Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 12 глава
Рано или поздно процессы роста духовных потребностей людей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности.
Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования. В научной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) деятельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поиски наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности.
В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» концепция досуга в значительной мере была сориентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представления, что досуговые занятия служат продолжением профессиональной деятельности, непосредственно способствуют повышению ее эффективности.
Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узкорекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.
Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой-либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеустановленным, общепринятым.
2. Образование и карьера
Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).
Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной России и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот вопрос дает представление об устройстве самого образования как общественной социально-культурной практики.
Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).
На федеральном уровне это цели государственной образовательной политики. Они четко обозначены в важнейших федеральных документах, где, по сути, разработаны стратегические направления модернизации образовательной сферы: Закон РФ' «Об образовании», проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования в России на 2000 - 2005 гг.», правительственная «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001). В основе государственной политики в области образования лежат два определяющих тезиса: «Образование - неотъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образования является государство».
В «Национальной доктрине...» достаточно емко и последовательно обозначены главные ориентиры отечественного образования.
Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие национальных культур народов России; воспитание граждан правового, демократического, цивилизованного государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокими нравственными принципами.
Это разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Это формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Это систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - её недостаточной прикладной направленности.
Отсюда так велика практическая значимость принципа непрерывности образования в течение всей жизни человека, обеспечения многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, личностно-индивидуального подхода в образовании.
При характеристике образования мы исходим из его сути как творческой деятельности, рассчитанной на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающее личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. В научной литературе образование трактуется как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонента социализации, характеризующаяся приобретением культурной компетенции»1.
Элемент аккультурации становится преобладающим в современных образовательно-педагогических стратегиях и технологиях. Целью образования становится не обеспечение «человеческим фактором» материального производства, как это было в недавнем прошлом, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.
Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что новая образовательная парадигма подразумевает наличие необходимого уровня эрудиции, творческих начал и культуры личности, поскольку именно в этом состоит «её главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание» (Голубева О.И., Суханов АД. Проблемы целостности в современном образовании //Философия образования. - М, 1996. - С.58).
Переориентация образовательной парадигмы, характерной для всей совокупности образовательных учреждений, образовательных методов и технологий, с когнитивно-информационной на аккультурирующую, объективно превращает образование в одну из ведущих общественных сфер социально-культурной деятельности.
Это овладение осуществляется либо посредством обучения - коммуникационного управления, состоящего в целенаправленном воздействии учителя на учащихся (субъект-объектное отношение), либо посредством самообразования (самообучения), где в качестве субъекта выступает сама личность.
Институт народного образования относится к категории социально-культурных институтов, преобладающей функцией которых является транслирование духовных ценностей и предоставление образовательных услуг. Он включает обширную систему учреждений, обеспечивающих дошкольное, школьное, профессиональное, среднее специальное, высшее, дополнительное образование. По состоянию школы, не столько как идеологического инструмента, сколько как современного социально-культурного института, судят об уровне развития воспитания, просвещения, культуры в истории и сегодняшней жизни каждой отдельно взятой страны.
Однако педагогическая, воспитательная, просветительная деятельность не является исключительной миссией системы народного образования. В той или иной степени неисчерпаемый образовательный потенциал свойствен практически всем социально-культурным институтам. Образовательный компонент заложен в самом феномене клуба и библиотеки, музея и филармонии, планетария и театра, в имманентно присущих им качествах, проявляющихся в реализации их социально-культурных функций. Не случайно многие из них в различные исторические периоды традиционно назывались и продолжают именоваться учреждениями внешкольного образования.
В историческом прошлом институту народного образования было свойственно стремление целиком взять на себя формирование личности учащегося, исключив влияние других социализирующих факторов. Подтверждением тому может служить распространенный в свое время в России институт благородных девиц.
Современные реалии объективно приводят к закономерному превращению образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Сегодня образовательная отрасль закономерно рассматривается как общественная практика воспитания, жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации, как система дифференцированных культурно-образовательных услуг, как механизм формирования и развития духовно-нравственной культуры и социокультурного потенциала каждого региона.
Количественные и качественные изменения, происходящие в структуре и профиле специальностей, в первую очередь определяются требованиями и запросами рынка образовательных услуг Ценностные ориентации детей и подростков в условиях рынка постоянно изменяются, поэтому так необходим их учет в системе как базового, так и дополнительного образования.
Если 25-30 лет назад в классификаторе специальностей содержалось не более 320 наименований, то сегодня эта цифра превышает 500. Среди 25 новых специальностей, открывшихся в последние годы в вузах культуры и во МГУКИ, появились «Социальная педагогика», «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «Реклама», (Связи с общественностью», «Журналистика» и другие. С расширением рынка образовательных услуг связано возникновение и распространение негосударственного (коммерческого) сектора в области среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Центральной проблемой было и остается организационное и содержательно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности образования как в среднем и высшем звеньях, так и в поствузовском пространстве - то есть там, где непосредственно осуществляется профессиональная карьера специалиста.
Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования.
Общественной практикой накоплен богатейший опыт взаимодействия и интеграции учреждений базового, профессионального и дополнительного образования с другими учреждениями социально-культурной сферы, с семьей, семейными клубами, детскими и юношескими социально-культурными организациями и объединениями. Такой диалог или полилог служит источником множества продуктивных идей и проектных инициатив в области превентивной и семейной педагогики, социально-культурной экологии, профилактики наркомании, алкоголизма, правонарушений в молодежной среде.
На рубеже XX-XXI веков для практиков и ученых, представляющих современную педагогику и культурологию, одним из наиболее актуальных стал вопрос: насколько продуктивно современное образование реализует свои функции в современном социально-культурном сообществе, каким образом следует полнее раскрыть неисчерпаемый социально-культурный потенциал отечественного образования, позволяющий ему внести эффективный вклад в социально-экономическое и духовное развитие России.
Существует несколько концептуальных предположений. Для примера остановимся на одном из них. Можно дать ответ на вопрос через представление самых разнообразных (от общеобразовательных до очень специализированных) проектных идей, направленных на устройство или переустройство общественной практики образования.
В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза. Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг. Второй срез - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности. И третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.
В самом этом членении образование предстает как сложно организованная система общественных практик, имеющих ряд важных стратегических эффектов воздействия на общество. Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования.
Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества. Практическая работа над проблемами, поставленными в образовательных программах, на деле показывает значение образования для нынешнего общества, например, проблему экологического воспитания и образования. То же можно сказать и о разработке новых форм работы с детьми, которые находятся на грани риска и имеют отклоняющиеся формы социального поведения. Сейчас их активность никак обществом не востребована, а последствия очевидны - именно эти дети восполняют криминальные группы. Третий пример - это создание различных детско-взрослых производств: индустриально-промышленного типа и коммерческого типа, где готовят специалистов для работы в цивилизованном бизнесе.
И здесь крайне важны такие наукоемкие и ресурсоемкие задачи, как: а) разработка «региональных требований к уровню подготовленности выпускников начальной, основной и полной общеобразовательной школы», б) создание «единой информационной системы и региональной электронной сети образования», в) внедрение «единой системы мониторинга образования». И, наконец, в рамках превращения образования в механизм формирования общественной жизни ставится принципиальная задача создания «сети экспериментальных площадок по отработке нового содержания образования, образовательных технологий и моделей образовательных и управленческих систем, реализующих новые стандарты образования». Решение этой задачи закладывает механизм регионализации образования и перманентного обновления и повышения его уровня и качества.
Сама установка на разработку содержания образования обусловлена вполне определенными теоретическими представлениями о том, какой должна быть современная практика образования. Ее главные социокультурные задачи видятся прежде всего в том, чтобы, с одной стороны, организовать для подрастающих поколений включение в осмысленную культуросообразную деятельность на любой территории вне зависимости от места получения образования, а с другой, обеспечить возможность неограниченного личностного развития в соответствии с индивидуальными целями, интересами и склонностями.
Но чтобы успешно решать данные задачи, общественная практика образования должна иметь три взаимосвязанных, уровня организации, каждый из которых имеет свои особые деятельностные механизмы и выполняет свои вполне определенные функции. Исходный (базовый) уровень имеет отношение к государственному стандарту образования. Следующий, надстраивающийся над исходным и превышающий его уровень, связан с региональным компонентом образования. И, наконец, самый верхний уровень задается культурно насыщенными образовательными средами.
Базовый уровень образования - это тот исходный уровень образованности, который государство обязано обеспечить всем своим гражданам. Этот уровень - минимальный, поскольку без него нет образованного человека и полноправного гражданина. Это предел, не достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании человека, не рискуя вызвать процессы деградации личности. Ниже этого уровня опускаться нельзя, а подниматься выше него - сколько угодно и в каком угодно направлении. Этот уровень образованности - исходный. Он призван обеспечить человеку возможность активно включаться в разнообразные сферы и формы организации социально-культурной деятельности; это тот уровень, который должен позволять любому человеку самостоятельно определять свой жизненный путь и направления продолжения своего образования. Данный уровень образованности не является личным делом каждого - за его достижение именно государство отвечает перед обществом. Государство получает в свои руки мощнейший инструмент - механизм образования - для подготовки людей к общественной жизни, связанной с решением мировых социокультурных проблем. Главная задача государственной системы образования - обеспечить по крайней мере процессы сохранения и воспроизведения тех культурных форм жизни и деятельности, которые были созданы предшествующими поколениями.
