Основные факторы становления культуры средних веков
По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смерти не было ничего прекрасного. Однако она не умерла, поскольку цивилизации не умирают, а вывела в средневековую культуру огромное количество своих особенностей и оснований” [168, с. 18]. Среди них следует выделить три важнейших, заложивших фундамент средневековой культуры в Европе.
Во-первых, одухотворяющее воздействие античной культуры, не иссякавшее на протяжении всего средневековья. Античная культура — это образ жизни, способ мышления и деятельности своих создателей. Она настолько глубоко вошла в жизнь Европы, что образовала монолит, который невозможно уничтожить. Его можно лишь переосмыслить, изменить детали, приспособить к новым обстоятельствам истории. Античность живет и во всех последующих культурах, а средневековье — самая близкая к ней во времени. Особое место в монолите античности принадлежало римской культуре, оказавшей влияние на все государства, возникшие на территории Римской империи, принесшей к ним свой язык, формы организации общественной жизни, религию, традиции. На роль преемника античной культуры претендовала прежде всего Византия — часть бывшей великой Римской империи. Византийские императоры долго пытались поддерживать величие “Второго Рима”, и Византия стала одним из посредников в передаче античного наследия в Европу.
Во-вторых, последние римские императоры, решив, что прежние боги бесплодны в своем покровительстве, сделали христианство государственной религией на огромной территории. Столкновение античного политеизма и христианского монотеизма, раскачивая чашу весов средневековья то в одну, то в другую сторону, наложило отпечаток на все формы жизнедеятельности людей, соединилось в удивительном и неповторимом качестве средневековой культуры.
В-третьих, рассматривая культуру средневековья, не стоит забывать, что Римскую империю со всех сторон окружали варвары, для которых она в последние годы своего существования выступала общим врагом. Рим не признавал варваров равными себе, они были для него постоянным поставщиком рабской силы для тяжелых и грязных работ и наемных солдат для охраны своих границ. Поэтому понятно стремление варварских племен отстоять свой образ жизни, свои обычаи, предания, мифы, легенды и песни, которые спесивый Рим всегда воспринимал как нечто дикое и несообразное. Но как бы ни воспринималась варварская культура их более просвещенными соседями, она существовала и утверждала себя в действительность наряду с античностью и христианством.
Таким образом, средневековая культура представляет собой единство античного, варварского и христианского начал. И это единство реализуется как главное противоречие средневековья на всем ее протяжении: и античное, и варварское начала были связаны с язычеством, его многобожием, одухотворением и обожествлением природы, обрядами. Обряды, которые должны были “воздействовать” на природную среду желательным образом, породили карнавальную культуру, они пронизывали быт и деятельность сельских жителей и не минули горожан. Магические обряды не исчезли, а перешли в другое русло, параллельное основному христианскому направлению. Часто они существовали и в контексте христианского культа (например, рождественский и пасхальный смех, звучавший прямо в церкви во время богослужения и связанный с земледельческими и скотоводческими языческими обрядами). Другой стороной средневековой культуры выступает христианство и все его учреждения: церкви, монастыри, особый взгляд на мир, особый менталитет верующего человека, ожидание конца света и Страшного суда, ритм жизни, связанный с церковными праздниками. Двойственность средневековой культуры определялась еще и тем, что она включала светскую официальную культуру, за которой стояли власть имущие и влиятельные общественные слои, с одной стороны, и огромный стихийный слой народной культуры — с другой. Долгое время принято было считать, что Средние века — это перерыв постепенности в развитии общества и культуры. Средневековье представлялось детищем мрака и беса, в котором не было ни светлых сторон, ни достижений. При этом забывалось даже то, что именно из Средневековья вырос и расцвел цветок культуры Возрождения. Конечно, начало средневековья жестоко, но так же жестоко любое начало: ведь оно изменяет привычные уклады и каноны, разрушает отжившие формы жизни, несет с собой нечто неведомое и утверждает его не слишком гуманными методами.
Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 1574;