Лекция 4. Эпоха Возрождения, её сущность и культурные ценности.
Эпоха Возрождения – это период европейской истории, приходящийся на XIV-XVII века. Итальянское Возрождение началось уже в XVIII веке. Эпоха характеризуется становлением и развитием иной культуры и иного знания. Мировоззренческий приоритет эпохи коснулся всего сущего в мире, всех отношений в нём. И первое, что произошло – это провозглашение человека высшей ценностью культуры. Возрождается античное антропоцентрическое видение мира. Неповторимость личности человека, наиболее полное осуществление его индивидуальности в общественной жизни были средоточием и главной целью культуры.
Эпоха Возрождения – это начало формирования гуманизма как общей теории и практики западноевропейской культуры. Возрожденческий гуманизм содержательно являл собою смесь христианства, античной философии, восточной магии, оккультизма. Из этой самой «смеси» и родилась потом западноевропейская культура. С самого начала в гуманизме культ Бога заменялся культом человека. Человека, которому всё в мире возможно, всё доступно. С миром он, надеялись, скоро может управиться лучше Бога. Тайна всё более и более будет заменяться, вытесняться проблемой. Место неразрешимой тайны заступит разрешимая, пусть трудно и не сразу, проблема. На вершине своего развития, уже за пределами Ренессанса, гуманизм преобразуется в атеизм. Марксизм станет высшей формой гуманизма, что с духовной точки зрения равно сатанизму.
Гуманизм – это тоже вера, религиозно-философское учение, религия человекобожия, призванная от начала заменить христианство – религию богочеловечества. Современный, вырождающийся гуманизм породил теории «золотого миллиарда», «постиндустриального общества», «глобальной цивилизации». Суть всех этих теорий – борьба против сложности и национального разнообразия. В них предложены «масскульт» вместо национальной культуры, «массовая либеральная экономика» вместо национального экономического уклада. Это путь к «ничто», к «небытию» - самым простым системам, ибо в них ничего не существует.
Но вернёмся к истокам, к Возрождению. Светские настроения охватывают общество в Италии и несколько позднее – в других странах. Было востребовано античное культурное наследие. Утверждалось вновь пантеистическое видение мира. Бог терял личностное выражение, сливался с природой, тем самым природа обоживалась. Теология вытесняется философией. Однако не полностью. Речь идёт об утверждении первенства философии. Заботы о вечном отступают перед жизнелюбием, земными притяжениями. Личное счастье, равная важность каждого индивидуального существования, радости жизни, стремление к её полноте – вот они цели ренессансного человека. Страсти больше не недостаток, не грех и порок. Ими лишь должно управлять, согласовывать их с разумом. Отношение к юности, молодости достигает уровня культа, восторженного почитания.
Широко распространилась в XII-XIV веках куртуазная литература – рыцарские романы с их учтивостью, ухаживаниями за женщинами, лирика трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров – в Германии. Классические образцы этих произведений создали Бертран де Борн, Кретьен де Труа. Трубадуры и труверы сами сочиняли стихи и музыку, основной темой их была любовь. Смешение возвышенного и низкого, поэтического и натуралистического были частыми явлениями. Дело доходило до панибратских отношений к Богу. Так, Иисус Христос мог изображаться в литературном произведении страстным кавалером, говорящим молодой особе, тогдашней монахине, утончённые соблазняющие комплименты. Это уже было грубое глумление, надругательство над святыней и святостью.
Может сложиться впечатление, что в эпоху Возрождения римо-католическая церковь, как оплот благочестия, была извне атакуемой вольнодумством, моральным либерализмом, невоздержанностью и прямым распутством. Всё это было и внутри самой церкви. Церковь не гнушалась содержать мясные лавки, питейные заведения, игорные дома и дома терпимости. В ночных развратных оргиях участвовали и священники, и высшее священноначалие – кардиналы вплоть до самого Папы Римского (Александра VI). Содомские грехи, аборты коснулись и монастырей.
Поэзия и проза были преимущественно заняты смакованием плотских грехов, разврата на уровне древних городов Содома и Гоморры, кстати, уничтоженных Богом за воинствующий аморализм и разврат. К примеру в «Новелле 1» сера Джованни Флорентийца описывается характерная для возрожденческой литературы история : «Она красивая и приятная женщина, и у неё такой закон: каждый, кто приезжает, должен провести с ней ночь, и если сумеет ею овладеть, то может взять её в жены, – она хозяйка порта и всей местности. Ну, а если опростоволосится, то лишается всего, что у него есть с собой». Тот господин, кому была поведана эта история, горячо захотел испытать себя, и предупреждения собеседника – «ведь там уже столько синьоров перебывало, и все по миру пошли» – не помогли.
