Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в.)(Византия, арабские Халифаты, Средняя Азия)


Византия – сохранила древнюю культуру античного мира. Врачи Византии хорошо были знакомы с произведениями врачей Греции и Рима. Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист, Аэций Амидский (527 – 565), Павел Эгинский (425 – 490), рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее:

1) произносить наизусть отрывки лирического характера, начиная с низкого тона, затем повышая голос и снова понижая;
2) чтение начинать с отрывков наизусть;
3) в речи делать глубокий вдох;
4) речь под такт и др.

Арабские Халифаты Ближний и Средний Восток. Представители: Мухамед Ал – Хорезми, Ар – Рази, Ибн – Сина.

Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Латинизированное имя Авиценна и полное Абу-али ал Хусейн Ибн Адаллах Ибн-Сина. Родился недалеко от Бухарье. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, подобно Аристотелю. А причину неправильного строения и функционирования органов артикуляции видел в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма. Но наряду с периферическими повреждениями он усматривал и поражение ЦНС. Своеобразный взгляд Авиценны на причину и устранение заикания. Можно предположить, что точка зрения Авиценны на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы 11 – 18 веков.

Западная Европа

15 – 16 в.в. Для этого периода характерно безраздельное господство феодальных общественных отношений. Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии.

С 5 по 11 в – раннее средневековье

С 11 по 15 в – развитое средневековье

С 16 по 17 в – период упадка феодализма.

С 15 – 16 в.в. – зарождается капиталистический способ производства. Это эпоха Возрождения.
Педагогические идеи представлены в эту эпоху высказываниями таких мыслителей, как Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор.

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – французский мыслитель, священник, врач, профессиональный анатом, автор романа «Гаргентюа и Пантагрюэль». Он предлагал целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием .

Древняя Русь (9 – 16 в.в.) О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.

Вот какие существовали обозначения дефектов речи:

1. Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи;

2. Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение – медленность.

3. Мудьногласный, мудьноязычный – медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие.

4. Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать.

5. Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.

6. Травливый – видимо, порченый.

7. Фафлю – шепелявить.

8. Бобливый – то же.

9. Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.

10. Заякливый – заикающийся.

11. Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).

12. Неморечивый, немование – неясная речь, лепет.

Таким образом, мы не видим и у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи. Но тем не менее уже обнаруживаем, что различались: недостатки речи и слуха (немые и глухие); недостатки звукопроизношения (косноязычие, травливый, фофлет, алалыка, кортавленье), недостатки голоса (гугнивый), темпа (заикливый), фразовой речи (немота, немование, гугнивость).
Пословицы и поговорки о речи.
Все пословицы, относящиеся к речи можно разделить на 5 больших групп. Они отражают народные взгляды:
1 – на красоту речи: ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность (Хорошая речь слаще меда. Говорит, как река льет).
2 – на силу слова (Пулей попадешь в одного, а мелким словом в тысячу. Не ножа боится, а языка).
3 – отражающих взаимосвязь речи и ума (Каков разум, таковы и речи. Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам).
4 – отражающие связь речи с поступками человека (Речи, как снег, а дело, как сажа. От слова до дела целая верста).
5 – отношение к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу, фразе. (Говорит, как из бочки. Говори складно, коль язык подвешен ладно. Глухому двух обедней не служат. Говорит, ровно в стенку горох сыплет. Веревка хороша длинная, а речь короткая).
Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг ниспосланные на человека высшими или темными силами.
В «Домострое» есть перечисление болезней, что за грехи человеческие бог посылает на людей для устрашения и наказания (глухота, слепота, немота… и гной и сухотная, и главоболие, и зубная боль и грыжа»).
Обнаружено целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину (Если у дитяти темечко маленькое, значит дитяти скоро начнет говорить. Через порог не здороваться – поссориться, либо дети немые будут. Если ребенок долго не говорит, достань колокольчик с язычком, поить ребенка до 9 раз – начнет говорить).
В приемах устранения существовали элементы народной медицины, пришедшие из Византии (Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна).
Лечебники – травники – продукт коллективного труда (творчество). В них есть указания, как лечить расстройства слуха, глосса, артикуляторной моторики, немоты, заикания (для улучшения слуха – закапывать в ухо желчь вороны, молоко собаки и т.д., при расстройствах голоса – наливки мака, при слюнотечении – раствор фигового джерева и др.).
Таким образом, несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов – определений этих расстройств.
Следовательно, истоки логопедии как науки о речевых расстройствах имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

Западная Европа 17 – начало 18 в. В первой половине 17 в. капитализм в Западной Европе стал серьезной силой. Наблюдается и сдвиги в идеологии: формируется светлая, гуманитарная наука, культура. Мыслители – гуманисты немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности.

