Государственная власть


В современном обществе государственная власть является разновидностью политической власти, поскольку последней обладают не только государство, но и политические партии, общественно-политические организации и движения, группы давления, отдельные политические лидеры. Но именно органы государственной власти выступают основными субъектами политического управления. Однако не следует думать, что могущество государственной власти и ее границы беспредельны, а способы регулирования общественных отношений зависят только от нее самой. На деятельность органов государственной власти, функционирующих в определенном правовом пространстве, оказывают влияния различные «группы интересов», политическая культура управляющих, принимаю­щих решения, характер «обратной связи» с управляемыми и многие другие факторы.

Специфика государственной власти состоит в том, что она реализуется посредством специализированных органов, которые принято называть ветвями власти. Органы государственной власти выступают в качестве официальных (юридических) представителей всего общества и олицетворяют его волю внутри страны и на международной арене. В своей деятельности они ориентируются на общезначимые цели и интересы. Органы государственной власти обладают монополией на издание законов и легальное насилие.

Осуществление государственной власти требует определенной организации – формирования государственных учреждений, аппарата государственного управления (система представительных учреждений; исполнительно-распорядительных органов; прокуратура, суды, органы контроля; органы охраны общественного порядка; вооруженные силы).

Государственная власть опирается на механизм принуждения, правовые санкции, деятельность особого слоя лиц, профессией которого является государственная служба. Принудительность – это исключительная прерогатива публичной (государственной) власти, поэтому, как подчеркивал М. Вебер, «государство является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Только государство располагает специализированными органами принуждения, применяемого в ситуациях, определяемых законом, поэтому государство – это институт легального принуждения и насилия в обществе. Государство от имени общества и на основе закона может применять такое принуждение не только к гражданам и другим людям, но и к административно-территориальным единицам, партиям, общественным организациям, предприятиям, находящимся на территории государства. Кроме того, только институты государственной (публичной) власти обладают монопольным правом издавать в рамках существующей правовой системы законы, регулирующие общественную жизнь и имеющие общеобязательный характер, формировать систему налогов, необходимых для обеспечения государственной политики и содержания государственных чиновников.

Государственная власти суверенна, универсальна, публична, моноцентрична и легальна. Суверенность государственной власти, проявляется в ее верховенстве внутри страны и независимостью на международной арене. Государственная власть обладает прерогативой отменять любые проявления всех других властей. Универсальность государственной власти состоит в том, что она распространяется на всю территорию страны; на всех людей, находящихся на этой территории, включая и граждан других государств; на все общественные, в том числе и политические организации. Публичность государственной власти состоит в том, что апеллирует ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права. Моноцентричность государственной власти заключается в. наличии единого центра принятия решений. Легальность государственной власти обусловлена законами и другими правовыми актами.

В современной науке государственную власть часто рассматривают в качестве регулятивного «механизма» социального общения, основными структурами которого выступают отношения: 1) «господства – подчинения», 2) «контроля – влияния», 3) «управления – давления».

«Господство – подчинение» – это такое отношение, при котором приказ, отданный управляющими, встречает у управляемых признание и исполнение в соответствии с доминирующими у них ценностями культуры. М. Вебер, исходя из особенностей этих ценностей, выделил три «идеальных типа» «господства - подчинения»: 1) традиционный, 2) харизматический и 3) легальный.Традиционный тип «господства – подчинения» основывается на традициях, обычаях и привычках к определенному политическому поведению. Харизматический тип «господства – подчинения» опирается на эмоциональную преданность «подвластных» политическому лидеру (вождю) и их веру в его выдающиеся способности. Легальный базируется на рациональном признании за «властвующими» права, в том числе и юридического, принимать политические решения.

«Контроль – влияние» – это отношение, связанное с регулированием способов распределения ресурсов общества. К основным ресурсам общества, выступающим предметом властного общения, относят материальные и духовные блага, которые, с одной стороны, представляют собой определенную ценность, а с другой – способны удовлетворить потребности и интересы людей. Ресурсы общества можно разделить на две части: одна из них идет на обеспечение жизни его субъектов, другая часть – на общие нужды (общегосударственные ресурсы).

По отношению к ресурсам как предметам властного общения субъекты общества делятся на две группы – элиту («управляющие») и народ («управляемые»). Элита организует процесс создания ресурсов и распоряжается той их частью, которая предназначается на общие нужды. Народ создает ресурсы и получает в свое распоряжение ту их часть, которая идет на обеспечение его жизни. Управляющие, располагающие административным аппаратом власти, обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами. Управляемые, распоряжающиеся лишь своими частными ресурсами, могут только контролировать распределение общественных ресурсов «снизу» или оказывать влияние (например, через деятельность партий, профсоюзов и иных общественных организаций) на их перераспределение.

