Семейно-брачные правоотношения

Римская familia

 

Дигесты. 50. 16. 195 (Ульпиан в 46 книге «Комментариев к эдикту»). Употребление слов в мужском роде по большей части распространяется на оба пола. § 1. Рассмотрим, в каком значении мы пользуемся термином «фамилия». И приняты различные значения: ведь этот (термин) распространяется как на вещи, так и на лица. На вещи он (распространяется) так, как, например, в законе XII таблиц, в следующих словах: «Ближайший аг­нат пусть обладает моим фамильным (имуществом)». В отношении же лиц обозначение «фамилия» используется тогда, когда закон (XII таб­лиц) говорит о патроне и вольноотпущеннике: «из этой фамилии», го­ворит (закон), «в ту фамилию»; известно, что закон (XII таблиц) упот­ребляет этот (термин) и в отношении отдельных лиц. § 2. Термин «фа­милия» относится и к обозначению какой бы то ни было корпорации, которая образуется особым правом самих (ее членов) или целой общ­ности родственников. В узком юридическом значении фамилией мы называем несколько лиц, которые находятся под властью одного, под­чиненные ему по природе или в соответствии с правом, как, например, отец семейства, мать семейства, подвластный сын, подвластная дочь, а также те, кто следуют за ними, как, например, внуки и внучки и по­следующие. Отцом же семейства называется тот, кто в доме обладает собственностью и вполне правильно называется этим именем, даже если у него нет сына; ведь (этим словом) мы обозначаем не только его личность, но и право; впрочем, и малолетнего сироту мы называем от­цом семейства. А когда отец семейства умирает, то всякая отдельная личность, которая была ему подчинена, начинает иметь свою отдель­ную семью, ведь они каждый по отдельности принимают на себя звание отца семейства. То же самое происходит и с теми, кто подвергается эманципации, ведь и здесь в результате (приобретения) своего права (эманципированный) имеет собственную семью. Фамилией общего права мы называем всех агнатов, поскольку хотя после смерти отца семейства отдельные лица имеют свои индивидуальные семьи, однако все те, кто прежде находился под властью одного, правильно будут называться (членами) его же фамилии, так как они произошли от од­ного и того же дома и рода. § 3. Рабов мы также обычно называем фа­милией, как мы это находим в преторском эдикте в титуле о воровстве, где претор говорит о фамилии публиканов. Но там показываются не все рабы, а некая корпорация рабов, приготовленная ради определен­ного дела, то есть ради сбора вектигальной подати. В другой же части эдикта этим (словом) охватываются все рабы, как, например, в (титуле) о похищении людей, об имуществе, захваченном силой, а также об (ис­ке) относительно отмены договора купли-продажи, когда возвращает­ся вещь, оказавшаяся хуже при использовании ее покупателем или его фамилией, и в (титуле) об интердикте «что силой» термин «фамилия» включает в себя всех рабов. Но сюда включаются и сыновья. § 4. Также называется фамилией некоторое количество лиц, которые по крови происходят от одного и того же родоначальника (как, например, мы говорим «фамилия Юлия»), как бы в память о некоем общем истоке. § 5. Женщина же является своей фамилии и началом, и концом.

Дигесты. 50. 16. 195 (Гай в 16-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». В понятие «фамилия» включается и сам глава семьи. § 1. Как известно, дети женщин не принадлежат к их семьям, потому что те (дети), которые рождаются, относятся к семье отца.

Дигесты. 50. 16. 46 (Ульпиан в 59-й книге «Комментариев к эдикту»). 1. «Матерью семейства» мы должны считать ту, которая прожила жизнь не без достоинства; ведь от прочих женщин мать семейства отличают и выделяют ее нравы. Следовательно, не имеет значения, замужем женщина или вдова, свободнорожденная или вольноотпущенница; ведь матерью семейства делают женщину не замужество или рождение, а ее добрые нравы.