Ян Амос Каменский (1592 – 1670)славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
О необходимости развития речи, о связи развития речи и разума Каменский даже дает ряд практических советов – «Нужно проявлять одинаковую заботу о развитии разума и речи, чтобы и ум и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».
Указывал и на пользу точного использования слов. Писал, что ничего не обозначающие слова бесполезны и речь тем лучше, чем более она содержит вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку…».
Каменский делает попытку определить начало развития речи у ребенка, ступени развития языка. Он считает, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 мес., но обычно это наблюдается в конце первого года.
При этом он указывал уже на неравномерность речевого развития к разных детей: «Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают другие в пять лет едва делают то же самое».
Дает рекомендации родителям: необходимо с первого – второго года жизни обучать произносить слова; начиная с легких: тетя, мама, папа и др. Каменский указывает, что для рационального занятия языками существуют 3 ступени: лепет (отдельные слова); связная речь, красноречие. Полезно организовывать разговоры детей вне обычного времени занятий.
Указывал и на условия формирования правильной речи – хорошо развитое слуховое восприятие. Рекомендовал давать в руки свирель, бубен, струнный инструмент, чтобы ребенок свистя, звеня, треща приучал слух к восприятию различных звуков или даже подражал им».
Каменский подчеркивал необходимость воспитания чистой в звуковом отношении речи. «Дети должны правильно говорить на родном языке, т.е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова». «Вредно позволять им говорить картаво». Большое значение придавал развитию словаря детской речи.
При развитии фразовой речи следует приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо: приучать твердо держать мысль в пределах предложений темы, а не отклоняться в сторону.
Каменский обращает внимание и на воспитание выразительной речи, на воспитание соответствующей характеру речи жестикуляции. Для этого знакомить с поэзией, заучивать как можно большее количество маленьких стихотворений.
Особое внимание обращал на развитие умеренности пользования речью. «Не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадется на язык, а разумно молчать».
Обращал внимание и на развитие голоса ребенка. «Жалобы и плач – первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно, а если бы даже и было возможно, то было бы вредно, т.к. плач приносит пользу здоровым». Он считал, что при плаче грудь и внутренние органы освобождаются от того, что в них излишне».
(С этим нельзя согласиться? – Особенно если болен – голосовые складки – узелки крикунов).
Есть указания и на подготовку к обучению письменной речи На 4-м или 5-м году жизни следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги.
Таким образом, в трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:
— для чего нужна речь;
— значение речи в общем развитии ребенка;
— необходимость развития речи и интеллекта;
— значение правильного использования слов;
— начало и ступени развития речи;
— необходимость развития слухового восприятия;
— чистого звукопроизношения;
— богатого словарного запаса;
— грамотной правильной речи;
— выразительного голоса;
— письменная речь.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778)французский мыслитель – педагог 18 столетия. Оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Считал – человек испорчен современным обществом. Отсюда его утопический план индивидуального воспитания – вдали от цивилизации «на лоне природы».
В его педагогических произведениях находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению суждения осязания самые надежные. И если осязание может заменить зрение, то почему бы ему не заменить до некоторой степени и слух. Ведь звуки возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания. Утверждал, что приучая себя, можно слушать целую арию пальцами.
Далее Руссо указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики. По его мнению человек обладает голосом 3 родов: а) голосом говорящим или членораздельным; б) голосом поющим или мелодичным; в) голосом патетическим или выразительным, который служит языком страстей и одушевляет пение и слово. И в настоящее время мы знаем, что просодический компонент один из важных компонентов речи. Речь непонятна из-за нарушенной просодики.
Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Интересное наблюдение – в определении крика и плача. Он указывал, что дети меньше плачут, когда начинают говорить. Это естественно – один язык заменяется другим.
В своих советах уделяет внимание неторопливости в развитии речи у детей. Самое большое зло происходит от той стремительности, с которой учат говорить прежде времени детей. Детям, которых слишком торопят говорить, нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить. Торопливость в обучении детей чуть ли ни главная причина всех речевых недостатков.
При воспитании чистоты речи и словарного запаса Руссо указывал, что ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить только такие, которые может выговорить членораздельно.
Таким образом, идеи Руссо построены на основе естественного и природосообразного воспитания детей.

