Этиология и патогенез
Одним из важнейших этиологических факторов развития опухоли является крипторхизм. При этой аномалии риск возникновения практически всех гистологических типов рака повышается в 11-14 раз.
По данным некоторых авторов, при крипторхизме риск развития семиномы почти в 2 раза выше, чем для других типов опухолей яичка. В то же время, согласно другим сообщениям, крипторхизм чаще является причиной возникновения несеминомных опухолей яичка.
В настоящее время основную роль в развитии рака яичка отводят влиянию эстрогенов на внутриутробное развитие ткани яичка. Установлено, что если во время беременности, особенно в первые два месяца, женщина принимала эстрогены, то риск развития рака яичка у сына повышается в 2-5 раз. Учитывая, процесс опущения яичка также находится под гормональным контролем и избыток эстрогенов может его нарушить, можно предположить, что учащение частоты возникновения рака яичка при крипторхизме также связано с эстрогенами. Это косвенно подтверждается тем, что при крипторхизме в контралатеральном опустившемся яичке риск развития опухоли в 2 раза выше, чем в обычно.
Среди других факторов, связанных с повышением риска развития рака яичка, отмечают чрезмерное потребление жирной пищи, травмы яичка, вирусные поражения, в том числе ВИЧ.
Классификация
В зависимости от локализации первичного очага различают гонадные и экстрагонадные опухоли яичка. Частота последних низка. Основными экстрагонадными локализациями рака являются средостение и забрюшинное пространство. Развитие экстрагонадных опухолей связывают с распространением гонадных клеток-предшественников в эмбриональном периоде.
Согласно гистологической классификации опухоли яичка разделяют на герминативные (герминогенные) и негерминативные (негерминогенные).
Герминативные опухоли в свою очередь подразделяют на опухоли одного гистологического типа и опухоли более чем одного гистологического типа.
Гистологическая классификация герминативных опухолей яичка
Опухоли одного гистологического типа | Опухоли более чем одного гистологического типа |
Семинома. Эмбриональная карцинома. Тератома. Хориокарцинома. Опухоль желточного мешка. | Эмбриональная карцинома и тератома (с или без семиномы). Эмбриональная карцинома и опухоль желточного мешка (с или без семиномы). Эмбриональная карцинома и семинома. Опухоль желточного мешка и тератома (с семиномой или без нее). Хориокарцинома и любые другие элементы. |
Наиболее частым гистологическим типом опухолей яичка является семинома, она составляет 25-60% всех новообразований яичка. Ко времени диагностики около 10% больных с семиномой уже имеют метастазы.
Несеминомные опухоли яичка часто входят в состав смешанных опухолей. Эмбриональная карцинома – наиболее частая несеминомная опухоль. Она развивается у более молодых мужчин, чем семинома. К моменту диагностики у 1/3 больных есть метастазы. Реже встречаются опухоли желточного мешка, главным образом, у мальчиков двух лет. Она является частой опухолью яичка в раннем детском возрасте. Хориокарцинома в чистом виде крайне редка и обнаруживается в возрасте 18-35 лет. Тератома образуется чаще в возрасте до 30 лет. У детей и юношей тератомы обычно имеют более доброкачественное течение.
Герминативные опухоли яичек склонны к метастазированию. Риск раннего метастазирования наименьший при тератоме и наивысший при хориокарциноме.
К негерминативным опухолям яичка относятся главным образом новообразования, развивающиеся из стромы полового тяжа. Среди них выделяют хорошо дифференцируемые, смешанные и недифференцируемые опухоли. К первым относят опухоли из клеток Лейдига, опухоли из клеток Сертоли и гранулезоклеточные опухоли.
Основной классификацией является система TNM. Критерий S характеризует уровень сывороточных маркеров опухоли яичка.
Первичная опухоль (Т). Распространение первичной опухоли устанавливается после радикальной орхиэктомии:
рТх – первичная опухоль не оценивалась (если радикальная орхиэктомия не выполнялась, используется обозначение Тх);
рТ0 – нет доказательств наличия первичной опухоли;
pTis – carcinoma in situ;
рТ1 – опухоль ограничена яичком и придатком яичка без признаков лимфатической / васкулярной инвазии;
рТ2 – опухоль ограничена яичком и придатком яичка с признаками лимфатической – васкулярной инвазии, или опухоль прорастает белочную оболочку с вовлечением влагалищной оболочки яичка;
рТ3 – опухоль прорастает в семенной канатик с или без признаков лимфатической / васкулярной инвазии;
рТ4 – опухоль распространяется на мошонку с или без признаков лимфатической / васкулярной инвазии;
Метастазы в региональные лимфатические узлы (N):
Nx – региональные лимфатические узлы не оценивались;
No – нет метастазов в региональных лимфатических узлах;
N1 – метастазы в единичных лимфоузлах, 2 см и менее в наибольшем размере;
N2 - – метастазы в единичных лимфоузлах, более2 см, но менее 5 см в наибольшем размере; или во множестве лимфоузлов, но не более 5 см в наибольшем размере;
N3 – метастазы в лимфоузлах более 5 см в наибольшем размере.
