Психологической науки
Общение как фундаментальная категория
Без общения как без воздуха человек не может существовать. Общение дает человеку возможность раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.
Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. На первый взгляд кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители разных наук.
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой).
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. М. Бахтина и других психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимного влияния друг на друга, как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
И действительно, понять общение только в одном аспекте практически невозможно.
Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления.
Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
В философской литературе проблему общения исследует ряд ученых. Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий практическую активность субъекта».
В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, – пишет В. М. Соковин, – общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».
Анализируя современную литературу, можно выделить следующие аспекты изучения общения:
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);
4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой);
7) социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностями, умениями и навыками.
Исходя из того, что общение существует как полисистема, его формирующая функция осуществляется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализацию себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.
Определение общения осложняется наличием нескольких подходов к толкованию самого понятия «общение». Некоторые авторы рассматривают общение как социально- и личностно-ориентированный процесс. В нем не только реализуются личностные отношения, но и проявляются установки на социальные нормы.
Процесс общения обосновывается часто как процесс передачи нормативных ценностей. В этом просматривается объяснение термина «общение» как «социального процесса, через который общество влияет на индивида». Если соединить два положения, то можно увидеть, что в них общение выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, через который не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется процесс их усвоения всей социальной системой.
А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, удовлетворение которой обеспечивает его индивидуальное существование и развитие (формирование личности). По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослым: «с кем поведешься – от того и наберешься». Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.
Жизненно важное значение общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых находились дети с трудноизлечимыми заболеваниями. Условия в обеих клиниках были сопоставимыми: квалифицированный персонал, внимательный уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к малышам не пускали – опасались инфекции, а в другой – пошли на нарушение предписаний и в определенные часы пускали в специально отведенную для встреч комнату. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй – за это время не умер ни один ребенок! Детям в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и дорогими людьми. Общение может, как мы видим, служить и лекарством, и профилактическим средством, поддерживающим иммунитет, сохраняющим жизненные силы.
Роль общения в формировании личности ребенка, превращении его из представителя вида «человек» в человека разумного хорошо иллюстрируют классические примеры, касающиеся детей-«маугли». Ребенок, выращенный животными, вне общества, вне символической квазиреальности не становится человеком в полном смысле этого слова.
Общение играет психотерапевтическую подтверждающую роль в жизни человека любого возраста. Постоянная потребность человека в подтверждении своего «я» со стороны окружающих делает человеческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания.
Еще в начале XX в. английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологическим неподтверждением не просто тяжело переносится – оно разрушительно для личности. Другой человек (особенно социально значимый – родственник, знакомый) играет в нашей жизни огромную роль: через подтверждение или неподтверждение нашего психологического существования он управляет нашей самооценкой, эмоциональным самочувствием и даже психическим здоровьем. В качестве примера достаточно вспомнить самое жестокое наказание, придуманное подростковой группой для тех, кто смеет быть не как все. Это не оскорбления. Это бойкот. Бойкот будит в подростке-жертве самые дремучие силы страха и унижения, подвергает его психику, его самолюбие огромному часто просто невыносимому испытанию.
Культура преобладающего большинства современных народов предполагает существование обязательного минимума подтверждений. Этот минимум заложен в языке, закреплен писаными и неписаными правилами хорошего тона и морального поведения. «How do you do?», «Bon jour», «Здравствуйте!» – все эти речевые формулы-приветствия различных народов несут в себе психологический, подтверждающий смысл, суть которого в следующем: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра». Тот же важный смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотношений, которые в нашей культуре именуются воспитанностью: увидев знакомого человека, надо оказать ему некоторый знак внимания – кивнуть, улыбнуться, прикоснуться. Даже если вы по пятнадцать раз кряду сталкиваетесь с ним в служебных коридорах, надо сделать нечто указывающее: ты для меня существуешь.
Общение людей всегда социально в том смысле, что оно в той или иной степени определяется особенностями того общества, в котором осуществляется. Вместе с тем термин межличностное общение подчеркивает его эмоциональный характер, ценностное сходство партнеров и ограниченную значимость социальных рангов и ролей. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируется здесь и сейчас, в ходе контакта на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию.
Дата добавления: 2016-11-26; просмотров: 2061;