В сказке «Чёрт, который женился» знаменитый политический деятель, историк и писатель Николо Макьявелли нарочито выставлял в уродливом виде семейную жизнь. Начальство ада, желая убедиться, насколько вредоносны жены, особенно любимые мужьями, отправило из ада в человеческий мир чёрта Бельфагора. Бельфагор был обеспечен огромными деньгами, приняв имя Родериго, женился на девушке Онесте, чтобы в течение 10 лет выполнить задание.
Римо-католическая церковь в эпоху Возрождения проявила исключительную жадность к «сокровищам на земле», к деньгам, роскоши. Она взимала с крестьян «десятину» с зерна, огородных культур и скота, продавала индульгенции. Церковное начальство говорило, что индульгенции освобождают от любого греха, включая и грех убийства. Немцы прозвали индульгенции «масляными письмами», потому что купивший индульгенцию в посты мог есть масло и яйца. Выходило, что не искреннее раскаяние в грехах и последующая праведная жизнь спасает человека, а только покупка индульгенции, «масляного письма». Теоретическим оправданием торговли «спасающими» бумагами было учение о том, что будто бы Папа Римский как заместитель Бога на земле располагает сокровищницей добрых дел, совершённых святыми и праведниками. Римо-католическая церковь превратилась в грабителя народов и стран и стала подлинным их бедствием. Итогом всего в Германии произошла фактически первая буржуазная революция, принявшая форму религиозной Реформации, которая идейно и организационно направлялась Мартином Лютером.
В советский период а научных трудах и особенно в учебной литературе эпоха Возрождения подавалась умышленно светлой, благородной, человеколюбивой полосой человеческой истории. Замалчивались многочисленные человекоразрушительные процессы, падение нравов, вероломство, коварство, массовый разврат, разгул страстей, захватившие и мирян, и духовное сословие. Молчали о том, что же возрождалось?
Однако у Возрождения была и иная сторона, заключавшаяся в деятельности целой плеяды гениев. Самой яркой личностью итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи. Он вырос во Флоренции – столице Возрождения и её начальнице. Флоренцию называли Афинами возрождения, средоточием итальянской культуры и передовой мысли. Флоренция была также одним из крупнейших торгово-промышленных центров Италии, одевавших всю Европу в яркие сукна и шелка. Для художников уровня Леонардо она давала богатую пищу для новаторских мыслей, стимулировала исследование разнообразнейших проблем молодых наук и технические открытия. Здесь, во Флоренции, великий художник прошёл и школу новой политики, архитектуры и строительства, и стал затем всеевропейской знаменитостью, вошёл в состав «титанов Возрождения».
Они – «титаны» не просто заимствовали образцы греко-римской культуры, не просто учились у античных мастеров. Было заимствование, было и учение одновременно и у христианских мыслителей Средневековья. А в итоге получился оригинальный сплав в их творчестве, результаты которого занимали прочное место в культурной памяти человечества. Это были Донателло, Микельанжело, Леонардо, Макьявелли, Дюрер, Лютер и другие.
Среди высокоодарённых художников и мыслителей Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) был наиболее яркой личностью. Его творческое наследие отличалось редким разнообразием, энциклопедичностью. Леонардо да Винчи был живописцем, скульптором, архитектором, учёным, инженером. Он создал образ человека, отвечающий возрожденческим идеалам. Из живописных творений Леонардо получили всемирную известность роспись «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. В ней в строгих правилах композиции, чёткой системе жестов и мимике персонажей запечатлено высокое этическое содержание. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете «Мона Лиза», другое название – «Джоконда». Леонардо да Винчи совершил многочисленные открытия, разработал проекты, провёл эксперименты в математике, естественных науках, механике. В исследовании явлений природы решающее значение он придавал опыту. Сохранилось рукописное наследие великого винчианца: две его части «Мадридский кодекс I» и «Мадридский кодекс II» хранятся в Мадридской национальной библиотеке и составляют 5 томов. Третья часть – «Атлантический кодекс» (12 переплетённых в кожу томов) – хранится в монастыре недалеко от Рима. Общий объём рукописей составляет около 7 тысяч листов.
