Динамический срез структуры культуры
Субстратный срез структуры культуры позволяет увидеть культуру в статике, т. е. как бы застывшей, лишенной движения. Но реальная жизнь культуры сопряжена с постоянным движением, изменением. Эти изменения бывают двух основных видов. Первое из них — это направленное, качественное изменение. Такое изменение называется развитием. Другой вид изменений связан с определенными процессами, совокупность которых обеспечивает развитие. Важнейшими из этих процессов в культуре являются производство, распределение и потребление ценностей культуры. Их совокупность образует определенный срез структуры культуры. Этот срез можно назвать динамическим, поскольку в отличие от статического среза, он позволяет увидеть культуру в динамике.
Анализ каждого элемента динамического среза структуры культуры позволяет выявить важные характеристики культуры.
Культурологический смысл понятия «производство ценностей культуры» позволяет сосредоточить внимание на технологии производства ценностей культуры. Например, если речь пойдет о науке, то культуролога будут интересовать такие аспекты, как методология научного творчества и научная картина мира. Если речь пойдет об искусстве, то культуролог обратит внимание на особенности художественного метода и художественную картину мира.
Культурологический смысл понятия «производство ценностей культуры» следует отличать от социально-экономического смысла этого понятия, который прежде всего включает в себя такой вопрос, как отношения собственности на средства научного или художественного производства. Анализ научной или художественной картины мира, научного или художественного метода экономиста, в отличие от культуролога, не интересует.
Важная характеристика культуры выявляется и в связи с анализом другого элемента динамического среза структуры культуры — распределения ценностей культуры. Здесь имеются в виду в основном количественные показатели, характеризующие распределение ценностей культуры в том или ином обществе: количество посещений музеев, спектаклей, прочитанных книг и т. п. Учет этих показателей позволяет выявить такие стороны той или конкретной культуры, как ее однородность или контрастность.
Однородность может быть двоякого рода. Первый, — когда для всех слоев и групп общества характерны одинаково низкие показатели распределения культурных благ. Второй, — когда для всех слоев и групп общества характерны одинаково высокие показатели распределения культурных благ. Понятно, что в первом случае мы имеем дело с обществом, которое не использует важной возможности своего развития, во втором, наоборот, с обществом, использующим этот ресурс.
Контрастность культуры можно констатировать в тех случаях, когда для одних социальных групп характерны предельно высокие показатели распределения культурных ценностей, а для других — предельно низкие. Это очень опасное состояние культуры, чреватое социальными взрывами и катастрофами.
Не менее важную характеристику культуры выявляет и анализ такого элемента динамического среза структуры культуры, как потребление ценностей культуры.
Здесь важно различать производительное и непроизводительное потребление.
Производительное потребление ценностей культуры имеет своим результатом развитие личности субъекта потребления, развитие его способностей, возвышение его потребностей.
Непроизводительное потребление ценностей культуры имеет своим результатом стагнацию (остановку развития) или деградацию личности.
Производительный или непроизводительный характер потребления ценностей культуры связан в первую очередь с качеством культурной продукции. Так, само по себе чтение книг не есть благо. Благом является чтение хороших книг, т. е. умных и душевных.
Кроме того, производительный или непроизводительный характер потребления ценностей культуры связан со степенью подготовленности субъекта потребления, его способностью усвоить смысл потребляемого, проникнуться чувствами, которые хотел донести до него автор — производитель.
Производительный или непроизводительный характер потребления зависит также от установок потребителя культуры, связанных с понятиями «статус» и «престиж».
Первое из них характеризуется объективными показателями: положение того или иного лица или социальной группы в обществе, их вес и влияние на различные социокультурные процессы. Понятие «престиж» связано с аксиологической стороной сознания и деятельности. Оно формируется в результате соотнесения различных явлений со шкалой ценностей, которая характерна для той или иной группы. Статусное потребление, т. е. потребление, имеющее целью всего лишь соответствие статусу, а не овладение содержанием продукта культуры, будет непроизводительным.
В равной степени непроизводительным в любом случае оказывается и чисто престижное потребление.
Выводы
Главными элементами динамического среза структуры культуры являются производство, распределение и потребление ценностей культуры.
Культурологический аспект понятия «производство ценностей культуры» позволяет сосредоточить внимание на технологии производства, например, на методологии научного или художественного творчества, на научной или художественной картине мира.
Понятие «распределение ценностей культуры» дает возможность обратить внимание на количественные показатели: количество посещений музеев, спектаклей, прочитанных книг и т. п.
Понятие «потребление ценностей культуры» позволяет различать производительное и непроизводительное потребление.
Производительное потребление ценностей культуры имеет своим результатом развитие личности субъекта потребления, возвышение его потребностей.
Непроизводительное потребление ценностей культуры имеет своим результатом остановку развития или деградацию личности.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 322;