Что нужно знать каждому пожарному


Недавно в городе Бежецке пожарные занялись истреблением собак. Мелкий и ничтожный факт, будь он единичным, не заслуживал бы никакого внимания, но беда в том, что подобных кунстштюков среди многочисленной семьи пожарных так много, что обходить их молчанием прямо непро­стительно. Что в самом деле общего между пожаротушением и ловлей собак? Неужели обществу недостаточно приносимых пожарными пользы и жертв? В каких целях оно стремится сделать из пожарного на все согласного, покорного служку? Пожарные убивают собак, поливают и метут улицы, подвизаются на брандмейстерских кухнях, укрощают в полицейских участках буйных арестованных, обливают из брандспойтов демонстрантов и т.д. Пожарные сплошь и рядом делают то, чего не станут делать городовой, дворник, солдат, праздношатающийся вивер. Почему же это так? Потому, что пожарный все еще плохо сознает начертанный на его знамени высокий девиз. Правда, занятие каждым необходимым делом полезно и почтенно, но нельзя все многосторонние обязанности выполнять хорошо и успешно. Подметая улицу или разгоняя демонстрантов, можно упустить пожар, и наоборот. Лет пятнадцать тому назад в городе Чигорине пожар принял большие размеры только потому, что пожар­ные поливали у кого-то из городских заправил капусту. У пожарного не столько уж свободного времени, как многим может казаться... Только там, где пожарная команда неуклонно занята прямыми своими обязанностями, обыватель может чувствовать себя спокойно и не рисковать сгореть заживо. Сколько бы чигиринские пожарные ни потели над поливкой капусты, им не наверстать по­терь от упущенного злополучного пожара. Долго, очень долго пришлось бы раскаиваться и бежецким пожарным, если бы раздался набат в то самое время, когда они беспорядочной толпой освобождали город от бродячих собак. Да будет стыдно не только низшим пожарным служителям но и их начальству и обществу, равнодушно относящимся к затмению пожарного дела сотнями не относящихся к нему посторонних занятий! Неужели пожарные чувствуют себя настолько темными и приниженными, что славное свое знамя способны смешивать с первой попавшейся на глаза тряпкой?! Нет, я в это не верю, как не сомневаюсь и в том, чтобы у бежецких пожарных нашлись сознательные и добровольные последователи. Больше же товарищи пожарные, верьте в свои силы и долг! Этого от вас настоятельно требует разоряемая пожарами родина.

Г. Январский [37].

 

С 1860 по 1909 г. Число пожаров в России увеличилось в 7 раз, материальный ущерб – в 5 раз, сгорело строений в 4 раза больше, чем за предыдущее пятидесятилетие. Огромный ущерб наносили также лесные пожары, число которых резко возростало в засушливые годы. Продолжительность некоторых пожаров исчислялась месяцами. Газеты писали о сильном задымлении, мешавшем не только судоходству, но и передвижению по железным дорогам, о массовом переселении из горящих лесов диких животных. В 1908 г. леса горели вдоль Сибирской железной дороги от Красноярска до Томска. В 1915 г. лесные пожары в районах Сибири распространились на площади 12,5 млн га.

Материальный ущерб от пожаров в России был почти в 7 раз больше, чем западноевропейских странах и составлял почти 500 млн руб. золотом. Только в 1912 г. в России сгорело полностью или частично 64 предприятия: 10 металлообрабатывающих, 15 деревообрабатывающих, 9 химических и нефтеперерабатывающих заводов и мастерских, 24 предприятия пищевой промышленности, 6 текстильных фабрик.

Служба в пожарных частях была односменной. Рабочий день начинался в 5 ч утра и продолжался 15...16 ч. Только 1 раз в неделю пожарный мог отлучиться с территории части на 3 ч в баню да получить увольнение на сутки 1 раз в месяц. Не угодившие брандмейстеру не получали увольнения по нескольку месяцев подряд. Пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне и в других местах. Дисциплина в пожарной охране была палочной. За малейшую провинность били по лицу, наказывали розгами, сажали в карцер, посылали вне очереди стоять на каланче с ранцем 12...16 кг или у ворот под колоколом.

