Римская республика — гражданское общество
В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, который пришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жестоко обращался с народом и патрициями, избавление от него не сулило ничего хорошего плебеям. Они видели в монархе основу общества и защиту от притеснений со стороны патрициев: реформы Сервия Туллия сделали плебеев полноправными, они получили возможность через центуриальные комиций выражать свои желания и интересы. Лишь патрициям, владевшим обширными землями, мешали цари, пытавшиеся упорядочить жизнь общества, После свержения монархии к власти пришли консулы, которые избирались исключительно из патрициев. Им принадлежала вся полнота высшей власти — imperium, но она ограничивалась сроком и тем, что выбирался не один консул, а два. Они избирались на год и правили по месяцам. Выборы осуществлялись центуриальными комициями. По-прежнему существовал сенат, и его роль усилилась. При царях это был всего лишь совещательный орган, в который входили представители аристократических фамилий, главы родов, заседающие в сенате пожизненно. При консулах, в период республики сенат постепенно присвоил себе контроль над решениями народного собрания и действиями консулов, которые сенат мог утвердить или отвергнуть.
Развитие римской культуры периода республики шло путем создания той формы государственности, что легла в основу цивилизации и сохранила свое значение до сих пор. Вслед за римской традицией мы будем в дальнейшем именовать должности в ней магистратом(лат. magistrates “должностное лицо, начальник”). Так, консулы — это два высших магистрата. Первоначально в помощь консулам избирались два квестора, управлявшие казной и участвовавшие в судебных разбирательствах, затем их число увеличилось (при Сулле — 20, при Цезаре — 40). С V века до н. э. квесторы стали представлять собой самостоятельный магистрат, во время военных походов они управляли казной войска. Кроме квесторов, существовали цензоры, проводившие ревизию имущества (ценза) граждан, в их обязанности входил надзор за возведением построек, отдача сбора налогов на откуп. Цензор следил за тем, как каждый гражданин выполняет свои обязанности по отношению к государству, что впоследствии привело к надзору за нравственностью и слежке за каждым римлянином под лозунгом защиты “старых добрых нравов”. Приговор цензора не мог быть обжалован, цензор же мог по своему усмотрению составлять списки сенаторов, исключая из него тех, кого считал недостойным. Впоследствии появилась должность военного трибуна с консульской властью, которую мог занимать и плебей.
Для организации управления обществом в экстремальных условиях избирался магистрат, наделенный чрезвычайными полномочиями, или назначалось должностное лицо со всей полнотой единоличной власти сроком на 6 месяцев — диктатор. К диктатуре прибегали лишь в периоды опасности для Рима.
Республика вела множество войн, которые почти не прекращались. Возникла необходимость организовывать управление завоеванными территориями. Рим основал для этого муниципии — города с самоуправлением. Там избирались собственные правители — дуумвиры, исполнявшие судопроизводство, а также аналогичный римскому сенату декурион. Население муниципий не участвовало в решении дел Рима и не получало римских должностей. Некоторые поселения имели ограниченное римское гражданство — без права голосования в народных собраниях и самоуправления. Для управления делами в такие города присылался из Рима префект.
Завоевания Рима создавали не только новые территории, но и новые проблемы. Римский плебс требовал участия в разделе завоеванных земель и расширения прав. Долгая борьба разрешилась победой плебеев после того, как они покинули Рим во время войны с эквами в 494 году до н. э. и ушли на Священную гору. Военная угроза вынудила патрициев к уступкам, после чего римские плебеи получили право на своих собраниях — плебисцитах — избирать 2—4,а позднее 10 народных трибунов. Долгое время они не были должностными лицами, а лишь выражали интересы плебса, останавливали то или иное решение магистратов или сената и пользовались правом неприкосновенности. Решения, которые принимали трибуны, были обязательны лишь для плебса. Долговременная борьба римского плебса за свои права закончилась тем, что с 367 года до н. э. один консул мог быть плебеем, а в 332 году до н.э. один из плебеев стал даже цензором.