Авл Геллий. Аттические ночи. XVIII. 6. 4. Эти слова из его книги [т.е. книги «О своей речи» Элия Мелисса]: «Матрона («matrona») есть та, которая рожала один раз, которая больше ― «мать семейства» («mater familias»); как свинья, которая рожала один раз ― «порцетра» («porcetra»), которая больше, ― «скрофа» («scrofa»). 5. Придумал ли и обосновал это о матроне и матери семейства сам Мелисс, или же переписал то, что вычитал у другого [автора], задача, конечно, для гадателей. 6. Ведь о порцетре он разумно исходит из мнения Помпония, озаглавившего свою ателлану как раз этим словом; 7. но то, что [словом] матрона называлась только та, которая родила один раз, а матерью семейства ― только та, что больше, нельзя подтвердить авторитетом древних писателей. 8. Конечно, гораздо вероятнее то, как толкователи объясняли в подходящих древних терминах, что матроной в подлинном значении называли ту, которая состояла в браке с мужем, до тех пор пока этот брак сохранялся, даже если дети еще не были рождены, и так говорилось от имени мать, еще не полученного, но с надеждой и ожиданием скорого получения, откуда происходит также и само слово «matrimonium» («брак»); 9. матерью же семейства называли лишь ту, которая находилась во власти мужа, либо того, в чьей власти и собственности был сам муж, поскольку она стала не только супругой, но вошла также и в фамилию мужа, и заняла [в ней] место «своего наследника».

Павел Диакон. О значении слов. P. 112L.: Матерью семейства [женщина] называлась не раньше, чем ее муж будет назван отцом семейства; и не могли этим именем называться многие в одной семье, только одна. Но не могла называться этим именем ни вдова, ни та, что не имела детей.

Агнатическое и когнатическое родство, и свойство

Гай. Институции. Книга I.

I.156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, т.е. как бы когнаты со стороны отца, каковы, например, брат, рожденный от того же отца, сын брата или внук от него, точно так же дядя и сын дяди и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собою в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве. Таким образом между братом матери и сыном сестры существует не агнатское родство, а когнатство. Равным образом сын твоей матери по отцу и тетки со стороны матери не есть мой агнат, но когнат и, разумеется, наоборот, я соединен с ним тою же связью, ибо те, которые рождаются, наследуют состояние отца, а не матери.

158. Право агнатства уничтожается переменою или умалением правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожать не может.

III. 10. Агнатами называются те лица, которые соединены законным родством; законным считается то родство, которое возникает через лиц мужского пола. Таким образом, братья, рожденные от одного и того же отца, суть агнаты по отношению друг к другу; их называют также единокровными, и безразлично, имеют ли они также одну мать. Точно так же дядя по отцу будет агнатом по отношению к сыну брата и, в свою очередь, последний будет агнатом по отношению к первому. В том же числе находятся и братья по отцу, т.е. дети двух братьев, которых большинство называет двоюродными. Таким образом мы могли бы насчитать много степеней агнатства.

 

Дигесты. 38. 10. 4. Модестин в 12-й книге «Пандектов». Нелегко в том, что касает­ся нашего права, говорить о естественном родстве, которое выходит за пределы седьмой степени, поскольку за пределами этой степени приро­да вещей почти не допускает существования родственников. § 1. Считается, что когнаты называются так потому, что они как бы вместе и сообща рождены или происходят или ведут свой род от одного и того с человека. § 2. Суть родства понимается у римлян двояким образом: одни родственные отношения связаны с цивильным правом, другие - естественным правом, а иногда оба права согласуются и родственная связь устанавливается и по естественному, и по цивильному праву. И при этом считается, что природное родство передается само по себе, без цивильного родства, через женщин, которые рождают незаконных детей. Цивильное же родство, которое также называют законным, устанавливается без естественного права, само по себе посредством усыновления. Родство и по тому, и по другому праву устанавливается, когда происходит соединение путем заключения законного брака. Но естественное родство (cognatio) так и называется, ци­вильное же родство, хотя может быть и само по себе с полным пра­вом названо этим именем, однако же само по себе называется род­ством по отцу (agnatio), поскольку оно передается через лиц муж­ского пола. § 3. Но поскольку некоторые права имеются и между свойственниками, не будет неуместным хотя бы кратко поговорить здесь и о свойственниках. Свойственники - это мужья и жены когна­та, названные так из-за того, что два рода, различающиеся между собой, объединяются в результате брака и один подходит к пределу родства другого, так как в результате брака появляется причина воз­никновения свойства. § 4. Называются же они так: свекор и тесть, свекровь и теща, зять, невестка, мачеха, отчим, пасынок, падчерица. § 5. Степеней же свойства никаких нет. <…> § 7. Стало быть, всем им, поскольку они из-за свойства являются как бы родителями и детьми друг другу, нельзя соединяться узами брака. § 8. Следует знать, что не может быть ни родства, ни свойства, если запрещены те самые брачные отношения, на основании которых возникает свойство. § 9. Вольноотпущенники и вольноотпущенницы могут быть друг другу свойственниками. § 10. Тот, кто был отдан в усыновление или эманципирован, сохраняет все отношения родства и свойства, которые он имел, но теряет права агната. Однако в той се­мье, в которую он приходит посредством усыновления, никто не яв­ляется его родственником, за исключением отца и тех, кому он стано­вится агнатом; никаких же свойственников в этой семье у него нет. §11. Присужденный по интердикту «лишения воды и огня» или ка­ким-либо другим способом претерпевший умаление правоспособно­сти так, что потерял свободу и гражданство, тем самым теряет и все связи родства и свойства, которые он имел ранее.