«Управление – давление»– это властное отношение, связанное с практической реализацией интересов и воли управляющих и управляемых. Это отношение характеризуется тем, что управленческие решения принимаются «сверху» с учетом волеизъявления управляемых, степени их политической активности и реализуются в соответствии с уровнем давления «подвластных», поддерживающих или сопротивляющихся осуществлению того или иного государственного решения.

Государственная власть как регулятивный «механизм» социального общения имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официальному агенту - государству. Эти полномочия, в свою очередь, распределяются государством «по горизонтали» между законодатель­ными, исполнительными и судебными органами власти, а по «вертикали» – между центральными, региональными и местными органами власти.

Государственная власть как регулятивный «механизм» социального общения включает в себя также давление «снизу» различных социальных слоев общества, имеющих свои «группы интересов» и «зоны влияния», которые через каналы «обратной связи», системы представительства и лоббирования оказывают воздействие на деятельность органов государственной власти. В политической жизни реальными носителями государственной власти нередко вступает бюрократия, чиновники аппарата управления в системе исполнительной власти, а также различные группировки правящей элиты, между которыми идет постоянная борьба за перераспределение «сфер» властных полномочий и «зон» контроля над общественными ресурсами.

Государственная власть как регулятивный «механизм» социального общения и средство государственного управления опирается на определенные ресурсы. Ресурсы государственной власти – это потенциальные возможности, которые ее органы могут использовать в своей деятельности. На ранних этапах общественного развития главными ресурсами государственной власти выступали сила и богатство. Затем все большое значение стали приобретать право и символический капитал власти. В настоящее время особую роль играют такие ресурсы, как наука, информация, социальный и человеческий капитал.

Существуют различные классификации ресурсов государственной власти. Так, известный американский ученый А. Этциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы государственной власти. Однако наиболее распространенной является классификация ресурсов в зависимости от основных сфер общественной жизни. В связи с этим выделяют экономические, геоэкономические, экологические, демографические, социальные, политические, геополитические, правовые, коммуникационные, культурные, информационные, научные и духовные ресурсы.

Функционирование государственной власти в современном обществе определяется принципами единства и разделения властей. В современной науке единство государственной власти рассматривается в двух аспектах – организационно-правовом и социально-политическом. Организационно-право­вой аспект единства государственной власти заключается в том, что в государстве существует единая система органов этой власти, или в том, что вся полнота государственной власти передается какому-либо одному субъекту (например, абсолютному монарху). Социально-политический аспект единства государственной власти состоит в том, ее что все органы проводят одинаковую внутреннюю и внешнюю политику, или в том, что в государстве властвует определенная социальная общность.

В авторитарных и тоталитарных государствах единство государственной власти в организационно-правовом аспекте проявляется в максимальной ее концентрации в одних руках, а единство государственной власти в социально-политическом аспекте – в последовательном проведении различными органами государственной власти общих принципов внутренней и внешней политики.

В демократических государствах организационно-правовое единство государственной власти выражается в существовании единой системы ее органов, которые действуют согласованно, на основе общих принципов. Социально–политическое единство государственной власти в демократических странах проявляется в первую очередь в суверенитете народа, который провозглашается единственной властвующей социальной общностью. В демократических государствах социально-политическое единство государственной власти в плане осуществления ее органами единой внутренней и внешней политики зачастую нарушается. При этом возникающие принципиальные разногласия между органами государственной власти, проводящими эту политику, преодолеваются самыми различными способами, вплоть до их роспуска.

Принцип единства государственной власти не противоречит принципу разделения властей. Идея разделения властей принадлежит Д. Локку, который первым высказал мысль о необходимости разделения государственной власти на независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви. Концепцию разделения властей обычно связывают с именем французского философа середины XVIII в. Ш. Монтескье, который полагал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к «ужасному деспотизму», и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и его министры) и судебную (независимые суды), которые при необходимости могут контролировать друг друга.

Впервые принцип разделения властей получил законодательное закрепление в Конституции США 1787 г., Почти во всех современных конституциях закреплены принципы единства и разделения властей: с одной стороны, провозглашается власть народа, а с другой – говорится об организационно-правовом размежевании полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти. В связи со сложившейся в некоторых странах практикой, связанной с отделением президента от исполнительной власти, возник вопрос о возможности выделения особой ветви государственной власти – арбитражной, характерной для президента как главы государства. В некоторых европейских странах законодательно выделяют также контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Конституционный принцип единства государственной власти как выражение исключительного суверенитета народа призван противостоять узурпации власти какими-либо социальными группами, политическими организациями, партиями, военными и обеспечить единую политику всех органов государства по принципиальным вопросам. Конституционный принцип разделения властей призван служить целям демократии в управлении, взаимному контролю властей, препятствовать авторитаризму. Но такое разделение властей – не панацея от всех бед в управлении обществом. Нужны еще многие слагаемые (соответствующая политическая и правовая культура населения и государственного аппарата, не только разделение, но и ограничение властей системой «сдержек и противовесов» и др.), чтобы разделение властей было политически эффективным.



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 261;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.