Постоянная борьба плебеев за расширение своих прав привела к созданию правовых норм Рима. Коллегия из 10 должностных лиц — децемвиров (лат. decemviri “десять мужей”) составила знаменитые “Законы XII таблиц” (451 г. до н. э.); они были записаны на медных пластинах и выставлены на главной площади Рима — Форуме. В них еще не разделялись гражданское, уголовное и процессуальное права, но уже были положены основания для них. Подробно рассматривались права наследования: лишение сына наследства должно было утверждаться на народном собрании; после троекратной продажи отцом сына в рабство сын получал право независимости от отца; родители должны были обеспечить будущее своих детей и дать приданое дочерям и др. Жестоко карались кражи и любые покушения на собственность, причем наказания для свободного и раба были различны. Множество законов было связано с долговым правом, согласно которому кредитор мог распоряжаться не только имуществом и свободой должника, но и его жизнью. Справедливость по отношению к должникам была представлена правилами, на основании которых патрон, обманувший своего клиента, предавался проклятию. Запрещалось передавать землю в собственность храмам, “что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества” [101, с. 393]. Специально оговаривалось равенство каждого перед законом, и это было особенностью римских законов по отношению ко всем законам, создававшимся ранее, например, Ашшурбанипалом или Хаммурапи. Таким образом, культура Рима в период республики преуспела в создании государственного аппарата и права, которым нет аналогов ни в одной ранней культуре.
Еще одна сфера, связанная с институтом римского государства, приобрела в Риме необходимую для государственного элемента системную целостность — это военная организация. Можно сказать, что Рим целиком представлял собой военную систему. Каждый гражданин Рима в возрасте от 17 до 46 лет должен был в случае необходимости участвовать в военной службе. “Обычно римская армия состояла из 4 легионов (лат. legere “собирать”; легион — первое название всего римского войска.— А. Б.),в каждый из которых входило 4200 человек пехоты и 300— конницы... На 3000 тяжеловооруженных пехотинцев приходилось 1200 легковооруженных, сражавшихся в кожаных шлемах, с короткими копьями и легкими плетенными щитами” [160, 194]. Все римское войско было разбито на особые подразделения — манипулы (лат. manipulus “горсть”), имеющие особые значки, часто в виде орла; воины группировались вокруг этих значков и, следовательно, ни в ходе военных действий, ни во время марша или в лагере не было никакой неразберихи. Лагерь строился после каждого дневного перехода и обустраивался со всей римской серьезностью и тщательностью, окружался рвом, валом и другими видами внешней защиты; ставились палатки главнокомандующего и квесторов. В центре сооружался помост — трибунал, с которого командующий обращался к воинам. Дисциплина поддерживалась системой наказаний и поощрений. Среди поощрений был обычай вешать на грудь специальные медные дощечки, напоминающие ордена, на руку надевались медные браслеты в несколько витков, венчали дубовыми венками, а тот воин, кто первым поднимался на стену вражеского города, получал золотой венец. Среди почестей для военачальников следует назвать триумф и овацию. Триумфа удостаивался полководец за расширение границ государства или особо важные победы. Если победа была менее значительной, то победитель удостаивался не лаврового, а миртового венка, это чествование называлось овацией.
Преуспев в создании государства и военном деле, римляне не избежали гражданских войн. В провинциях царил произвол, наместники грабили население в свою пользу, ведь нужно было содержать не только наместника, но и его свиту и войско. Сам Рим как государство также выступал все более грабительским по отношению к завоеванным территориям. Римляне, которые прежде захватывали скот и оружие, начали вывозить золото, мраморные статуи, драгоценности.
В Рим хлынули огромные потоки рабов, продающихся все дешевле и дешевле, поэтому многие стали считать, что прокормить раба дороже, чем купить нового. Именно в Риме рабовладение выражалось самым отчетливым образом и применялось практически во всех отраслях деятельности. В трактате “О земледелии” Катон Старший говорит о том, что раб должен постоянно быть занят работой в будни и праздники, в хорошую погоду и ненастье, рабу нужно, по его словам, давать меньше пищи, а больного и старого лучше вовсе не кормить. Именно ему принадлежат такие изречения: “Леность — мать всех пороков”; “Труд удерживает раба от воровства” [135, с. 44, 87].
Для армии война — средство наживы, и воины становятся менее подвижными, настолько отягощены они добычей. Победители захватывают и земли, становясь землевладельцами. Это усиливает столкновения внутри римского общества, поскольку прежний правящий слой Рима — нобилитет (лат. nobilitas “слава, родовитость”) стремится преградить таким скоробогатеям доступ к власти. Появляется закон о том, что начинать карьеру можно с 28 лет: после 10 лет военной службы нужно было пройти низшие ступени должностной власти и только после 43 лет — претендовать на консульство. Вместе с ограничениями начинается борьба за власть, которую старые аристократы стремятся удержать, причем в ход идут связи, взятки, поддержка клиентов (у кого их больше, тот и оказывается в выигрыше),— словом, все то, что в нынешнее время именуется коррупцией. Можно сказать, что Рим буквально изобрел саму политическую борьбу и различные ее способы, многие из которых вошли в традицию настолько, что трудно отыскать их видимые корни.