Отдаленные метастазы (М):
Мх – наличие отдаленных метастазов не оценивалась;
М0 – нет отдаленных метастазов;
М1 – наличие отдаленных метастазов;
М1а – метастазы в легких или в отдаленных лимфоузлах;
М1b – другие (кроме легких и лимфатических узлах) отдаленные метастазы.
Сывороточные маркеры опухоли яичка (S):
Sx – исследование сывороточных маркеров не проводилось;
S0 – уровень сывороточных маркеров в норме;
S1 – лактатдегидрогеназа (ЛДГ)<1,5хN* и человеческий хорионический гонадотропин (ЧХГ)<1000 нг/мл и альфа-фетопротеин (АФП)<1000г/мл;
S2 – ЛДГ 1,5 – 10хN*, или ЧХГ 1000 – 10000 нг/мл, или АФП 1000 – 10000 нг/мл;
S3 – ЛДГ > 10хN*, или ЧХГ > 10000 нг/мл, или АПФ > 10000 нг/мл; N* - значение верхней границы нормы для ЛДГ.
Хирургические стадии, определяемые во время операции и по результатам гистологического исследования удаленных тканей.
Стадия I Опухоль ограничена яичком. Возможно наличие метастазов опухоли в паховых лимфатических узлах. Прорастание опухоли белочной оболочки яичка и/или семенного канатика, что повышает риск метастазирования в забрюшинные лимфоузлы и рецидива. Эта стадия соответствует клиническим стадиям I и II.
Стадия II Метастазы в за брюшинные и пара аортальные лимфоузлы. Установлено, что риск рецидивирования повышается, если вовлечено более 5 лимфоузлов, если величина одного или более вовлеченных лимфоузлов более 2 см, или если опухоль прорастает в клетчатку вокруг лимфоузлов. Эту стадию подразделяют на подгруппу с минимальными поражениями забрюшинных лимфатических узлов (МП) и с объемными поражениями забрюшинных лимфатических узлов (ОП). У больных, относящихся к подгруппе ОП, один или несколько забрюшинных лимфатических узлов более 5 см. У таких пациентов прогноз хуже. Хирургическая стадия II соответствует клинической стадии III без отдаленных метастазов.
Стадия III Характеризуется наличием отдаленных метастазов. Также подразделяется в зависимости от величины метастазов на стадии с минимальными и объемными поражениями (соответственно МП и ОП). При МП метастазы локализованы в лимфатических узлах и легких и не превышают 2 см в диаметре. ОП проявляется наличием метастазов более 2 см в диаметре, а также распространением опухоли на другие органы и ткани (печень, мозг и другие). Хирургическая стадия III соответствует клинической стадии III с отдаленными метастазами.
Симптоматика
Основными симптомами опухоли яичка являются увеличение и уплотнение яичка при пальпации и чувство тяжести в мошонке. У 70-90% больных именно эти симптомы являются первыми.
Боль не является характерным клиническим проявлением рака яичка, однако может быть приблизительно в 1/3 случаев.
Одним из ранних симптомов опухоли яичек может быть гинекомастия. Ее появление объясняется тем, что повышение уровня ЧТХ при некоторых герминативных формах рака может стимулировать выработку эстрадиола клетками Лейдига.
У 15% больных первичная опухоль яичка протекает бессимптомно, и первые проявления заболевания у них связаны с метастатическим поражением. Увеличение забрюшинных лимфатических узлов чаще всего проявляется болями в животе, спине, нарушением венозного оттока из нижних конечностей вследствие сдавления нижней полой вены. При метастазах в легких клиническая картина сходна с таковой при хроническом бронхите. Типичным симптомом является кашель.
Атипичные симптомы опухоли яичка могут наблюдаться при эктопии и крипторхизме. При этом клиническая картина может быть сходна с острой кишечной непроходимостью, острым аппендицитом или новообразованиями органов брюшной полости.
При первичной экстрагонадной локализации тестикулярной опухоли будут своеобразные клинические проявления.
При забрюшинной опухоли могут быть боли в животе и спине, нарушение венозного оттока из нижней половины тела.
Диагностика
При пальпации яичка и выявлении его уплотнения или увеоичения можно заподозрить наличие новообразования. Пальпаторное исследование является начальным этапом диагностики рака яичка.