В базовом уровне образования выделяется так называемый региональный компонент. Он обозначает более высокий уровень образованности по сравнению с исходным уровнем, задаваемым государственным стандартом. Этот новый уровень может быть достигнут за счет организации дополнительного образования, надстраивающегося над государственным образованием и привносящим в общее образование региональную специфику. Благодаря региональной системе образования люди получают возможность беспрепятственно включаться в те области и формы организации социально-культурной деятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. При этом важно учитывать, что регион - это не просто административно-территориальная единица. Регион характеризуется: а) исторически сложившимся на данный момент времени общим для некоторой территории укладом жизни (системой разделения труда и подготовки кадров, своей управленческой структурой и инфраструктурой, отношениями между различными слоями населения и т.п.); б) наличием программ развития этих исторически сложившихся форм организации жизни и деятельности; в) общностью людей, проживающих на данной территории, являющихся носителями и реализаторами данных программ развития и обладающих самосознанием субъекта исторического действия.
Таким образом, за достижение регионального компонента в уровне образованности ответственность несет уже не государство, а та или иная региональная общественная система, ставящая перед собой задачу самовоспроизводства. Под региональной общественной системой понимается человеческое объединение в лице определенной социокультурной общности. Она имеет: а) уникальные культуросообразные целевые ориентиры, определяющие их историческую миссию и будущее, б) собственное мировоззрение, задающее систему ценностей и оснований для самоопределения и действия общности в целом и входящих в ее состав личностей, в) неповторимые исторические традиции, которые позволяют непрерывно наращивать культурный потенциал общности, совершенствуя высшие образцы человеческого мышления и деятельности, созданные прошлыми поколениями, и принимая на себя задачи, далеко выходящие за пределы отдельной человеческой жизни.
Понятие образовательная среда вводится для обозначения всей совокупности различных систем мыследеятельности, в которые оказывается «погружено» подрастающее поколение и где происходит его «встреча» и присвоение им ценностных ориентиров, проблемно-целевых установок, способов и методов мышления и деятельности, которые были характерны для той или иной региональной общественной системы. Образовательной среде противостоит продуктно ориентированная педагогическая технология (своеобразная «обучающая машина»), которая рассчитана на поточную унифицированную работу со стандартным ребенком. Однако в условиях технологизированного обучения невозможно формировать мировоззрение, подводить к видению проблем и постановке личных целей, организовывать освоение культурных образцов мышления и деятельности.
Множество образовательных и социально-воспитательных технологий оказывают на ребенка точечное (локальное) и прямое воздействие с жестко требуемым результатом, которое не всегда соотносится с индивидуальными возможностями и ориентациями ребенка. В отличие от них образовательная среда имеет как бы размытое влияние (то есть действующее сразу по многим каналам), с непредсказуемым результатом, появляющимся после длительного латентного периода и возникающим на пересечении уникальных трасс саморазвития ребенка. Можно даже сказать, что образовательная среда одновременно имеет дело с множеством различных зон ближайшего развития, специфичных для каждого ребенка, попавшего в эту среду. С этой точки зрения, образовательная среда представляет собой сложнейшую систему неповторимых по результатам и по способам их достижения линий индивидуального развития разных детей, хотя, возможно, и пересекающихся внутри единого пространства-времени (хронотопа).
С другой стороны, образовательная среда - это множество разнообразных и уникальных по-своему личностных моделей мышления и деятельности человека. Эта модели тесно связаны друг с другом тем, что они реализуются в рамках социально-культурного занятия, и тем, что в них включены дети, и через них проходят трассы их индивидуального развития. Такой индивидуальный для каждого ребенка, подростка тип мышления и деятельности («мыследеятельный» тип) не является игрушечным - в нем все по-настоящему, а не понарошку.
И тем не менее в нем всегда есть место для ребенка и окружающих его детей - и это место не внешних наблюдателей, а реальных участников живого творческого, интерактивного процесса. При этом включенность ребенка в деятельность не означает его использование как бессловесного исполнителя воли окружающих. Дети включаются в совместную со взрослыми поисково-разработческую деятельность одновременно и как ее проектировщики, и как исполнители своих же замыслов.
Профессиональное образование
Профессиональная траектория движения будущего специалиста к осуществлению своей карьеры предполагает наличие нескольких определенных уровней его образовательно-профессиональной подготовки. Каждый из этих уровней жестко ограничен минимумом знаний, умений и навыков, выдачей подтверждающего этот минимум сертификата диплома и предоставлением вероятной возможности занять соответствующее этим документам рабочее место на рынке труда.
Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы состояла в преодолении ярко выраженных противоречий между: объективными потребностями социально-культурной сферы и отсутствием учебных заведений, обеспечивающих подготовку такого специалиста; долго господствующей в учебном процессе авторитарной педагогической и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогической системой, включающей народную педагогику, педагогику' формирующего развития и коррекции; схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала «букет» трафаретных умений и навыков, и прогрессивными технологиями, основанными на диалоге, на педагогике сотрудничества, обеспечивающими гибкость и эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, индивидуальных особенностей обучаемого и требований новой профессии; огромным количеством социально значимых задач, возникающих в условиях социума и его открытой среды, и некомпетентностью многих штатных работников, персонально отвечающих за их решение и др.
Развитие процессов трансформации содержания и технологии социально-культурной деятельности предъявляло новые требования к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Требовалось обеспечить усиление гуманистического содержания образования, повышение общего культурно-образовательного и профессионального уровня выпускников высших и средних учебных заведений культуры, развитие способностей ориентации и менеджмента в досуго-вой сфере, навыков сбора, анализа и оценки источников разнообразной культурной, социологической, экономической информации, социально-педагогическую и социально-психологическую подготовку к практической работе с различными группами населения.
Воспроизводство необходимого кадрового ресурса в социально-культурной деятельности неразрывно связано с интеграцией в различные отрасли этой сферы представителей различных областей научного знания, в частности общей и социальной педагогики, возрастной и социальной психологии, теории и истории мировой культуры, этики и эстетики и т.д.
Культурологическое образование - социально задействованная, а не изолированная система. В ней целесообразно использовать ряд технологических решений, в частности широко распространенный на Западе метод коалиций, когда вокруг наиболее острых проблем объединяются усилия представителей разных научно-педагогических коллективов.
Культурологическое образование сегодня в перспективе -важнейший социально-инфраструктурный и социально-педагогический ресурс. Он должен не только затрачиваться, но и постоянно наращиваться, выступать в качестве эффективного инструмента проводимых социальных реформ, рычага экономической, культурной, социальной политики.
Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).
Например, образовательно-профессиональная подготовка по специальности «Социально-культурная деятельность» включает в себя систему последовательных ступеней, открывающих перед будущим специалистом возможность осуществления траектории его профессионального роста в сфере культуры, искусства, досуга, спорта, социальной защиты и др. Это: 1) профессиональное образование; 2)среднее профессиональное; 3) высшее профессиональное образование; 4) послевузовское профессиональное образование.
Кроме того, внутри вузовского образования и на его базе функционируют параллельно и такие системы профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации, как: 1) бакалавриат (с выдачей после четвертого курса диплома бакалавра- специалиста по работе в социально-культурной сфере); 2) магистратура (с выдачей после шестого курса диплома магистра, научного работника-исследователя социально-культурной сферы); 3) аспирантура по специальности «Социально-культурная деятельность» с трех-четырехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени кандидата наук; 4) докторантура по специальности «Социально-культурная деятельность» с двух-трехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени доктора наук.
Аналогичным образом выстраивается занимающая приоритетное место в профессиональной карьере система стажировок, повышения квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной сферы. Вот, например, в каком виде предстает технологическая схема этого процесса в Институте дополнительного профессионального образования МГУКИ1. Для каждого из семи предметных технологических модулей («Менеджмент в социально-культурной сфере», «Маркетинг в социально-культурной сфере», «Правовое обеспечение в социально-культурной сфере», «Современные информационные технологии», «Практическая психопедагогика», «Досуговедение», «Сохранение материальной культуры мира») предусмотрены четыре инвариантных ступени обучения слушателей с количеством часов соответственно 36 час., 72 час., 150 час. и 500 час.
Обратим внимание, что на каждой ступени видоизменяются цель обучения, форма итоговой аттестации и характер сертификата, подтверждающего результаты обучения.
На первой ступени обучения (36 час.) целью обучения является стимулирование интереса к инновационному проектированию в социально-культурной сфере, итоговая аттестация проводится в форме защиты инновационных предложений, а видом сертификата служит справка о пройденном курсе обучения.
На второй ступени (72 час.) соответственно: формирование навыков в создании инновационного проекта; зашита инновационного проекта; сертификат в виде удостоверения.
На третьей ступени (150 час.): овладение технологиями инновационной деятельности; защита инновационной программы; сертификат в виде свидетельства.
На четвертой, высшей ступени (500 час.): создание авторского инновационного проекта или программы; защита аттестационной работы: сертификат в виде диплома о профессиональной переподготовке.
Если сопоставить ступени обоих образовательных блоков, закрепляющих профессиональный карьерный рост специалиста - базового (семь ступеней) и дополнительного (четыре ступени), то в их содержательном наполнении обращает на себя внимание прежде всего преемственность социально-культурного образования, тенденция к овладению всеми фундаментальными, составляющими это образование элементами: а) системой профессиональных знаний; б) практическими и интеллектуальными умениями и навыками; в) компонентами творческой деятельности; г) эмоционально ценностным отношением к окружающей среде.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 253;