8. Помпонийв 1-й книге «Пособия». Сервий правильно говорил, что наименования свекра, тестя, свекрови, тещи, зятя и невестки при­обретаются даже на основании помолвки.

9. Павел в 4-й книге «Сентенций». Схемы родства, прямо раз­граничиваясь, делятся на две линии: одна - восходящая, другая - нисходящая; от восходящей линии во второй степени отходят боковые линии, которые мы все соединили в одной книге, обсудив все подробнее.

10. Он же в единственной книге «О степенях родства и свойства и их названиях». Юристу надлежит знать степени родства и свойства, поскольку, как правило, по законам наследства и опеки переходят к ближайшему агнату; однако и по эдикту претор дает владение (наслед­ственным) имуществом ближайшему когнату; кроме того, по закону о публичных разбирательствах нас нельзя принуждать свидетельствовать против свойственников и родственников, если мы того не желаем. § 1. Название когнатства, как кажется, происходит из греческого языка: ибо они называют «сюнгенейс» тех, кого мы называем когнатами. § 2. Когнатами являются и те, кого закон XII таблиц именует агнатами, однако они являются родственниками по отцу из одной и той же семьи; те же, кто связаны родством через женщин, называются только когна­тами. § 3. Ближайшие из агнатов называются своими. § 4. Между агна­тами и когнатами такая же разница, как между родом и видом; ибо тот, кто является агнатом, является и когнатом, но не всякий, кто является когнатом, при этом является агнатом: ибо одно название - цивильное, а другое - природное. § 5. Мы не отказываемся от этих названий, то есть когнатов, и применительно к рабам; мы же говорим о родителях, детях и братьях рабов; но к законам родственные связи среди рабов никак не относятся. § 6. Начало родственной связи может устанавли­ваться и только через женщин: ибо братом является и тот, кто рожден от одной и той же матери; но те, кто имеет одного и того же отца, хотя и разных матерей, также являются и агнатами. § 7. Родители в собст­венном смысле этого слова считаются у римлян до прапрапрапрадеда; более дальние, которые не имеют особого названия, именуются пред­ками, точно так же и дети считаются до прапрапраправнука, а после них они уже называются потомками. § 8. Есть и боковые когнаты, как братья, сестры и те, кто рожден от них, а также дядья и тетки по отцов­ской и по материнской линии. § 9. Ибо когда спрашивается, в какой степени родства какой человек состоит, то нам следует начать с того, о чьем родстве мы говорим; и если речь идет о нисходящих или восходя­щих степенях, то по прямой линии, протянутой вверх или вниз, мы лег­ко определяем степень родства, если мы считаем по отдельным степе­ням ближайших (родственников); ибо тот, кто является ближайшим родственником тому, кто является мне ближайшим родственником, является мне родственником второй степени; и сходным образом, при­бавляя по одной, увеличивается число. То же самое следует делать и в боковых степенях родства: так, брат является родственником второй степени, поскольку первой считается персона отца или матери, через которых он связывается (с братом). § 10. «Степени» родства получили свое название за сходство с лестницами или с гористыми склонами, по которым мы поднимаемся как бы от ближайшего к ближайшему, то есть к тому, что как бы рождается от него <…>.

 

О порядке усыновления

Ульпиан. Фрагменты. VIII. Об усыновлениях

1. Под властью родителей состоят не только родные дети, но и приемные.