Важное значение придается выявлению сывороточных опухолевых маркеров – человеческого хорионического гонадотропина (ЧХГ), альфа-фетопротеина (АПФ) и лактатдегидрогеназы (ЛДГ). При определении ЧХГ могут быть ложноположительные результаты, поскольку имеется перекрестная реакция между ЧХГ и лютеинизирующим гормоном. В этой связи рекомендуют измерять бета-субъеденицу ЧХГ, для которой эта перекрестная реакция незначительна. Повышение уровня ЧХГ выявляется у 100% больных хориокарциномой, 60% - эмбриональной карциномой, 25% - опухолями желточного мешка и только у 10% - с семиномой. Повышение уровня АПФ отмечается у 70% больных с эмбриональной карциномой и у 75% больных с опухолями желточного мешка, но отсутствует при хориокарциноме и семиноме.
УЗИ яичка используется для дифференциальной диагностики опухолей яичка и других заболеваний, например, эпидидимита. Точность УЗИ при опухолях яичка весьма высока и достигает 90%.
Важная диагностическая роль отводится непосредственно оперативному вмешательству – радикальной паховой орхэктомии. Обычная трансскротальная биопсия яичка не рекомендуется, поскольку повышается риск локальной диссеминации опухолевых клеток в мошонке и их распространения в паховые лимфатические узлы.
Регионарными лимфоузлами для яичка являются параортальные и паракавальные, а если в анамнезе были какие-либо вмешательства в пахово-мошоночной области – то и паховые.
Иногда удается пропальпировать увеличенные пораженные надключичные и шейные лимфатические узлы.
Наиболее точным методом определения лимфатических узлов, главным образом забрюшинных, является компьютерная томография. Эта информация необходима для выбора правильной тактики лечения больных с раком яичка. Однако необходимо учитывать, что у 25-30% больных с опухолью яичка и отсутствием данных КТ за поражение лимфатических узлов, при морфологическом исследовании последних обнаруживаются микроскопические метастазы.
Другими часто используемыми методами диагностики метастазов в забрюшинных лимфатических узлах являются каваграфия и лимфангиография. При значительном увеличении забрюшинных лимфатических узлов на экскреторных урограммах возможно обнаружить смещение или сдавление мочеточника.
Легкие являются самой частой локализацией отдаленных метастазов. Для их выявления необходимо выполнить рентгенографию легких в двух проекциях. Однако в случаях небольших размеров метастазов могут быть ложноотрицательные результаты. В этих случаях показано выполнение КТ легких, позволяющей обнаружить метастазы до 3 мм в диаметре.
Метастатическое поражение печени можно выявить при УЗИ и сцинтиграфии печени, при подозрении на наличие метастазов в мозге – ЯМР.
Лечение
Тактика лечения герминативных опухолей яичка зависит от гистологического строения опухоли, стадии заболевания, наличия и поражения контрлатерального яичка.
Подходы к лечению семиномных и несеминомных опухолей различны. Смешанные опухоли, содержащие семиномные и несеминомные компоненты, должны рассматриваться при планировании лечения как несеминомы. Если при семиноме обнаруживается повышение уровня сывороточного АПФ, то стратегия лечения аналогична таковой при несеминоме.
В связи с использованием прогностической классификации тактика лечения опухолей яичка в последние годы претерпела некоторые изменения. У больных с хорошим прогнозом возможно снижение доз химиопрепаратов с целью уменьшения токсичности, а у больных с плохим диагнозом, наоборот, необходимо увеличивать интенсивность химиотерапии для повышения эффективности лечения.
Тактика лечения герминативных опухолей яичка
Клиническая стадия | Семинома | Несеминома |
Carcinoma in situ | Локальная радиотерапия яичка (20 Гр) | |
I стадия | 1. Радикальная орхиэктомия, затем адъювантная радиотерапия забрюшинных лимфоузлов. 2. Радикальная орхиэктомия, затем наблюдение с химио- или радиотерапией при выявлении рецидивов. 3. Радикальная орхиэктомия, затем адъювантная химиотерапия карбоплатином. | 1. Радикальная орхиэктомия с забрюшинной лимфаденэктомией. 2. Радикальная орхиэктомия, затем наблюдение с химио- или радиотерапией при выявлении рецидивов. 3. Радикальная орхиэктомия, затем адъювантная химиотерапия |
II стадия | Семиномы с МП. Радикальная орхиэктомия, затем радиотерапия. Семиномы с ОП. 1. Радикальная орхиэктомия, затем радиотерапия. 2. . Радикальная орхиэктомия, затем комбинированная химиотерапия | 1. Радикальная орхиэктомия с забрюшинной лимфаденэктомией с последующим контролем. 2. Радикальная орхиэктомия с забрюшинной лимфаденэктомией, затем адъювантная комбинированная химиотерапия. 3. Радикальная орхиэктомия, затем химиотерапия с последующей резекцией остаточных образований (если имеются). |
III стадия | Радикальная паховая орхиэктомия, затем комбинированная химиотерапия | 1. Комбинированная химиотерапия, при необходимости резекция остаточных опухолевых образований. 2. Интенсивные режимы химиотерапии аутотрансплантацией костного мозга. |
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2347;