Брачно-семейное право (книга IV)
Брачно-семейное право рассматривается в IV книге ГГУ. Нормы, составившие содержание этой книги, подверглись в настоящее время значительным изменениям, отразив общие тенденции развития современного европейского права.
Порядок рассмотрения норм брачно-семейного права в ГГУ тот же, что и в ФГК. Студенту надлежит прежде всего выяснить условия заключения брака и то, как эти условия были изменены впоследствии (§ 1303—1305).
Указанные условия включали в себя достижение возраста брачного совершеннолетия, измененного впоследствии Законом 1976г., согласие родителей на брак (ныне оно не требуется), согласие самих брачующихся и пр. К вопросу о заключении брака имеет отношение и сохранившийся до сих пор, но значительно измененный институт помолвки.
Хотя ГГУ в отличие от ФГК не знало легальной власти мужа над женой, неравенство супругов в некоторых личных и имущественных правах здесь выступало достаточно явно. В каких положениях ГГУ это проявлялось, студенту следует выявить самостоятельно.
Особого внимания заслуживает вопрос о правовом статусе различных форм семейного имущества: внесенного, отдельного, общего (§ 1363—1367, 1383, 1395, 1396). В современной редакции § 1363—1365 уравниваются имущественные права мужа и жены. Это принципиально новое положение брачно-семейного права закреплено ныне и в других европейских странах: Англии, Франции и пр.
Институт развода основывался в ГГУ на той же, что в ФГК, концепции «брачной вины», «брачного преступления», дающих каждому из супругов право на соответствующий иск. В настоящее время эта концепция в ГТУ заменена концепцией «краха» семьи или непоправимо распавшихся брачных уз, на которой и основываются ныне действующие § 1564—1568. Какие доказательства ныне требуются суду для решения вопроса о непоправимости, крахе брака, студент должен выяснить из анализа этих параграфов, с учетом главного обстоятельства — согласия на развод обоих супругов или только одного из них.
Морально-этические основания § 1568 о так называемой «оговорке о жестокости», исключающей развод в течение пяти лет даже в случае краха семьи, придает этому параграфу особую дискуссионность среди ученых — юристов и практиков. Как сам студент истолковал бы этот параграф, будучи судьей?
Во II разд. («Родство») кн. IV рассматривается проблема так называемых внебрачных детей, которые ранее подвергались дискриминации, но не столь явно, как в ФГК. (В ГГУ не существовало статьи, аналогичной «позорной» 340-й статье ФГК, запрещающей отыскание отцовства.) В чем заключалась эта дискриминация и как после принятия закона 1969 г. она была устранена, студент может узнать из анализа ныне действующих 1600а—1600с ГГУ (разд. «Внебрачное происхождение»).
Общая тенденция всемерной охраны прав человека, его жизни, здоровья, достоинства зримо проявилась в положениях ГГУ, касающихся отношений родителей и детей, что выразилось в принципиально новой концепта «родительского авторитета», «родительской опеки», пришедшей на смену концепции «родительской власти». Новые положения ГГУ исходят из гарантии достоинства ребенка, когда требуют обсуждения с ребенком вопросов родительского попечения, запрещают унизительные меры воспитания и пр.
Новации не могли не затронуть и проблемы правового положения внебрачного ребенка. В отличие от ФГК, ГГУ в § 1708 обязывало отца незаконнорожденного ребенка доставлять ему содержание до 16 лет (это положение было зафиксировано еще в Прусском ландрехте 1794 г.). Ныне ГГУ рассматривает права и обязанности «родительского попечения» применительно к различным категориям внебрачных детей. Особый интерес в этой связи представляет правовой статус ребенка: а) узаконенного последующим браком родителей, б) признанного по суду, в) признанного отцом членом своей новой семьи, а также размер помощи отца на содержание внебрачного ребенка, который устанавливается «федеральным правительством с одобрения бундесрата постановлением, имеющим силу закона».
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 522;