи помощи малоимущим; признание народом несправедливыми зарплат, пенсий, пособий, услуг здравоохранения, тарифов на жилье, транспорт и т.д.
1.2. К недоверию общества к процедурам комплектования госаппарата, честности системы судопроизводства и охраны общественного порядка, все большего перехода госаппарата к насильственным действиям, масштабной лжи и аморальности руководителей;
1.3. К отсутствию понятной людям, народу стратегии развития страны;
1.4. К законодательному подавлению государством (или фактического – госаппаратом на местах) органов самоуправления и путей духовного и хозяйственного саморазвития народа;
2) грубейшие нарушения естественного права народа, граждан на достойную жизнь в сочетании с закрепленным в сознании сотрудников госаппарата принципами юридического позитивизма приводят к разрыву политико-административных взаимосвязей между политическим руководством и министерствами, ведомствами, службами.
При этом (а это и есть критерии):
2.1. Властные структуры (министерства, ведомства, «силовые» и жилищно-коммунальные службы) превращаются в самодостаточные организации, которые, используя законодательство (которое теперь создается ими «под себя»), работают только на себя, сами «питаются» обществом, «доят» и «делят» его и не выполняют необходимых обществу государственных и муниципальных функций;
2.2. Эти сложившиеся и укоренившиеся в госструктурах нормы и принципы взаимоотношений внутри них и с народом, признаваемые руководящими работниками всех звеньев этих структур как «честные» и «справедливые», делают невозможным любое реальное их реформирование, переламывают любых реформаторов и реформы «под себя»;
2.3. Незащищенность естественных прав собственности рядовых граждан, небольших национальных производителей при одновременном произволе собственников-монополистов, отсутствия защиты личной и имущественной безопасности от криминала и госчиновников в судах и в правоохранительной системе государства - ведут к кризису в хозяйственной жизни общества.
Признаками такой утраты обществом доверия к государству являются снабжение его во всех слоях общества такими оценками, как: «воровское», «несправедливое», «продажное», «оккупационное», «компрадорское», «коррупционное» и т.п.;
Все это ведет к углублению раскола между обществом и государством, к полному отрыву общества от государства и, в итоге, к распаду государства как аппарата политического управления обществом, управленческой компоненты системы «страна».
Эта ситуация сразу же стимулирует процесс оставления страны самой активной и, часто, самой образованной частью общества и уход «штабов» национальных «хозяйствующих субъектов» и банковских счетов бизнесменов и крупных чиновников за рубеж.
Д.э.н. М.Г. Делягин, например, обращает наше внимание на причины эмиграции из нашей страны тех, кто является разработчиком новых технологий: «…как показал опыт России, важен не только уровень доходов, но и возможность их реализовать. Некоторые корпорации, спонсировавшие развитие Интернета в регионах, столкнулись со стремлением обеспеченных компьютерщиков эмигрировать. Их желание вызвано не только невозможностью реализовать доходы выше определенного уровня (купив автомобиль и бытовую технику, человек, не склонный к накопительству, сталкивается с отсутствием мотивации для заработков — квартиру все равно не купишь).
Важен и рост в силу общественного признания (которое выражает высокая зарплата) чувства собственного достоинства, которое не позволяет терпеть унижения, усилившиеся при общении с государством на всех уровнях.» [20, c.131]
В. Системный кризис национальной экономики
Под прямым влиянием того, что в госаппарате и в бизнес-сообществе утрачиваются ориентиры развития, основанные на естественном праве (создание благоприятных условий жизни человеку, гражданину – высшая ценность)начинает развиваться и углубляться «системный кризис национальной экономики» - составная часть «системного социального кризиса».