Стоит отметить, что не только умение воевать за власть и мировое пространство сделало Рим великой державой, а римскую культуру — великой культурой. Все перипетии римской истории создали ценности, характерные для римского общества и впоследствии прославляемые историками, политиками и поэтами. Байрон напишет, спустя века, в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”:
О Рим! Не ты ль изведал торжество
Трехсот триумфов! В некий день священный
Не твой ли Брут вонзил кинжал в того,
Кто стать мечтал диктатором вселенной!
Тит Ливий, да Вергилий вдохновенный,
Да Цицерон — в них воскресает Рим.
Все остальное — прах и пепел бренный,
И Рим свободный — он неповторим!..
[22,т. 1, с. 276].
В этих стихах сконцентрировано все, чем славен Рим, все, что отличало римлянина от представителя любой другой культуры. Простое перечисление достоинств римлянина окажется немногочисленным: мужество, справедливость, свобода, почтение к предкам и их заслугам. Но главным было качественное своеобразие этих особенностей.
Мужество (virtus), порожденное в многочисленных войнах, требовало честности, непреклонности в испытаниях, верности долгу и данному слову, трудолюбия и выносливости. Известна легенда о Муции Сцеволе (лат., греч. “левша”), попавшем в плен во время войны с этрусками: он сжег на огне правую руку, показывая противнику, что никакие пытки не заставят его изменить долгу. Мужество присуще не только воину, но и земледельцу и вообще гражданину. В такой форме virtus выступает как добродетель, к которой должен стремиться любой римлянин.
Форум Романум
Справедливость (ius) часто ставилась даже выше мужества. Римский поэт и историк Энный (239—169 до н.э.) устами одного из героев, Приама, говорит, что мужеством могут обладать “и дурные люди, но они всегда презирают справедливость, верность долгу и клятве” [156, т. 1, с. 26]. Наградой за выполнение долга были всеобщий почет и публичное одобрение.
К свободе (libertas) в Риме было особое отношение. В результате войн здесь появилось огромное количество рабов, считавшихся не людьми, а лишь “говорящими орудиями труда”. Поэтому рабство было альтернативой для римлянина: личная свобода — первое, что отличало гражданина от раба. Для римлянина была нежелательна любая зависимость,— денежный долг, услуга или иное обязательство, ибо он понимал, что это — форма несвободы. “Человек, работавший за плату, сидевший на тех или иных правах на чужой земле, кому-то чем-то обязанный... хотя и был юридически равноправен, полностью свободным считаться не мог” [там же. с. 27). Так, клиенты брали на себя обязательства поддерживать патрона в его делах, в голосовании за него в народном собрании, и это отнимало у них право на собственное мнение. Но, главное, свобода для римлян — это свобода от тирании, царской власти.
На этих принципах и держалась аристократическая республика Рима (res publica, res populi, res communis — “дело народа” — говорил Цицерон). Чтобы гордиться своим обществом, нужна память о его заслугах, прежде всего — о заслугах рода, семьи перед Римом, пример прошлых добродетелей. Почитание главы рода для римлян — древний обычай. Еще в условиях общины считалось, что умерший глава рода становится божеством. Его похороны обставлялись торжественно: шли родственники в масках всех прежних глав фамилии, в речах упоминались все заслуги покойного перед общиной, а впоследствии — перед республикой или империей. Такое восхваление главы рода ничем не напоминало надписи на саркофагах фараонов: для Египта важны были личные достоинства умершего, для Рима — его общественная значимость, выражавшаяся в почете (honor), большем или меньшем — в зависимости от заслуг.
На основании памяти о великих деяниях предков складывается представление о великом прошлом Рима, создававшемся делами и жизнью достойных. Это прошлое должно было стать залогом еще более великого будущего. Так возник миф об особенной миссии Рима — города и государства в мире, отраженный в словах Вергилия о предназначении римлян. Этот же миф лежал в основе пристойного поведения — серьезного, гордого и медлительного. Смех, буйное веселье, поспешность и суета считались несовместимыми с обликом истинного римлянина. Все это, соединяясь с мужеством и чувством собственной избранности, принадлежности к великому римскому народу, составляло суть римского менталитета.