2. Усыновление совершается или через посредство народа, или через посредство претора или презида провинции. То усыновление, которое совершается через посредство народа, специально именуется аррогацией.

3. Через посредство народа усыновляются правоспособные лица, через претора отдаются для усыновления сыновья, состоящие под властью отца.

4. Аррогация совершается только в Риме, усыновление же и в провинциях в присутствии презида.

5. Через посредство претора или презида провинции усыновля­ются лица как мужского, так и женского пола, и как совершеннолет­ние, так и малолетние. Через посредство римского народа женщины даже и теперь не аррогируются; подопечные же, которых прежде также нельзя было усыновить аррогацией, теперь, согласно уста­новлению божественного Антонина Пия, могут (быть усыновлены аррогацией) после расследования их дела.

6. Тот, кто не может зачать, например, евнух, может усыновлять обоими способами; то же право действует и относительно лиц, не состоящих в браке.

7. Так же тот, кто не имеет сына, может усыновить (кого-нибудь) на место внука.

7а. Женщины не могут усыновлять ни одним способом, ибо они не имеют под своей властью родных детей.

8. Если отец семьи усыновляется посредством аррогации, то его дети переходят под власть аррогатора как внуки.

Об опеке и попечительстве

Ульпиан. Фрагменты. XI. Об опеке

1. Опекуны назначаются лицам как мужского, так и женского по­ла, но лицам мужского пола только несовершеннолетним из-за сла­бости их возраста; женщинам же как малолетним, так и совершен­нолетним и из-за слабости их пола, и из-за неосведомленности в судебных делах.

2. Опекуны бывают как законные, так и назначенные сенатусконсультами, или введенные по обычаю.

3. Законные опекуны — это те, (обязанности) которых происте­кают из какого-либо закона, главным же образом законными назы­вают тех, кто введен законом XII таблиц, и это или по ясным (причинам) агнаты, или по последствиям, (вытекающим из общих отношений), патроны.

4. Агнаты — это когнаты со стороны отца мужского пола, про­исходящие по мужской линии, из той же фамилии, как, например, братья по отцу, дяди по отцу, сыновья брата, двоюродные братья со стороны отца...[1]

5. Тот, кто отпустит на свободу свободное лицо, манципированное ему или отцом, или фиктивным покупателем, по аналогии с пат­роном становится опекуном, который называется фидуциарным опекуном.

6. Законные опекуны могут передать другим право опеки.

7. Тот, кому передано право опеки, называется опекуном цессицием; если он умрет или будет изменен его гражданский статус, или далее он переуступит другому опеку, то опека возвращается к законному опекуну. Но если и законный опекун умрет или будет изменен его гражданский статус, то погашается и переданная опека.

8. Что касается агнатов, то в наше время переданная опека не имеет места, так как было дозволено передавать право опеки над женщинами, но не лицами мужского пола; законную же опеку над женщинами отменил закон Клавдия, за исключением опеки патро­нов.

9. Законная опека теряется с изменением гражданского статуса.

10. Родов изменения гражданского статуса есть три: наибольший, средний и наименьший.

11. Наибольший род изменения гражданского статуса — это тот, который ведет к лишению и гражданства, и свободы, как, например, когда продается кто-нибудь, не прошедший ценза, или когда жен­щина, соединившаяся с чужим рабом, по заявлению господина ста­новится рабыней на основании Клавдианского сенатусконсульта.

12. Средним изменением гражданского статуса называется такое, которое ведет только к потере гражданства, свобода же сохраняется; это происходит с тем, кто отлучается от воды и огня.

13. Минимальное изменение гражданского статуса — это такое, при котором сохраняется и свобода, и гражданство, но меняется статус человека, что происходит при усыновлении и переходе жены под власть мужа.

14. То, что в завещании опекуны должны быть названы поимен­но, подтверждается тем же законом XII таблиц в таких словах: "КАКОВО БУДЕТ РАСПОРЯЖЕНИЕ НА СЛУЧАЙ СМЕРТИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕНЕГ И ОПЕКИ НАД СВОИМ ИМУ­ЩЕСТВОМ, ТО И БУДЕТ ПРАВОМ"; такие опекуны называются дативными.

15. Родители могут по завещанию назначать опекунов детям, ко­торые находятся под их властью.

