Освещение при макросъемке


 

В макрофотографии применяют как естественное, так и искусственное освещение. Источником естественного света является солнце. Искусственное освещение создают софиты с обычными лампами накаливания или специальные осветители – кинопроекционные, люминесцентные, газоразрядные, импульсные и т. д.

Все осветители можно подразделить на три группы: направленного света, рассеянного света и кольцевые.

Осветители направленного света предназначены для получения мощного и узкого пучка лучей от ламп накаливания. На фотоустановках СБ-2, «Уларус-2» направленное освещение создают софиты бокового света. На фотоустановке «Уларус-2» уровень освещенности, создаваемой каждым источником, можно регулировать изменением напряжения на нити накала. На установке СБ-2 регулировку осуществляют изменением расстояния между софитами и объектом или заменой в них ламп.

Небольшие по размерам объекты освещают микроосветителями ОИ-19, которые представляют собой цилиндрический фонарь, перемещаемый вверх и вниз по колонке штатива (рис. 108).

Осветители рассеянного света создают пучок в пределах от 60° до 180° и представляют собой лампы накаливания с матовой колбой, софиты с лампами накаливания, закрытые матовыми или молочными стеклами, а также осветители дневного света. К числу осветителей рассеянного света относятся просветный экран, донный осветитель, которые в сочетании с осветителями ДС образуют «световую шахту» для получения бестеневого освещения при съемке общего вида объектов судебных экспертиз.

 

 

Рис. 108. Микроосветитель ОИ-19: Рис. 109. Кольцевой осветитель

1 – оправа под светофильтры; с люминесцентной лампой

2 – рукоятка диафрагмы;

3 – зажимные винты; 4 – штатив;

5 – корпус; 6 – патрон с лампой

 

Кольцевой осветитель составляют несколько ламп одинаковой мощности либо одна кольцевая люминесцентная лампа (рис. 109). Объект размещают в центральной части, и он оказывается равномерно освещенным со всех сторон.

Освещение при макросъемке обеспечивает получение изображения оптимальной плотности и является основным изобразительным средством, позволяющим выявить форму, объем, рельеф поверхности (рис. 110).

В зависимости от того, каким образом свет взаимодействует с объектом, различают:

 

Рис. 110. Освещение при макросъемке: а – лобовое; б – боковое; в – косонаправленное; г – проходящее; д - комбинированное

 

освещение для фотографирования в проходящем свете.При таком освещении обычно фотографируют бутылки, пузырьки, стаканы, осколки оконного и фарного стекла и следы пальцев рук на них. Проходящее освещение формируют встречным световым потоком, падающим на объект со стороны, противоположной от объектива. Проходя через объект, лучи преломляются, поглощаются, рассеиваются и затем формируют изображение. Для получения такого освещения используются различные источники: донные осветители, просветные экраны, разные варианты «световых шахт», софитных столов. Более мелкие предметы освещают микроосветителями типа ОИ-19;

освещение для фотографирования в отраженном свете.Непрозрачные объекты: замки, холодное и огнестрельное оружие, орудия взлома и инструменты, а также их следы фотографируют, как правило, в отраженном свете, когда световой поток падает на объект сверху. На установках СБ-2, «Уларус» для этой цели используются софиты бокового света, а мелкие предметы освещаются микроосветителями типа ОИ-19. Для подсветки применяют отражающие экраны;

освещение фотографирования в проходящем и отраженном свете.При фотографировании непрозрачных предметов проходящее освещение является вспомогательным. Чаще всего его применяют в сочетании с отраженным светом и получают сложное освещение, позволяющее подчеркнуть форму предмета, выявить характер переплетения нитей, конфигурацию сквозных повреждений на тканях и др.

Такое освещение получают с помощью источников, применяемых при съемке как в проходящих, так и в отраженных лучах. При этом яркость источника проходящего света не должна быть преобладающей, иначе выявляемые детали предмета потеряют на негативе свою форму и очертания.

Интервал яркостей объекта и распределение светотени на нем предопределяет структура светового потока, состояние отражающей поверхности и угол, под которым световые лучи направлены на объект.

По структуре светового потока осветители создают направленное, рассеянное и комбинированное освещение.

Рассеянноеосвещение характеризуется невысоким интервалом яркостей, а изображение выглядит малоконтрастным и плоским. Такое освещение хорошо передает только форму предмета. Его применяют в основном для фотографирования сложных по конфигурации предметов с полированными бликующими поверхностями. Направленное, наоборот, позволяет передать объемность предмета, его фактуру, но форма из-за глубоких теней выявляется не полностью. Комбинированное освещение, сочетая в себе направленный и рассеянный свет, обладает существенным преимуществом перед двумя первыми. Смягчая глубокие тени, оно позволяет получать полутени, способствующие передаче формы, объема и фактуры объекта.