Иоганн Генрих Пестолоци (1746 — 1827) большая заслуга в обучении детей. Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. В 1803 году выпустил «Книгу матерей» — руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. Развитие способности к речи должно начинаться с колыбели с развитием способности к наблюдению. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Уже с колыбели (до года) надо ежедневно произносить в присутствии ребенка простые слоги.
Прослеживаются определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик – первое проявление способности к речи. За криком следуют звуки, которые не имеют связи с членораздельной человеческой речью и лишь многие месяцы спустя эти звуки начинают походить на гласные и согласные. Мать должна побуждать ребенка к тому, чтобы он почувствовал охоту лепетать, повторять за матерью различные звуки. Называя первым элементом системы обучения ЗВУК, выделил три средства обучения: обучение звуку – обучение средством развития органов речи; обучение словом – средством ознакомления с окружающими предметами; обучение речи – научиться ясно выражаться о предмете и обо всем.
В работах Пестолоци находим отражение взглядов:

· на значение речи в общем развитии

· на последовательность развития речи (онтогенез)

· указание на последовательность обучения речи

· указание на роль сенсорного воспитания

· указание на роль микросреды в развитии детской речи.

Россия 18 – 19 век
Время правления Петра Первого – развитие здравоохранения, создание шпиталей – учреждений для сирот.
М.В. Ломоносов (1711 — 1765) — реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. «Каждый достаточно легко может усмотреть зависимость рода человеческого от слова».большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. В красивой речи большое значение приобретает просодика.
Таким образом М.В. Ломоносов коснулся вопросов:

· развития русского языка

· обращал внимание на органы речи

· на образование различных звуков

· видел зависимость чистой и правильной речи от специальных речевых упражнений, считал обязательным упржнять силу голоса, следил за интонацией, использовать паузы, следить за применением жестикуляции.

А.Н. Радищев (1749 — 1802) писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Большое значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где создал гимн слову и речи. Большое значение придавал развитию речи в развитии мышления и других психических процессов.
Говорит и о письменной речи. Определяет ее как произвольно начертанные знаки, как обозначаемый звук. Высказывал взгляды на возможность обойтись человеку без звучной речи, в этом случае можно говорить телодвижениями, но движения разума томны и пресмыкаются.
Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами. Раскрывал большие компенсаторные возможности человека в речевом общении.
В первой половине 19 века намечается революционно-освободительное движение и перевороты и в педагогике. В этот период интересны работы Чернышевского, Герцина, Добролюбова, Одоевского и др.

В.Ф. Одоевский (1804 — 1869)выдающийся педагог, выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания уделял методу развивающих бесед. Написал руководство по воспитанию детей «Наука до науки, или книжка дедушки Иринея». Основная задача – развитие ясности детских представлений, умения ясно и логически мыслить. Был против заучивания, т.к. память сильна в детях. Огромное значение придавал слову в воспитании и речи самого воспитателя. Предупреждал о трудности говорить с детьми так, чтобы они его понимали.
При работе с детьми следует пользоваться толковыми словарями, и в общении с ребенком взрослый должен спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, соизмеряя свои шаги с шагами ребенка.
Немаловажное значение придавал и краткости выражения. Дети не любят излишней растянутости выражений, но и нельзя допускать холодного сухого тона. Рассказ должен быть не только проникнут мыслью, но и согрет чувством.
Уделял внимание стимуляции познавательной деятельности: отвечаем не сразу, а по вопросам идем к размышлению, поиску ответа через соображения (сделан шаг к проблемному обучению). Вопросы должны быть простыми и ясными, но не содержать готовый ответ. Следует учитывать индивидуальные возможности и желания детей, их речевые возможности. Сформулировал требование и к ответам детей: не следует торопить ребенка с ответом, ответ должен быть обдуман.
Необходимое качество речи воспитателя – правильность. Речь должна быть выразительная, эмоциональная, внятная, убедительная, последовательная, доступная для понимания. Ответы на вопросы детей должны быть краткие, ясные, полные, без небрежности, или рассеянности. Вопросы должны быть простые и ясные, ответы детей – обдуманные, неторопливые, точные, фразы – полные.