16. Назначать по завещанию опекунами можно тех, кто имеет право составлять завещание, кроме латинов-юнианов; ибо латин имеет право составлять завещание, но не может назначаться опеку­ном, так как это запрещает закон Юния.

17. Если назначенный в завещании опекун подвергается измене­нию гражданского статуса (минимального рода), он не теряет опеки; но если он откажется от опеки, то перестанет быть опекуном. Отка­заться от опеки — значит сказать, что он не хочет быть опекуном; но передать право на опеку назначенный по завещанию не может; с другой стороны, законный опекун может передать право на опеку, но отказаться не может.

18. Закон Атилия предписывает, чтобы женщинам и малолетним, не имеющим опекунов, они назначались преторами и большей час­тью народных трибунов, и таких опекунов мы называем атилиановыми. Но поскольку закон Атилия имеет место в Риме, законом Юлия и Тиция предусмотрено, чтобы в провинциях сходным обра­зом опекуны назначались их президами.

19. Закон Юния предписывает, чтобы опекуном несовершенно­летнего латина или латинки становился тот, кому он до отпуска на свободу принадлежал по квиритскому праву.

20. Согласно закону Юлия о браке сословий, опекуном женщины или девушки префект Рима назначает того, кто по этому же закону мог бы вступить с ней в брак, с тем, чтобы он давал, устанавливал, обещал ее приданое, так же как если бы подопечная имела законного опекуна. Впоследствии сенат постановил, чтобы и в провинциях таким же образом их президы назначали опекунов с теми же целями.

21. Кроме того, сенат постановил, чтобы вместо немого или су­масшедшего опекуна назначался другой опекун для установления приданого.

22. Вообще, согласно сенатусконсульту, опекун дается той жен­щине, у которой опекун отсутствует, если только это не патрон, ибо на место отсутствующего патрона отпущенница не может просить опекуна, за исключением случаев получения наследства или вступле­ния в брак. То же дозволяется относительно подопечной сыну пат­рона.

23. Кроме того, сенат постановил, чтобы, если опекун подопеч­ной или подопечного как подозрительный отстранен от опеки или освобожден от нее по законной причине, на его место был назначен другой опекун.

24. По обычаю опекун дается женщине или подопечному, кото­рые хотят вчинить иск своему опекуну или с ним законным образом судиться, чтобы он действовал в качестве уполномоченного, ибо сам опекун не может быть уполномоченным в собственном деле; такой опекун называется преторским, ибо он обычно назначается город­ским претором.

25. Опекуны подопечных и ведут дела, и удостоверяют соверше­ние юридических актов; опекуны же женщин только удостоверяют совершение юридических актов.

26. Если опекунов несколько, то они все во всех делах должны подтвердить совершение юридических актов, кроме как в тех случа­ях, когда опекуны назначены по завещанию, ибо из них достаточнои удостоверения одного.

27. Удостоверение опекуна необходимо женщине в таких делах: если она вчиняет иск или судится законным образом, если дает обя­зательство, если ведет дела по гражданскому праву, если дозволяет своей отпущеннице пребывать в сожительстве с чужим рабом, если отчуждает манципируемые вещи. Для малолетних, кроме того, удо­стоверение опекуна необходимо при отчуждении неманципируемых вещей.

28. Лица мужского пола освобождаются от опеки при возмужа­нии; возмужавшими кассианцы[2] считают тех, кто по виду своего тела представляется возмужавшим, т.е. могут зачать; прокулианцы же — того, кому исполнилось 14 лет; по мнению Приска, возмужа­лый — тот, в ком соединяются оба условия — и вид тела и число лет. 28. а). Женщины же освобождаются от опеки с получением права многодетных матерей; отпущенница, состоящая под опекой патро­на, по закону освобождается от нее, получив право матери четырех детей (свободнорожденная — право матери трех детей).

XII. О кураторах

1. Кураторы бывают или законные, т.е. те, кто назначается согласно закону XII таблиц, или почетные, т.е. те, кто утверждается претором.

2. Закон XII таблиц предписывает, чтобы сумасшедший, а также расточитель, которому запрещено пользоваться его имуществом, находились под попечительством агнатов.

