Личность и ее структура. Механизмы психологической защиты личности.

Психология личности.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, более запутанной является загадка природы самого человека. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.

В широком плане личность человека является целостностью биологических, социальных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальная основа обусловлена влиянием культуры и той среды, в которых человек воспитывался и в которой он находится. Важнейшими социальными слагаемыми личности являются социальные роли, субъективное “Я” и отраженное “Я”.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Ведущим компонентом структуры личности является направленность - система устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.


Личность и ее структура. Механизмы психологической защиты личности.

  Личность то…, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общении, и в людях, которым он передает частицу себя. А. Н. Леонтьев

 

Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность". Исследования личности: этапы, научные подходы. Структура личности. Механизмы психологической защиты личности.

В предыдущих параграфах мы говорили о личности практически все время. Говорили о том, как личность ощущает и воспринимает окружающий мир, как она запоминает, мыслит, фантазирует. Все познавательные процессы, с которыми мы успели познакомиться, - это конкретные проявления психической жизни личности.

На вопрос, что такое личность, существует множество ответов. Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Поэтому и определений личности очень много. Наиболее полным и точным можно считать следующее.

По определению Р. С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие "личность" соотносится с такими понятиями как "индивид", "индивидуальность", "человек". Из этих понятий "человек" - самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек как индивид представляет собой биологический род, род Homo sapiеns, "человек разумный". Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены в ходе развития.

Понятие "индивидуальность" подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Но индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как непохожи друг на друга домашние животные: у каждого не только своя внешность, но и свой "нрав". Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, различные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Индивидуальность – это определение собственной жизни. Личность возникает во встрече человека с другими, индивидуальность – встреча с самим собой.

Индивидуальность – это авторство собственной жизни. Потенциально – сколько людей, – столько индивидуальностей. Основными составляющими индивидуальности являются система ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера.

Личность - очень сложное образование, число ее черт, зафиксированное в русском языке, насчитывает более 1500 слов. Все эти черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Существует проблема, как привести это огромное множество черт личности в систему.

Интересно, что слово "личность" испытало в истории удивительные приключения. Первоначально латинское слово "persona" (персона) означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. В Древнем Риме "персона" уже обозначала "лицо перед законом". При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоны иметь не мог, т.е. личностью не признавался.

В русском языке слово "личность" долго имело оскорбительный оттенок. По словарю В. Даля, значение слова "личина" - "накладная рожа, харя, маска… Ложный, притворный вид, лукавое притворство". В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность, во-первых, "отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе"; и, во-вторых, "колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности".

Теперь понятно и следующее "определение" принадлежащее А.С. Пушкину:

Иная брань, конечно, неприличность,

Нельзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность.

Даже у Л. Толстого в "Войне и мире" вы можете прочитать такое описание хода бурных прений: "Чем дальше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей".

Слово "личность" чаще всего стало обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Но и в наши дни термин "личность" употребляется по-разному. Все еще в пылу жаркого спора раздается предостерегающее: "Коллеги, не переходите на личности!".

Какого же человека можно назвать личностью? В психологии понятно "личность" используется в двух основных значениях. Во-первых, личность - это любой человек, обладающий сознанием. Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигнувшего определенного уровня психического развития. По мнению психолога Л. И. Божович, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Исследования личности: этапы, научные подходы. Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем.

С конца 30-х годов ХХ столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ столетия сложилось много теорий личности:

– бихевиористская;

– гештальт-психологическая;

– психоаналитическая;

– когнитивная;

– гуманистическая.

Бихевиоризм – (от behavior-поведение). Это направление разрабатывали американские психологи Э. Л. Торндайк(1874-1949), Дж. Уотсон(1874-1949) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых И. П. Павлова и В. М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах "S-R: стимул-реакция". Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией - любое ответное действие. Реакция также может быть простой (например, одергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека, как внешняя (вслух) так и внутренняя (про себя), также относилась ими к реакциям.

Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека.

Д. Уотсон считал, что психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии Д. Уотсон видел в том, чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности.