Основная масса пожарных была неграмотной и политически малоактивной. Это вполне устраивало начальство. Условия труда и быта пожарных не только не помогали развитию их способностей, росту сознательности, стремлению к лучшей жизни, но делали людей еще более отсталыми и безынициативными. Царский пожарный служитель был излюбленным объектом для карикатур, комических персонажей в водевилях и кукольных театрах, предметом насмешек и издевательств в обывательской среде.
Но такая изоляция от общественной жизни не могла продолжаться вечно. Политическая активность среди пожарных, выражение протеста против унижения и издевательств стали проявляться под воздействием революционных событий в России. Слепая вера в «царя-батюшку» была окончательно подорвана кровавыми событиями 9 января 1905 г. В октябре 1905 г. пожарные Петербурга обратились в городскую думу с петицией, в которой требовали увеличения жалованья, выдачи пособий и предоставления квартир. Требования были отвергнуты под предлогом, что пожарная команда якобы является военной организацией. Пожарные протестовали также против использования их в качестве почтальонов во время забастовок почтовых служащих, полицейских курьеров, помощников полиции в разгоне рабочих демонстраций и т. д.

В 1906 г. в Москве состоялось собрание представителей пожарных частей, которые выдвинули требования об увеличении жалованья, предоставлении выходного дня и др. Власти отклонили просьбу московских пожарных, организаторов собрания арестовали. Однако брожение среди пожарных нарастало. В октябре 1913 г. в петербургских газетах появились заметки: «Волнение среди серых героев», «Петербургу грозит новое бедствие – забастовка пожарных». Делегаты 7-тысячного коллектива пожарной команды собрались на Охтинском кладбище. На могилах пожарных, погибших при исполнении служебных обязанностей, состоялось собрание, на котором было решено твердо отстаивать свои права и в случае невыполнения требований объявить забастовку. Под предлогом нарушения военной дисциплины полицейские власти арестовали восемь пожарных.

Февральская революция 1917 г. не внесла существенных изменений в жизнь пожарных. В командах по-прежнему хозяйничали старорежимные брандмайоры. В мае 1917 г. в Петрограде состоялось так называемое учредительное собрание, на котором был организован Всероссийский профессиональный союз пожарных. Деньги на содержание Союза собирались по подписному листу. Поскольку среди организаторов учредительного собрания было много монархической «пожарной» знати, главная его цель заключалась в удержании в повиновении рядовых пожарных и сохранении руководящей верхушки на случай перемен.

Принятое союзом под давлением рядовых пожарных обращение к меньшевистско-эсеровскому Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов об улучшении экономического положения осталось без последствий [60].

Пожарное дело в Японии

Любопытны распорядки огнетушения в этой стране.

Первая весть о пожаре подается звоном колокола, повешенного обыкновенно на верху более или менее высокой башни: колокол звонит до тех пор, пока огонь будет совершенно потушен. При первом его зловещем ударе пожарные, обыкновенно занимающиеся вместе с плотниками постройкой домов, прежде всего, облекаются в свою форму, а заботливые жены спешат их накормить: затем на ноги надеваются соломенные сандалии – «вараджи», а в руки берется небольшая, около двух метров длины, тросточ­ка – «тобигютси», наружный конец которой окован железом, для большего удобства при разламывании внутренних перегородок горящего здания. Когда таким образом пожарный воин вполне готов и снаряжен на борьбу с огнем, он выпивает на дорогу чашку воды, берет от жены сначала небольшой билетец, на котором написано какое-нибудь священное изречение, долженствующее вдохнуть в него мужество и предохранить от несчастья, а затем маленькое огниво, как porte-bonheur и символ очищения. А между тем, пока происходит эта процедура одевания, питья воды и выполнения религиозных обрядов, пожар, конечно, делает свое дело. Наконец, когда все готово, пожарные в своей курьезной одежде ярких цветов, испещренной страшными драконами и фантастическими воинами, собираются все вместе обыкновенно на углу какой-нибудь широкой улицы, избранной заранее сборным пунктом, и идут к месту несчастия. Случается, что один отряд пожарных встречается на пути с таким же другим. Тут является новая задержка: встретившиеся непременно должны приветствовать друг друга наклонением особого рода знамен – «матои», состоявших из нескольких разноцветных бумаг, наклеенных на конец длинной жерди. Но вот и злополучное здание, объятое пламенем. Здесь, наконец, пожарные освобождаются от всяких церемоний, быстро бросаются в огонь, карабкаются на крышу, сыплют вниз дождем черепиц, разрушают здание, и дело готово – пожар потушен. Свою победу над стихией пожарные заявляют громкими криками, которые можно изобразить тремя звуками: «й-а-и», водружают «матои» на ме­сто сгоревшего дома, а затем один отряд начинает шумно оспаривать честь победы у другого, поднимаются ссора и крик, нередко заканчивающиеся кровавым побоищем [39].



Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 498;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.