3. Претор утверждает куратором того, кого сам претор хочет, для отпущенников, расточителей, а также для свободнорожденных, ко­торые, будучи назначены наследниками в завещании родителей, проматывают имущество; им куратор по закону назначен быть не может, ибо такой свободнорожденный был назначен наследником отца по завещанию, а не наследовал умершему без завещания; от­пущенник же никоим образом не может быть наследником отца, так как не считается имеющим отца, поскольку рабское родство не счи­тается ни во что.

4. Кроме того, претор по закону Плетория назначает куратора и тому, кто, недавно возмужав, не может должным образом смотреть за своими делами.

 

Власть отца (и мужа)

Ульпиан. Фрагменты. X. Каким образом те, кто находятся под властью, освобождаются на основании права

1. Дети от отцовской власти освобождаются путем эманципации, т.е. если они, после того как были манципированы, отпущены на свободу. Сын становится правоспособным, будучи трижды манципирован и трижды отпущен на свободу: это повелевает закон XII таблиц в таких словах: "ЕСЛИ ОТЕЦ СЫНА ТРИЖДЫ ПРОДАСТ, ТО СЫН ДА БУДЕТ СВОБОДЕН ОТ ОТЦА". Остальные же потомки, кроме сына, как мужского, так и женского пола становятся правоспособными после одной манципации и одного отпуска на свободу.

2. Со смертью отца сын и дочь становятся правоспособными, со смертью же деда внуки становятся правоспособными только в том случае, если они после смерти деда не должны быть под властью отца, как, например, если ко времени смерти деда их отец или умер, или отпущен из-под власти (отца): ибо если ко времени смерти деда их отец был под его властью, то по смерти деда они переходят под власть отца.

3. Если отца или сына лишают огня и воды, отцовская власть прекращается, ибо тот, кто лишен огня и воды, становится перегрином, а ни перегрин римского гражданина, ни римский гражданин перегрина не могут иметь под своей властью.

4. Если отец взят в плен врагами, он становится как бы рабом врагов, но, однако, если он возвращается, он получает обратно все свои прежние права по праву постлиминия. Но пока он находится у врагов, на этот промежуток времени отцовская власть над сыном находится в неопределенном положении; а когда он вернется от вра­гов, он будет иметь сына под своей властью, если же он там умрет, сын будет правоспособным. Если же сын будет взят в плен врагами, то тоже вследствие права постлиминия власть отца в этот промежу­ток времени будет находиться в неопределенном положении.

5. Под властью родителей перестают находиться и те, кто посвя­щается в фламины Юпитера или избирается девами Весты....

Институт брака и связанные с ним правоотношения

Понятие и цели брака

Дигесты. 23. 2. 1. Модестин в 1-й книге «Правил». Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права.

Дигесты. 24. 1. 32 («Ульпиан в 33-й книге «Комментариев к Сабину»). 13. <…> ибо не совокупление совершает брак, но супружеская любовь (maritalis affectio) <…>.

Ульпиан. Фрагменты. III. 3. <…> если он возьмет в жены римскую или латинскую гражданку, засвидетельствовав, что взял жену для рождения детей <…>

Дигесты. 50. 16. 220 (Каллистрат во 2-й книге «Вопросов»). 3. Кроме всего этого природа учит нас также, что благочестивые родители, которые приводят жен (в дом) ради желания и намерения произвести на свет детей, наименованием «дети» обозначают всех тех, кто происходит от нас.

Формы вступления в брак

Гай. Институции. Книга I.

109. In potestate обыкновенно бывают и мужчины и Женщины, in manum - только женщины.

110. Итак, некогда этот переход in manum совершался тремя способами: давностью, конфарреацией и коэмпцией.

111. Посредством давностного сожительства вступала in manum (мужа) та женщина, которая в продолжении целого года оставалась беспрерывно супругою: сделавшись вследствие как бы годовалого владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить in manum, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи кряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

112. Конфарреационным образом женщины вступают in manum через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой, и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоотношения совершается и делается весьма многое при сопровождении известных торжественных слов и в присутствии 10 свидетелей. Это право даже в настоящее время еще применяется. Именно, в старшие фламины, т.е. фламины Дня, Марса и Квирина, точно так же в первосвященники назначаются только те, которые родились от брака, заключенного посредством торжественного акта конфарреации, потому что без конфарреации они не могут получить священнической должности.

113. Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают in manum путем манципации, т.е. на основании воображаемой продажи: в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит.