Однако, как писал в работе “Восстание масс” Хосе Ортега-и-Гасет, история не может ничему научить, но она может показать, чем горек путь ошибок прошлого. Для Рима этот путь ошибок, как и для каждой другой культуры и цивилизации, заложен в самой форме его существования — в бесконечном присвоении богатств мира, не созданных римлянами, превращении людей в рабов, и постепенно honor предков переходил в гонор и спесь завоевателей.
На гребне войн и захвата земель и других благ выделилось особое сословие — всадники, второе после сенаторов сословие Рима, которое стремилось к власти, обладая средствами и военной силой. Кроме того, армия начинает претендовать на влияние в обществе: долгое время в ней находились лишь представители имущих слоев. Но войны, рост городского населения, появление в нем разоренных и неимущих — пролетариев, которые не могли служить в армии, поскольку были слишком бедны,— все это заставило Рим во II веке до н. э. перейти к профессиональной армии. В профессиональную армию шла большая часть пролетариев, которые ожидали “...не только военной добычи, но и последующего наделения воинов участками земли” [160, с. 223].
Все эти слои населения претендовали и на место под солнцем, и на участие в системе магистратов. Это привело к политическим потрясениям, в результате чего республика вступила в период военных диктатур, со всеми их кровавыми последствиями. Самым жутким лицом среди военных диктаторов можно считать Суллу (138—78 до н.э.), провозгласившего себя диктатором на неопределенный срок вместо положенных 6 месяцев. Он составил списки — проскрипции (лат. proscriptio “письменное обнародование”), в которые внес своих политических противников: за убийство каждого полагалась награда 12 тысяч денариев, а рабы, доносившие на своих хозяев, получали свободу. Сулла пытался ограничить власть народных трибунов, отстранить от участия в делах всадников, вернуть власть аристократическому сенату. После смерти Суллы начались восстания в различных провинциях Рима (крупнейшее из них — восстание Спартака), что окончательно подорвало доверие к республике. Последний яркий всплеск республиканского Рима связан с именами Юлия Цезаря (102/100 — 44 г. н. э.) и Цицерона. Однако и они не смогли что-либо изменить в республике. Недовольство бедноты, восстания рабов, претензии разных сословий к сенату требовали единоличной власти. Цезарь сделал попытку перейти к ней, объявив себя пожизненным диктатором и трибуном, а также религиозным главой Рима — великим понтификом. Он пытался привлечь к себе мягкостью обхождения, обширной программой реформ, но заговор оборвал его жизнь.
Все безобразие вырождения показал последующий период существования Рима: стремление к власти не ради блага общества, а ради личного обогащения. “Никакая жертва не казалась чрезмерной, чтобы занять должность... консула... Поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то было принято заранее привлекать ее на свою сторону в обмен на устроенные для горожан пышные празднества с играми и раздачей хлеба, вина или масла, а также путем прямого денежного подкупа... Существовала целая система посредников между кандидатом и избирателями, занятых раздачей хлеба — до и после выборов и отнюдь не скрывавших своей деятельности” [156, с. 238]. Суммы подкупов были огромны (Цицерон в одном их своих писем называет сумму в 10 млн сестерциев). “К выборам начинали готовиться заблаговременно, обдумывая все возможные перипетии избирательной кампании, мобилизуя друзей и устанавливая выгодные связи с влиятельными людьми... Предвыборная агитация не должна ограничиваться Римом, но надлежит охватить и жителей муниципиев, колоний и префектур. Необходимо обещать помощь всем, ...выглядеть любезным и безмятежно спокойным; к каждому на улице обращаться по имени, прибегая для этого к помощи раба-номенклатора, нашептывающего на ухо хозяину имена всех встречных. Кандидату следует всегда появляться в сопровождении как можно более многочисленной свиты, чтобы производить впечатление человека, у которого великое множество друзей. В открытой политической полемике римляне не останавливались ни перед чем, обвиняя противников во всевозможных преступлениях и извращениях” [там же, с. 239, 240]. К этой картине остается добавить еще и то, что в Риме, который прежде Ценил свою свободу и независимость, появляется термин accipere — “брать” (имеется в виду взятка), даже в глазах варваров Рим выглядит городом, который может купить всякий, кто захочет это сделать.
Политический кризис сопровождался распадом семейных отношений, причем политика вторглась даже в сферу семьи: браки могли заключаться по политическим мотивам, поэтому огромно число разводов, супружеских измен, убийств внутри семьи. Столь бесславно окончила свои дни некогда великая римская республика, но все свои сильные и слабые стороны Рим еще раз обнаружил в период империи.
Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 1546;