В дальнейшем, исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула "S-R: стимул-реакция" не может полностью описать поведение и деятельность, причем не только у человека, но и у животных. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм – познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями которого являются Э. Толмен(1886-1959), К. Холл(1884-1953), Б. Скиннер(1904-1990) и др.

Бихевиоризму психология обязана наличием множества четких фактов, тонкими экспериментальными приемами. Благодаря этому направлению психология стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений.

Психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский врач и психолог З. Фрейд (1856-1939).

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге (ныне г. Пршибор в Чехии). Он был первенцем. После него в семье родились еще четыре девочки: Анна, Роза, Адельфина и Паула, и двое мальчиков – Юлиус, не доживший до года, и Александр.

При рождении мальчик был по традиции наряду со светским именем Зигмундт наречен еврейским именем Шломо (Соломон). В семье его долгое время звали Сигизмундом или сокращенно - Сиги, однако это имя ему не нравилось, и в 1878 г. он остановил свой выбор на имени Зигмунд, под которым и получил впоследствии известность.

В октябре 1859 г. семья покинула Фрейберг и обустроилась в Вене. Здесь Фрейд прожил около 80 лет. Здесь он получил образование. Родители ценили успехи сына. В возрасте 17 лет Зигмунд с отличием окончил гимназию и в 1873 г. поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 г. Фрейд получил ученую степень по медицине. В 1885г. он отправляется на стажировку в Париж, в клинику, которую возглавлял крупнейший невропатолог своего времени Жан Мартен Шарко, признанный "Наполеоном неврозов".

Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предложением перевести на немецкий язык его лекции. Шарко был очень доволен предложением, хотя впоследствии выразил неудовольствие в связи с многочисленными сносками и комментариями, которыми Фрейд снабдил перевод.

Мысль Шарко о том, что причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии, глубоко запала в сознание Фрейда.

Последующий этап научной деятельности Фрейда проходил "в блестящей изоляции". Коллеги фактически бойкотировали его, поскольку развиваемая им теория слишком далеко выходила за рамки привычных воззрений. Но именно в этот период были разработаны основные положения психоанализа – новаторского учения, перевернувшего традиционные представления о душевной жизни.

После прихода в Германии в 1933г. к власти нацистов началось свертывание психоаналитического движения в Европе. В Берлине труды Фрейда как "еврейская порнография" были подвергнуты публичному сожжению. Получив известие об этом, он горько пошутил о прогрессе человечества: "В прежние времена они сожгли бы меня, а теперь сжигают лишь мои книги, как правило, кончают тем, что сжигают людей". Именно такая судьба постигла впоследствии сестер Фрейда.

В первый же день после присоединения Австрии к нацистской Германии Фрейд был заключен под домашний арест, его квартира подвергнута обыску, а дочь Анна вызвана на допрос в гестапо. Однако стараниями влиятельных последователей после уплаты выкупа в 100000 австрийских шиллингов Фрейду вместе с женой и дочерью Анной было разрешено покинуть Австрию. Семья обосновалась в Лондоне, где, несмотря на прогрессировавшую болезнь, Фрейд продолжал напряженно работать, встречался с деятелями науки и искусства, в частности с Сальвадором Дали. Однако мучения становились нестерпимыми. 23 сентября 1939г. личный врач Фрейда по его просьбе оборвал его страдания двумя отравляющими уколами.

Поскольку З. Фрейд был врачом, он обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте. Обращение к детскому опыту для переживаний взрослого человека было важнейшим открытием З. Фрейда.

З. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того. что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания.

Структура личности по З. Фрейду состоит из трех компонентов или уровней: "оно", "Я", "сверх-Я". "Оно" – бессознательная часть психики. "Оно" – насыщено сексуальной энергией – либидо. "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни каждого человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.

"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что находится в "Сверх-Я", т. е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью "Я", т. е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности, стремится разумным образом примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушен нормы морали.

Именно этот метод и получил название психоанализа.

Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным.

Критика идей Фрейда связана, прежде всего, с его переоценкой роли сексуальности в развитии психики. На это указывали уже его ближайшие последователи.

