Интервалы гармонического мажора и гармонического минора
В гармоническом мажоре в связи с понижением на полтона VI ступени, а в гармоническом миноре — вследствие повышения на полтона VII ступени изменяется интервальная структура лада: целый ряд интервалов из-за альтерации указанных выше ступеней, непременно входящих в данный интервал в качестве его основания и вершины, приобретают новую тоновую величину, превращаясь при этом из больших в малые (и наоборот) или увеличенные, из чистых — в увеличенные и уменьшенные и т.д. Соответственно изменяется и количество в ладе интервалов того или иного вида. Наконец, возникают некоторые новые модификации интервалов, совершенно не свойственные натуральным видам мажора и минора, как, например, ув. 2 или ум. 4 и их обращения.
Нижеследующая таблица дает полную картину интервального состава гармонических видов мажора и минора:
Наименования интервалов | Основные виды интервалов | На каких ступенях встречаются | Количество интервалов данного вида | |
в гармоническом мажоре | в гармоническом миноре | |||
прима | чистая | на любой ступени | на любой ступени | |
секунда | малая | III, V, VII | II, V, VII | |
— »— | большая | I, II, IV | I, III, IV | |
— »— | увеличенная | VI | VI | |
терция | малая | II, III, IV, VII | I, II, IV, VII | |
— »— | большая | I, V, VI | III, V, VI | |
кварта | уменьшенная | III | VII | |
— »— | чистая | I, II, V. VII | I, II, III, V | |
— »— | увеличенная | IV, VI | IV, VI | |
квинта | уменьшенная | II, VII | II, VII | |
— »— | чистая | I, III, IV, V | I, IV, V, VI | |
— »— | увеличенная | VI | III | |
секста | малая | I, III, VII, | I, V, VII | |
— »— | большая | II, IV, V, VI | II, III, IV, VI | |
септима | уменьшенная | VII | VII | |
— »— | малая | II, III, V, | II, IV, V | |
— »— | большая | I, IV, VI | I, III, VI | |
октава | чистая | на любой ступени | на любой ступени |
Примечание: Здесь, как и в дальнейшем, повышение ступени обозначается знаком , а понижение — знаком .
Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 2167;