К.Д. Ушинский (1824 — 1870) – в период кризиса крепостнического строя, демократического подъема общественного движения, его труды произвели переворот в русской педагогике. Предметом воспитания определен человек. Следовательно педагог должен знать основные законы человеческой природы. «Если педагогика хочет воспитывать воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его то же во всех отношениях».
Указывал, что важно не только обучать ребенка, но и изучать его физические и психологические особенности, большое значение придавал дифференциальной диагностике. Важным считал изучение таких процессов как память, воля, эмоции, внимание (та дверь, через которую проход все, что входит в душу человека и из окружающего мира). Различал активное и пассивное внимание (произвольное и непроизвольное) и указывал на необходимость развития произвольного внимания у детей. Обучение может выполнить свои воспитательные и образовательные задачи при соблюдении трех условий:
— оно должно быть связано с жизнью;
— построено в соответствии с природой ребенка;
— преподавание ведется на родном языке.
Ушинский пытался подойти к обследованию речи с физиологических позиций. «В разнообразных движениях, вызывающих речь человека, принимают участие не один нерв, а целая система нервов и мускулов». Даже упоминаются нервы, участвующие в речи: тройничный, мечный, блуждающий, подъязычный. Он указывает к чему приводит нарушение нерва: тройничный управляет движениями нижней челюсти. Вследствие пареза нарушается движение нижней челюсти.
Большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Он говорил, что человек, выросший в одиночку, будет немым.
Большое значение придавал развитию письменной речи. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звуко-буквенной аналитико-синтетической деятельности.
Выделил задачи такой работы:
— приучать глаз и руку к письму букв
— приучать ребенка к отыскиванию звуков в слове
— приучать язык дитяти к отчетливому произношению звуков, указывал на развитие артикуляционной моторики, чистого звукопроизношения
— приучать ребенка останавливаться на словах и звуках, их составляющих, т.е. развитие звукового анализа
— приучать глаз, руку, язык, слух, внимание разлагать и складывать слова, написанные и печатные.

В развитии речи большое внимание уделял систематическим упражнениям. Развитие устной и письменной речи рассматривал как формирование навыка. Ушинский считал, что воспитатель и учитель должны не только формировать навык и привычки, но и исправлять приобретенные. В процессе перевоспитания ребенка следует вникнуть в причину и действовать против причины, а не против последствия.
Ушинский предъявлял требования к воспитанию правильной речи ребенка. К числу недостатков он относил не только неправильное звукопроизношение, но и недостатки грамматического строя речи, а также излишнее гладкое пустоговорение. Даются рекомендации по организации занятий по устранению неправильной речи – в каждом классе следует выделять 10 – 15 минут, чтобы приучить детей к ясному и четкому произношению фраз.
Основная роль К.Д.Ушинского в развитии логопедии состоит в:

1. всестороннем изучении человека как предмета воспитания

2. основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык

3. язык не только средство общения, но и великий педагог

4. предложена оригинальная система обучения чтению и письму

5. соблюдение в процессе работы определенных принципов

6. единство задач обучения и воспитания

7. всестороннее гармоничное развитие личности.

Таким образом, на первом этапе развития логопедии очертился круг проблем:

1. значение человеческого языка для развития общества (Каменский, Руссо, Ломоносов, Радищев, Ушинский)

2. развитие языка (Ушинский)

3. речь детей как объект воспитания и обучения (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Радищев, Одоевский, Ушинский)

4. роль речи в развитии ребенка, речь как составная часть воспитания ребенка (Каменский, Руссо, Радищев, Песталоцци, Ушинский)

5. последовательность формирования детской речи (Каменский, Руссо, Ушинский, Песталоцци)

6. предпосылки образования устной речи – это слуховое внимание, речевой слух, произносительные возможности (Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Одоевский, Ушинский)

7. указание на составные элементы устной речи: звуки речи, слова, фразы, выразительность

8. роль упражнений в воспитании правильной речи (Каменский, Руссо, Ушинский)

9. проблема правильности речи детей и возможные ее недостатки (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Ушинский). Речь должна быть ясной, отчетливой, правильное звукопроизношение, верное использование слов по смыслу и грамматическая правильность.



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 348;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.024 сек.