Ульпиан. Фрагменты. IX. О тех, кто под властью

1. Через посредство конфарреации женщина поступает под власть при произнесении определенных слов и в присутствии 10 свидетелей и с совершением торжественного жертвоприношения, при котором применяется пшеничный хлеб (farreus).

Условия для вступления в брак

 

Дигесты. 23. 2. 2. Павел в 35-й книге «Комментариев к эдикту». Не может состояться брак иначе, как по согласию всех, то есть тех, кто сочетается браком в чьей власти они находятся.

4. Помпоний в 3-й книге «Комментариев к Сабину». Жена моложе 12 лет тогда станет законной супругой, когда ей (находящейся у мужа) исполнится 12 лет.

5. Он же в 4-й книге «Комментариев к Сабину». Установлено, что женщина может быть выдана замуж за отсутствующего в силу его письма или посредством вестника, если она вводится в его (то есть мужа) дом; но та, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу (ее письма или посредством вестника, ибо необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены.

38. Павел во 2-й книге «Сентенций». Если кто-либо занимает должность в какой-либо провинции, то он не может взять в жены (женщину), происходящую оттуда или имеющую там местожительство…

Ульпиан. Фрагменты. V. О тех, кто находится под властью

1. Под властью родителей состоят дети, рожденные в законном браке.

2. Брак законен, если между теми, кто его заключил, существует право на брак и мужчина достиг возмужалости, и женщина способ­на к брачной жизни, и оба, если они правоспособны, дали свое со­гласие или, если они находятся под властью, (согласие дали) родите­ли.

3. Право на брак — это возможность взять законную жену.

4. Право на брак имеют римские граждане с римскими граждан­ками, с латинскими же (гражданками) и перегринками только в том случае, если такое право даровано.

5. С рабами нет никакого права брака.

6. Между родителями и детьми любой степени (родства) права на брак нет. Между родственниками по боковой линии некогда нельзя было заключать брак только до четвертой степени родства, теперь же дозволено брать жену из третей степени родства, но, однако, только дочь брата, а не дочь сестры, или сестру отца, или сестру матери, хотя они и относятся к той же степени родства. Нельзя так­ же брать в жены ту, которая была нашей мачехой, или падчерицей, или невесткой, или тещей.

7. Тот, кто возьмет в жены ту, которую нельзя брать, заключает кровосмесительный брак и поэтому его дети не находятся под его властью, но считаются незаконнорожденными, как бы зачатыми вне брака.

8. Если имеется право на брак, дети всегда следуют за отцом, если же права на брак нет, они получают то же положение, что мать, за исключением того, что от перегрина и римской гражданки рождает­ся перегрин, ибо закон Миниция предписывает, чтобы тот, кто ро­дился от одного из родителей перегрина, следовал за тем родителем, положение которого хуже.

9. От римского гражданина и латинки рождается латин, а от сво­бодного и рабыни — раб, ибо, так как в этих случаях нет права на брак, то и ребенок получает тот же статус, что и мать.

10. Относительно тех, кто рождается от заключенного по закону брака, учитывается время зачатия, относительно тех, кто был зачат незаконно, — время рождения; так, например, если зачнет рабыня, а затем, будучи отпущенной на волю, родит, она рождает свободного, ибо она зачала незаконно, а так как во время родов она была сво­бодна, то и ребенок также свободен...

Ульпиан. Фрагменты. XIII. О бездетном, холостяке и отце, имеющем одного ребенка

1. Законом Юлия запрещается сенаторам, а также их сыновьям брать в жены отпущенниц, а также тех, кто сам или их отец, или мать занимались актерским искусством.

2. Так же и другим свободнорожденным запрещается брать в же­ны тех, кто открыто торгует своим телом, и сводниц, и тех, кто от­пущен на свободу сводником или сводницей, и пойманных при пре­любодеянии, и осужденных государственным судом, и зани­мающихся сценическим искусством; к ним Маурицианский сенатусконсульт прибавил осужденных сенатом...

Об институте приданого

Ульпиан. Фрагменты. VI. О приданом

1. Приданое или дается, или определяется, или обещается.

2. Определить приданое может женщина, которая собирается выйти замуж, а также должник женщины, если он говорит по ее приказанию; а также отец женщины или ее дед со стороны отца. Дать и обещать приданое могут все.

3. Приданое называется или проистекающим из права, и это та­кое, которое дает отец женщины, или случайное, и это такое, кото­рое дает кто угодно другой.