Направленное освещение создает на объекте высокий интервал яркостей, а все изображение имеет четкий светотеневой рисунок. Элементы рельефа, расположенные перпендикулярно направлению света, с одной стороны имеют максимальные яркости, а с другой – глубокие тени. Элементы рельефа, параллельные световому потоку, оказываются равномерно освещенными и имеют невысокий светотеневой контраст. Направленное освещение может создавать и светотеневые эффекты, по характеру близкие к рассеянному. Распределение светотени на поверхности определяет угол, под которым на нее направляют свет. В макрофотографии различают вертикальное, лобовое, боковое, косонаправленное, центральное и косое освещение. Вертикальное, лобовое, боковое, косонаправленное освещение чаще применяют при съемке непрозрачных объектов в отраженных лучах, а центральное и косое – при съемке прозрачных в проходящем свете.

Вертикальное освещение получают при световом потоке, направляемом перпендикулярно поверхности предмета. Светотеневой контраст при этом невысок; на изображении выделяются только крупные детали, мелкие же не воспроизводятся. Его применяют, например, при съемке несквозных следов сверления.

Устанавливать вертикальное освещение при съемке мешает фотокамера. Поэтому его получают с помощью специальных приспособлений – опак-иллюминаторов и часто называют «опаковым». Опак-иллюминатор (рис. 111) представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластинку, размещаемую под углом 45о к освещаемой поверхности. Свет направляют параллельно поверхности предмета со стороны острого угла. При достаточно больших предметных расстояниях для получения вертикального освещения применяют малый опак-иллюминатор из комплекта криминалистических фотоустановок. С увеличением масштаба изображения и сокращением предметных расстояний в качестве опак-иллюминаторов используют узкое предметное стекло. Ширину стекла подбирают из условия: его проекция должна перекрывать фотографируемый участок.

Освещенность, создаваемая опак-иллюминаторами, низка, поскольку большая часть светового потока проходит через стекло и рассеивается в пространстве. Для ее увеличения источник света располагают как можно ближе к объекту, а пучок света фокусируют до размеров светового пятна, несколько превышающего площадь фотографируемого участка.

Лобовое освещение создает световой поток, идущий под углом 75–80о к поверхности фотографируемого предмета. Осветители устанавливают как можно ближе к фотокамере. Вся поверхность предмета заполняется светом, образуя тени минимальной величины. Это освещение хорошо передает крупные детали и применяется при фотосъемке объемных объектов, глубоких следов с четко выраженным рельефом.

При боковом освещении лучи света направляют под углом от 30 до 60о. Используют его чаще всего при съемке объемных предметов и следов со средневыраженным рельефом, на поверхности которых создается оптимальный светотеневой контраст. Лучше, чем при лобовом, оно передает мелкие детали.

Косонаправленное освещение создает световой поток, направляемый к поверхности предмета под углами от 3 до 15о. Это освещение позволяет выявлять мелкие детали рельефа и применяется при фотографировании плоских предметов со слабовыраженной фактурой поверхности: следов скольжения, разреза, перекуса и т. п. Свет направляют перпендикулярно трассам следа.

При центральном освещении световой поток направляют на объект снизу, параллельно оптической оси объектива. Проходя через объект или предметное стекло, большая часть света попадает в объектив. Световые лучи очерчивают контуры предмета, выявляя его форму, создают фон светлой тональности. Детали при этом выглядят более темными. Такое освещение является светлопольным. Его применяют для съемки прозрачных предметов с достаточно высоким контрастом и для получения четкого контура непрозрачных.

Освещение с распространением лучей света под углом к оптической оси объектива называется косым. При этом основной световой поток не попадает в объектив, а изображение формируют лучи, отклонившиеся от своего первоначального направления. Светлыми на снимке будут лишь те детали, которые отразили лучи света в объектив фотокамеры, а окружающий их фон окажется более темным. Такое освещение является темнопольным. Его применяют при фотографировании прозрачных малоконтрастных объектов.

При съемке в лабораториях используют: основной направленный или рисующий, выравнивающий, моделирующий, контровой и фоновой свет.

Основной направленный (рисующий) свет образует на поверхности объекта основной светотеневой рисунок, способствует передаче в изображении объема и рельефа поверхности фотографируемого предмета. Выравнивающий свет, подсвечивая теневые участки, обеспечивает градацию яркостей, воспринимаемую светочувствительным материалом и исключает потерю существенных деталей в теневых участках объекта. Источники выравнивающего света обычно устанавливают со стороны, противоположной основному направленному. Освещенность, создаваемая ими на поверхности объекта, в 1,5 - 2,5 раза меньше, чем от основного направленного. Моделирующий свет дает возможность выявлять особенности отдельных участков объекта, например, номерные знаки, следы, рельеф поверхности и т. п. Контровой свет служит для выявления формы предмета и отделения его от фона. Фоновой свет, который обеспечивает необходимый для каждого конкретного случая съемки уровень освещенности на поверхности фона, является разновидностью контрового, поскольку отразившиеся от фона лучи подсвечивают объект снизу, выявляя его контуры.

Для каждого вида освещения необходимы различные по конструкции осветительные приборы, различающиеся по характеру и мощности излучения, возможности изменять диаметр и интенсивность светового пучка.

 



Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 3178;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.