Так, К. Г. Юнг (1875-1961) считал, что, помимо "личного бессознательного", описанного З. Фрейдом, существует и "коллективное бессознательное". Коллективное бессознательное - часть психики. Оно является общим для всех людей и передается по наследству. Коллективное бессознательное существует в виде особых образований – архетипов. Архетипы проявляются в мифах и сказках, общие темы которых проявляются у разных народов.

Одним из важнейших открытий К. Г. Юнга является выделение психологических типов людей: экстравертов - направленных вовне и интровертов - направленных в себя. Эта типология широко разрабатывается сегодня в рамках особой науки – соционики.

Карл Юнг родился 26 июля 1875г. Семья Юнгов происходила из Германии. Отец был священником, мать Юнга происходила из семьи местных бюргеров. Так медицина и религия переплелись в семье Юнга еще до его рождения.

Семья Юнга была респектабельной, но небогатой. Он рос застенчивым, тонко чувствующим ребенком, часто не разделявшим мнение родителей и не слушавшимся учителей. Друзей среди сверстников он не приобрел. Впрочем, от опасности конфликтов с ними его избавляла изрядная физическая сила и высокий рост. Он был легко ранимым и склонным к вспышкам гнева, если подвергался несправедливым нападкам - например, когда учитель обвинял его во лжи. Но именно тогда его второе "Я" становилось для него надежным убежищем. Эта вторая личность была его истинной, подлинной сущностью.

Другой последователь З. Фрейда, А. Адлер(1870-1937), центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности. Он утверждал, что ребенок рождается на свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это чувство порождает стремление к превосходству, т. е. к самоутверждению.

Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм.Неофрейдисты отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая существенное значение социальным факторам. Наиболее ярким представителем является (Э. Фромм (1900-1980)).

Эрих Фромм родился 23 марта 1900г. в еврейской семье. Его мать была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха также был внуком и сыном раввинов и посвятил себя торговле. Целыми днями он просиживал в своей скромной лавочке над священными книгами. Финансовые дела семьи шли из рук вон плохо.

"Грехопадение" самого Фромма произошло на редкость банально. Однажды, чувствуя сильный голод, он, недолго думая, купил и съел на ходу горячую свиную сосиску. И мир не перевернулся! Более того, юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, что стал хуже. Может быть, той самой сосиске мы обязаны тем, что мир потерял заурядного раввина, но приобрел замечательного психолога.

В 1925 г. Фромм, завершив обязательную психоаналитическую подготовку (серьезным изъяном которой, впрочем, считалось отсутствие у него медицинского образования), открыл собственную частную практику.

С Зигмундом Фрейдом он никогда не был знаком лично, но глубоко проникся духом его учения. Со временем, однако, приверженность фрейдистской доктрине стала ослабевать.

Фромм понимал, что история творит человека, и этому посвящена одна из самых известных его книг – "Человек для себя". Смысл книги и ее названия станет ясным. если привести слова, взятые Фроммом из Талмуда (годы ученичества не прошли даром) в качестве эпиграфа:

Если я не за себя, то кто же встанет за меня?

Если я только для себя, то кто же я такой?

Если не сейчас, то когда?

Фромм проанализировал типы социальных характеров и пришел к заключению, что человек может, а значит, и должен противопоставить внешнему авторитету власти и общественного мнения свои собственные разум и волю. То есть спасение от авторитарности во всевозможных ее видах Фромм видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись М. Вертгеймер(1880-1943), К. Коффка(1886-1967), В.Келлер(1887-1967). Название этого направления происходит от слова "гештальт" (нем. gestalt - форма, образ, структура). Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может быть сведена к последовательности различных музыкальных звуков.

Применительно к психологии личности идеи гештальтпсихологии разрабатывались немецким, а затем американским психологом К. Левиным(1890-1947).

Когнитивная психология. (У. Найссер, А. Пайвио). Название происходит от лат. cognitio - знание, познание. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способ правильного поведения в нем. Это направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология возникла в 60-е годы ХХ столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности и силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus - человечный. Наиболее известными представителями этого направления являются К. Роджерс(1902-1987) и А. Маслоу(1908-1970).

Становление личности – диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития – природного и социального. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами окружающей действительности, новыми формами и особенностями поведения. В качестве предпосылки и результата развития выступают потребности.

Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. Затем на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т.п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизни.

Личность сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно в ее структуре выделяют три группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы и психические состояния мы рассмотрели в предыдущих главах. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно, оно является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства образуют сложные структурные образования, среди которых принято выделять следующие: темперамент, способности, характер, направленность.

Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов (См. рис.1). Им предложена функционально-динамическая структура личности. На основе критерия соотношения социального и биологического в структуре личности выделены четыре подструктуры:

Первая: направленность личности. Включает в себя интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение. Эта подструктура формируется в процессе воспитания.

Вторая: жизненный опыт. Включает: знания, умения, навыки, привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения.

Третья: особенности психических процессов. Включает в себя волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Эта подструктура формируется в процессе упражнений.

Четвертая: биопсихические свойства, объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции.

На эти подструктуры накладываются еще две подструктуры: характер и способности.

 

К числу основных характеристик личности относят: жизненный план, психологическую защиту, компенсаторные механизмы и внутри личностный конфликт.

Более подробно мы остановимся на психологической защите. В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний. Тогда включаются механизмы психологической защиты. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку в данный момент человек не может решить проблему. Но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием для личностного роста. Поведение человека становится трудно предсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решать, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью Анной Фрейд. (См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М., Педагогика, 1993).

Остановимся на некоторых наиболее "работающих" психологических механизмах защиты.

Самым первым был открыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания, и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т. д.

Еще один распространенный защитный механизм – проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, которые есть у человека, но по каким-то причинам неприемлемы для него, приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противоположными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный – робким и беззащитным.

Реактивные образования. Это очень интересный и знакомый многим из личного опыта механизм. Иногда, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот, симпатия, увлечение демонстрируется как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Так психологически грамотные педагоги и родители в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы "читают" чувство влюбленности, расценивают (и это справедливо) его как характерный для подростков ритуал ухаживания.

Еще один защитный механизм – замещение. В этом случае действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представлен на известной карикатуре Х. Бидструпа – начальник кричит на подчиненного, тот – на жену, жена – на детей, те – на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.

В телерепортажах о футбольных матчах часто видим, как нападающий, не попавший в ворота, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения - сублимация.Это процесс, посредством которого побудительная энергия переводится в другое русло, направляется на желательные для человека формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. С помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Каждому из нас знакомо сопереживание герою фильма или книги. Но идентификация осуществляется и по отношению к реальному партнеру. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь – с матерью. На работе начинающий специалист находит для себя образец для подражания, на которого он может ориентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.

Существует и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова защитным, все же позволяет человеку отвергать травмирующую информацию.

Отрицание – определяется как процесс игнорирования травмирующих восприятий. Из опыта этот механизм известен нам как "позиция страуса", который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Первая реакция больного. узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: "Не верю, не может быть!" Это и есть основная формула механизма отрицания. Ее варианты: "Опасности нет, я ее не вижу!", "Ничего не слышу, ничего не вижу…" и т. д.

Отрицание действует на неосознанном уровне. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек, распознав, может преодолеть его.

Рационализация – защитный механизм, имеющий своей функцией сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувств собственного достоинства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. Вспомним хорошо известную басню Эзопа в переложении И. А. Крылова "Лиса и виноград". Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.

Сохранение целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени - очень важный и существенный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспечивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность?

Аккуратность, медлительность, общительность, сила воли, сообразительность, мечтательность, лень, самолюбие, решительность, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, сила нервной системы.

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

3. Перечислите механизмы психологической защиты личности, дайте им краткую характеристику.

4. Можно ли подготовку студента к экзаменам назвать защитным поведением?

5. О каком защитном механизме идет речь в старой берлинской поговорке: «Если я не рядом с девушкой, которую люблю, то я люблю девушку, с которой я рядом»?

6. Какой защитный механизм имеется в виду в следующем высказывании Ф. Перлза: «Если ты ненавидишь кого-то, то это ты сам, хоть это и тяжело осознавать»?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфические состояния сознания человека (сон, бодрствование). Измененные состояния сознания. Регуляция психических состояний. | Общая характеристика воли. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики.

Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 255;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.