Одно время вокруг Леонардо в Милане образовался дружеский творческий кружок. В нём были математик Лука Пачоли, юрист, врач и любитель математики Фацио Кардано, архитектор Донато Браманте, инженеры Пьетро Монти и Джакомо Андреа Феррара. Название этому кружку дал сам Леонардо – «Academia Leonardi Vinci» («Академия Леонардо да Винчи»). Леонардо был в этой академии всем – президентом, научным сотрудником, лаборантом.
Леонардо тесно связывал живопись с наукой, считал её источником науки и философии. Саму живопись он возвышал над литературой, ибо живопись могут понять и грамотный, и неграмотный, пусть и каждый по-своему. «Живопись – это поэзия, которую видят», – говорил Леонардо.
Интересно и афористично высказывание мастера: «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь».
Великим художником немецкого Возрождения являлся Альбрехт Дюрер (1471-1528). Дюрер дважды посещал Италию. В его творчестве сильно заметно влияние Леонардо, однако осталось неизвестным, встречались ли прославленнее мастера друг с другом или нет. По предположениям исследователей, одну из своих картин, а именно «Христос среди книжников» Дюрер написал под впечатлением от творений Леонардо. Именно в этой картине запечатлелось влияние физиономических рисунков Леонардо.
Религиозные сюжеты – явление частое у Дюрера. Однако люди на его полотнах – торжественная песнь античному искусству с классическими пропорциями хорошо сложенных фигур. При этом мастер порицает христианство за его уничтожение. Дюрер считает, что лучшее изображение Христа возможно при использовании пропорции Аполлона, а прекрасная фигура Венеры – хороший образец для создания образа Девы Марии. Живопись и графика титана немецкого Возрождения создавалась в напряжённо-экспрессивных формах и фантастических образах. В них воплощено ожидание всемирно-исторических перемен. Это прежде всего касается серии гравюр «Апокалипсис». В бытии и искусстве Дюрер видел гуманистический смысл как высшую ценность. Примером могут служить его так называемые мáстерские гравюры, в том числе гравюра «Рыцарь, Смерть и Дьявол». Многофигурные композиции Дюрера демонстрируют классическое искусство гармонии и ясность форм. Его образы людей периода Реформации полны сил и энергии, например, «Портрет молодого человека». Дюрер – тонкий книжный график иллюстрировал Библию, что было свидетельством большой чести. Он создал более 900 рисунков. Как и Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер создавал теоретические трактаты об искусстве. Для него живопись и наука, как и для Леонардо, существуют неразделимо, о чём говорит его теоретическое наследие по искусству – «Четыре книги о пропорциях человека».
Идеология Пико дéлла Мирандолы (1463-1494) направляла художественное творчество зрелого Возрождения. Этот итальянский мыслитель сочинил «900 тезисов» со введением к ним под названием «Речь о достоинстве человека». Его тезис «Человек может стать таким, каким хочет» был в центре возрожденческого искусства.
Внедрение человеческого начала в центр бытия и вытеснение абсолютного, божественного – на периферию резко сказалось на нравственных устоях. Они слабели и разрушались на протяжении жизни одного поколения. Зависть, жестокость, интриганство, лесть, подкупы, убийства как средство защиты своих интересов и прочие проявления нравственного разложения захватывают светские и духовные верхи обществ, в том числе и художников. Так, например, известный итальянский скульптор и писатель, ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571) не признавал закона, убивал соперников, обидчиков, притом настоящих и мнимых, совершал другие преступления. И в своём падении был далеко не одинок. Законы человеческие относительны, произвольны, неустойчивы, и всегда был и будет соблазн преступить их, обмануть людей, негодными средствами добиться праведных целей.
Один из великих деятелей Возрождения, философ, политик, писатель, военный мыслитель и практик Николо Макьявелли был ярым противником связи христианской морали с государственными делами. По его мнению, «христианская мораль сделала мир слабым и отдала его во власть негодяям». Любые средства признавались удобными для достижения цели, например, для укрепления государства.
С эпохи Возрождения блудный сын, используя христианскую терминологию, подался в «страну далёку», покинув отчий дом. Мы ещё вернёмся к смыслам и целям этого странствования с его явными потерями и не столь явными нахождениями.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 303;