Критериями этого процесса являются следующие действия хозяйствующих (частных, общественных и государственных) субъектов (и их последствия):
1) штаб-квартиры (деньги, налоги) крупных компаний создаются (или перебираются) за рубежом, широким потоком идет вывоз финансов, сырья, полезных ископаемых, квалифицированных кадров (колонизация страны), богатые граждане и госбюрократия постоянно вывозит деньги (возможные инвестиции) за рубеж (в банки, в замки, дома, земельные участки и т.д.) под охрану НАТО и спецслужб Запада, т.е. внутренний источник инвестиций в выживание и развитие страны перекрывается и обратно поступает только та часть денег, которая необходима для новых проектов ограбления страны; значительные количество граждан начинает говорить об установившемся в стране «оккупационном режиме», трактуя так выше (и ниже) перечисленные характеристики деятельности государства в политической, экономической социальной и духовной сферах;
2) происходит резкая дифференциация экономического потенциала регионов страны, деградируют и распадаются хозяйственные связи между регионами, деградирует национальное производство товаров и национальный менеджмент, разрушаются национальные системы контроля безопасности промышленных и иных предприятий, учреждений, координация, взаимодействие и само состояние технических систем, ранее связывающих национальное хозяйство страны (транспорт, энергетика, связь и т.д.);
3) деградирует фундаментальная и прикладная наука, а ее продвинутая часть начинает работать на иностранные монополии, контроль за природными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами переходит к иностранным монополиям; разрушаются путем коммерциализации и ухода профессионалов системы общего и профессионального (среднего и высшего) образования; естественное право талантливой молодежи из всех слоев общества «огранить и отшлифовать» свои таланты в учебе оказывается «устраненным» из жизни страны, а обязанность талантов отдавать их людям, обществу, стране также «устраняются» из их системы национальных духовных ценностей;
4) происходит монополизация отдельных отраслей и производств теми структурами, за спиной который стоит иностранный капитал;
5) уровень зарплат не обеспечивает трудящимся нормальную жизнь за честно заработные деньги, основная масса народа впадает в бедность и нищету (и «схлопываются» внутренние источники инвестиций в хозяйство страны);
6) на фоне широкомасштабного распространения пьянства и наркомании трудовых ресурсов падает трудовая и технологическая дисциплина, растет техническая и технологическая безответственность производственного персонала, воровство им продукции своих предприятий и т.д.
Деградация общества, как замечает М.Г.Делягин [20,c.18] ведет в современных условиях к утрате технологий обеспечения безопасности электроэнергетики, гидротехнических сооружений, складов химбоеприпасов и т.д., что повышает вероятность техногенных катастроф. А это, в свою очередь, ведет к деградации природной среды обитания людей, резко ухудшая экологическую ситуацию, провоцируя «системный экологический кризис» в стране в средне- и долгосрочной перспективе. И жить в такой стране будет становиться все более опасным занятием.
Люди, отмечает М.Г.Делягин, оказываются в такой социальной и природной среде, где устойчивы только «государственные» и криминальные, полукриминальные «силовые» и финансовые структуры, живущие по своим законам и только в своих интересах.
В результате этого основными социально-политическими и социальными взаимоотношениями становятся отношения противостояния отдельной личности и власти квазигосударственной и бандитской, в которых уже нет места для промежуточных общественных структур, в том числе институтов гражданского общества. Это резко усиливает исход из страны людей, которые по своим жизненным силам и уровню образования, технической и/или научной подготовки, являются составной частью «мозга» нации, частью костяка высокого национального искусства и просто думающей о будущем частью общества.
Распад социальной ткани, атомизация общества,его усиливающаяся деградациявыливается, обычно, вдеятельность общества в трех раздельных или одновременных направлениях:
(1) в повсеместные и по началу мирные массовые акции протеста, а затем бунты и мятежи с захватом предприятий, органов власти (еще помнящими о своем личном достоинстве людьми с примыканием к ним маргинальных слоев);
(2) в бессмысленную и беспорядочную войну всех против всех;
(3) при наличии в обществе «социальной усталости» (в структуре общества все большую часть занимают пенсионеры и уже понесшие моральные потери, потерю здоровья или не приспособленные к новым условиям жизни люди) и выезда из страны значительной части и активных, культурно развитых людей и людей, имеющих определенное состояние, начинается постепенное и тихое «атомарное» (индивидуальное) культурное «гниение» людей по принципу, уже известном русским бедным (слабо защищенным собственными финансами, возрастом, полом и профессией) людям: «Что воля, что неволя - все равно, и мы остаемся здесь т.к. все равно нас нигде и никто не ждет».
В результате того, что высшее образование становится недоступным для талантливой молодежи из большинства социальных групп народа, происходит и резкое снижение интеллектуального и морального уровня людей, которые привлекаются в хозяйственную деятельность и в «автономизированные» госструктуры.
Все это означает, что начался социальный кризис, который, в перспективе, может перейти в социальную катастрофу.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 339;