Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 9 глава


Сущность социально-культурной политики состоит в целенаправленной, перспективно ориентированной долгосрочной деятельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взятого региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых социально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Социально-культурную политику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер.(Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи7)В то же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, действующих в сфере культуры.

Характеристика и оценка соотношения социальной и культурной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотношения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образования, на объединение с другими людьми на основе общих интересов и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса политической, экономической, социальной деятельности общества.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной политики, к участию в решении идейно-воспитательных задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культурного потенциала - к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно игнорировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политических, экономических, социальных.

На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений культуры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настояшее время возникла необходимость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.

Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы невольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств существования различных духовных элит, их зарождения, развития, стабилизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно настроенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установленные идеологические рамки.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений, научных учреждений, издательств и т.д. Отсюда становится очевидной огромная историческая, гражданская, юридическая и нравственная ответственность субъектов социально-культурной политики.

Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и др.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее - в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возможность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и иных способов стимулировать деятельность государственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-техническую базу. При необходимости местные органы могут принять долевое участие в финансировании негосударственных социально-культурных объектов.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев населения.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять под покровительство юные таланты, творческую молодежь, дебютантов, начинающие коллективы, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельности, защищают эти права и свободы законодательной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созданию альтернативных социально-культурных организаций, предприятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.

Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функцией считают содействие сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью закона регулирует права и обязанности владельцев.

Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также малообеспеченные группы населения, практически лишенные доступа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной политики, как международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Для социально-культурной политики на любом из её уровней характерна многосторонность соотношения двух главенствующих понятий этой политики - «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и взаимозависимость являются предметом особого изучения и анализа.

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, являются исходные документы, которые разрабатываются в следующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) программа, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информационного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы населения.

Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интересами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в социально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, программами и инициативами. В этих целях он находит и максимально использует многочисленный актив разработчиков (идеологов), организаторов и исполнителей - непосредственных участников процесса реализации и регулирования социально-культурной политики.

Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необходимо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не только на физических (граждан), но и юридических лиц - государственные и негосударственные организации, предприятия, общественные формирования.

В практике социально-культурной деятельности государственных учреждений и общественных организаций само понятие культурной политики используется в нескольких значениях. Различным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функций также соответствует особая по содержанию социально-культурная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направленный на их решение. При современной1 системе общественного разделения труда социальная и экономическая эффективность принимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экспертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.

Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.

Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной деятельности.

Статус социально-культурной политики определяется ее исторической, гражданской, юридической и нравственной ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными и исполнительными ветвями власти, муниципальными учреждениями, юридическими лицами, не входящими в систему муниципальных органов, и гражданами.

В этих случаях ответственность законодательной власти (городской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной политики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, дается право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экспертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.

Ответственность исполнительной власти (администрации области, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомственного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.

Инструментом этой политики являются гуманитарные социально-культурные технологии, широко используемые в образовании, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и межэтнического сотрудничества, распространяемые на средства массовой информации, развитие хозяйственных укладов, систему государственного управления, то есть на всё то, что входит в предмет социально-культурной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что социально-культурная политика как любая управленческая деятельность предполагает выполнение в определенной последовательности основных управленческих функций.

Это сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необходимой информации; выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; организация выполнения намеченного плана или программы действий; координация усилий, постоянные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи -получения информации о реакции окружающей среды на предпринимаемые в рамках социально-культурной политики действия.

Главным результатом социально-культурной политики всегда остаётся сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных норм и отношений в конкретной среде города или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъектов Российской Федерации моделей социально-культурной политики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.

С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспроизводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. С другой - частичное или полное изменение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре. Как «вертикальные», так и «горизонталь-ные» межсубъектные модели социально-культурной политики отличаются вариативностью, они формируются под влиянием общественности и отдельных граждан, зависят от конкретных общественно-политических, социально-экономических, культурных ситуаций.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе средств массовой информации, учреждений культуры, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.

Таким образом, при всем разнообразии бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики в них постоянно присутствует один и тот же обязательный компонент - культурные нормы и традиции. Будучи прямо или косвенно направленной на сохранение и изменение существующих норм и традиций либо на внедрение принципиально новых элементов, социально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие её ценность и достоинство, - это вариативность её' содержания, опора на социально-культурную инициативу и активность общественности и отдельных граждан.

 

Вопросы для проверки и самоконтроля к I разделу

 

1. Понятие «социально-культурная деятельность» в своем историческом и современном контекстах обладает эволюционной преемственностью по отношению к таким терминам, как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловлена диалектика появления и развития этого понятия?

2. В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствующих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», заключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из них; б) их сходство и различие; в) их преемственность; г)специфика влияния каждого из них на развитие личности д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.

3. В чем заключается сходство и различие понятий «социально-культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятельность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологических решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах воспитывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

4. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в таком случае мы не ограничиваемся термином «культурная деятельность», а пользуемся понятием «социально-культурная деятельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в подтверждение своей позиции.

5. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в социально-культурную систему общества?

6. Сопоставьте различные схемы классификации культурных ценностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наилучшей. Докажите, что по степени своей значимости для индивида, личности данные виды градации не отрицают, а дополняют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению понятия «культурные ценности».

7. Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально-культурной практике обладает человек (специалист, педагог, ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками народов России, иностранными языками?

8. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социальное» и «культурное» в поведении и действиях человека или группы людей.

9. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-культурном окружении, для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, как успешно с этим справиться?

10. Назовите функции социально-культурной деятельности, которые являются доминирующими, приоритетными в работе с одной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети дошкольного возраста; 2) учащиеся младших классов; 3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты; 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

11. Какая из функций преобладает в следующих видах социально-культурной деятельности: Организация игрового общения участников летнего международного молодежного лагеря труда и отдыха; 2)присутствие на лекции, концерте; 3)участие в городском конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

12. Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «принцип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.

13. Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная социально-культурная политика в масштабах того или иного города, региона?

14. Расставьте по степени значимости следующие приоритетные цели социально-культурной политики на уровне города, региона: а) повышение уровня культурного развития и культурной активности населения; б) возрождение национальных культур этнических групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между поколениями; е) формирование местного патриотизма, любви к родному городу, краю, ж) интеграция в межобластные и международные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного (творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, региона.

15. Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах играли и играют те или иные религиозные группы (православные христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приведите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения целей и принципов социально-культурной деятельности.

16. Опишите психологические условия активного профессионального самоопределения и успешной самореализации человека в одном из видов социально-культурной деятельности.

17. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй специальности? Дайте обоснование своего выбора.

 

Виды учебной деятельности

 

Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попытайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуролога, социолога (на выбор).

Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.

Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», <ори-умфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст.

Разработайте примерную схему общественных связей одного из объектов социально-культурной сферы (государственного или частого предприятия, общественной организации и тд).

С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отражение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отражения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с помощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы.

Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежащим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной группе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предположения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.

Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой аудитории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией аудитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных телепрограмм, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д. с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устного или письменного опроса.

Выберите одну из культурных групп (например, военнослужащие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, студенты технического вуза) и разработайте несколько стратегий организации для них клуба или объединения по интересам.

Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. Попробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наибольшее влияние.

 

Раздел II.

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура социально-культурной сферы определяется различными видами социально-культурной деятельности.

Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым радом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».

В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать удовлетворять культурные потребности людей.

Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рассматриваются лишь некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характеристикам социально-культурной деятельности.

К ним относятся: досуг и досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физическая культура и спорт; социальная защита и культурная'реабилитация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках провозглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).

О каждой из этих сфер складывается представление как о пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.

 

Досуг и досуговая деятельность

 

В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досуго-вого поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.



Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 234;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.