4. Если женщина умрет, состоя в браке, приданое, данное отцом, возвращается отцу, пятая часть, на вечное время сохраняющаяся за каждым из детей, остается у мужа. Если нет отца, (приданое) остается у мужа.

5. Случайное приданое всегда остается у мужа, за исключением тех случаев, когда тот, кто его дал, получил обязательство, что (приданое) к нему вернется; такое приданое специально называется рецепторным.

6. Если совершен развод, то когда женщина сама правоспособна, она сама имеет право вчинить иск об имуществе жены, т.е. требо­вать обратно приданое; если же она находится под властью отца, то право иска имеет отец с присоединением личности дочери, причем безразлично, дано ли приданое как проистекающее из права или оно случайное.

7. Если женщина умерла после развода, то ее наследнику дается право иска только в том случае, когда муж медлит с возвращением приданого женщины.

8. Если приданое содержит (то, что имеет) вес, число, меру, то возвращается за год, два, три; и если (муж) целиком не вернет (в срок приданое), на него можно подать в суд. Остальное (имущество, вхо­дящее в приданое) возвращается сразу.

9. Право на удержание (части) приданого дается с учетом или де­тей, или обычаев, или расходов, или подаренных вещей, или укра­денных вещей.

10. Из-за детей удержание производится, если развод произошел по вине женщины или (ее) отца, под властью которого она состоит; тогда в пользу каждого из детей удерживается шестая часть прида­ного, однако не более чем три (такие части).

11. При удержании шестых частей, если брак возобновлен, при­даное, бывшее раз оцененным, не может снова оцениваться, за ис­ключением тех случаев, когда брак заключен с другим.

12. Из-за (дурных) нравов в более серьезных случаях удерживает­ся шестая часть приданого, а в других более легких — восьмая. Бо­лее тяжелый случай — прелюбодеяние; более легкие — все осталь­ные.

13. Нарушение добрых нравов мужем карается в отношении при­даного так, что он должен вернуть его за год, причем в случае более серьезного нарушения он должен отдать его сразу, при менее серьез­ном — за шесть месяцев. Относительно того приданого, которое возвращается сразу, он должен вернуть из дохода, сколько вносится при возвращении приданого, выплачиваемого в течение трех лет.

14. Есть три вида расходов: их называют или необходимыми, или полезными, или служащими для удовольствия.

15. Необходимые — это те затраты, которые, если они не будут произведены, приведут к порче приданого, например, если кто-нибудь отремонтирует разрушающиеся здания.

16. Полезные — это такие, которые, если они не будут сделаны, не приведут, правда, к порче приданого, но, если будут сделаны, оно станет более доходным, как, например, если муж насадит виноград­ники и оливковые деревья.

17. Служащие для наслаждения — это такие, которые, если они не будут произведены, приданое не ухудшат, а если будут произведены, оно не станет более доходным, что имеет место в отношении насаж­дения садов, живописи и тому подобных вещей.

 

О дарении между мужем и женой

Ульпиан. Фрагменты. VII. О праве дарений между мужем и женой

1. Дарение между мужем и женой не имеет законной силы, за исключением некоторых определенных случаев, а именно, на слу­чай смерти, на случай развода, ради отпуска на свободу раба. Сверх того, установлениями принцепсов женщине дается право дарить своему мужу для того, чтобы он был почтен императором сенаторским или всадническим достоинством или тому подобной почестью.

2. Если жена похитит у мужа вещи по причине развода, то она отвечает по иску о похищенных вещах.

3. Если муж примет обязательство за жену или потратится на ее имущество, то после развода он может себя обеспечить по этому делу трибунской стипуляцией[3].

4. Под властью родителей состоят и те дети, относительно кото­рых доказано, что брак был заключен по ошибке между лицами неравного положения, ибо, согласно сенатусконсулъту, если римский гражданин по неведению возьмет в жены латинку или перегринку, или ту, которая находится в числе дедитициев, или если римская гражданка по ошибке выйдет замуж за перегрина или того, кто на­ ходится в числе дедитициев, как будто бы он был римским гражда­нином или даже латином по закону Элия-Сенция, то е

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схема с общим эмиттером (каскад с общим эмиттером) | Автоматизация рельсового транспорта

Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 208;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.046 сек.