Мировая политическая система: предыстория

В течение многих веков люди селились вместе, создавая дерев­ни, города, страны. Поселения взаимодействовали между собой — торговали и воевали, заключали договоры и даже имели различ­ного рода представительства. Все это было прообразом современ­ных международных отношений и мировой политики.

Мировая политика новая научная область, возникшая толь­ко во второй половине XX столетия, но быстро получившая рас­пространение во многих странах. В фокусе ее внимания — полити­ческие процессы, происходящие в мире сегодня, но с перспекти­вой их дальнейшего развития. В этом смысле мировая политика (в отличие, скажем, от истории) ориентирована на сегодняшний и завтрашний дни и самым тесным образом связана с политической практикой. Еще одна особенность мировой политики заключается в том, что она не может быть понята без знаний из смежных обла­стей — экономики, права, социологии, психологии и др.

В исторической литературе можно найти множество рассказов о том, как осуществлялось взаимодействие между народами. Од­ной из первых такого рода классических работ, в которой описы­вался конфликт между народами, было описание древнегречес­ким историком Фукидидом Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) между союзами греческих полисов — возглавляемым Афинами Делосским и Пелопоннесским, во главе со Спартой. Эта ра­бота получила название «Мелосского диалога» Фукидида и служит примером использования силы в качестве главного аргумента при решении международных проблем.

Вот небольшой отрывок из "Мелосского диалога", дающий представление о взаимоотношениях народов в Древней Греции.

«Афиняне: ...Мы господствуем по праву, ибо со­крушили персов... по праву дела делаются между людьми, когда силы их равны, а по силе — когда сильнейший стоит на своем, а слабый уступает.

Мелияне: Мы, однако, думаем, что польза (говорим о пользе, ибо вы решили исходить из пользы вместо права) состоит не в том, чтобы вы вовсе отменили общее благо, но в том, чтобы и в опасно­сти человеку всякий раз уделялось, что ему следует.

Афиняне: О конце нашего владычества мысль нас вовсе не сму­щает... Нам нужна не тягостная власть наша, а взаимовыгодное нам спасенье ваше.

Мелияне: Но если владычество полезно для вас, то какое раб­ство может быть полезно для нас?

Афиняне: Бас бы подчинение охраняло от ужаснейших бедствий, а нам было бы выгодно, чтобы вы не погибли».

Фукиднд, Кн. 5. Афины против Мелоса//Историки Греции. Геродот, Фукндид, Ксенофон-г, м., 1976. С. 221-222.

 

Греческие города-полисы имели относительно небольшое на­селение, и власть их ограничивалась стенами этих городов. Одни из них оказывались сильнее и подчиняли своему влиянию другие, а слабые нередко просили о военной защите. Взаимодействие между городами-полисами осуществлялось в том числе через обмен пред­ставителями, которые ставили определенные условия, занимались разрешением спорных вопросов, заключали торговые и мирные соглашения. Предъявлялись довольно строгие требования и к са­мим представителям: они должны были обладать хорошей памя­тью и сильным голосом.

Интересен пример взаимодействия между Древней Грецией и Персией. После того как последней не удалось завоевать Грецию, персы стали снабжать деньгами и кораблями наиболее сильные греческие города и их коалиции, тем самым оказывая на них – как сказали бы мы сейчас — экономическое и политическое вли­яние. Хотя в итоге войска Александра Македонского все же разби­ли персов.

Римская империя также берет начало от города-полиса, расши­рившего свои владения по Средиземноморью. В нее оказались вклю­ченными и греческие города-полисы. Быстрый рост Римской импе­рии привел к сложностям, связанным с контролем над территория­ми. Управление ими осуществлялось разными методами — от назначения римских проконсулов до использования местных адми­нистративных структур. В I и II вв. н.э. Рим предпочитал непрямое управление, оставляя за местными властями вопросы, связанные с организацией повседневной жизни. Поэтому местные традиции не просто не искоренялись, а, напротив, нередко и поддерживались.

Центры цивилизации, как известно, возникали не только в Средиземноморье. Высокого уровня развития достигли в древнос­ти культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока, Цент­ральной Америки. Так, в Китае примерно в тот же период, когда в Древней Греции были города-полисы, сформировались террито­риальные образования, которые активно использовали военные средства в борьбе за господство. Это нашло отражение в классичес­кой работе древнекитайского автора Сунь-цзы «Искусство войны». Китайская цивилизация добилась огромных успехов в области со­циальной организации, искусства, образования, экономики, опе­редив по многим параметрам европейцев. Древняя Индия, имея об­щую религиозную основу — индуизм, сформировавшийся в I тыся­челетии, в политическом плане представляла собой ряд отдельных образований, которые также взаимодействовали между собой. В це­лом же в Древнем мире оформляются такие важные элементы меж­дународного взаимодействия, как переговорная и договорная прак­тика (ведение переговоров и заключение договоренностей), отправ­ка представителей для обсуждения тех или иных проблем и др.

Примерно в VП-IХ вв. (период экспансии, сменившийся рас­падом Арабского халифата); Х-ХI вв. (период наивысшего взлета арабо-мусульманской культуры) своего расцвета достигает араб­ская цивилизация. В ХШ-ХV вв. ислам оказывается на подъеме. Сло­жившаяся позднее Османская империя завоевывает Балканы, Месопотамию, север Африки.

В XIV в. Франция и Англия, чьи политические системы оказа­лись наиболее развитыми в Европе, начинают Столетнюю войну. XIV в. для большинства европейцев оказался тяжелым. Именно в этот период по Европе распространяется чума, получившая название «черной смерти» и унесшая многие жизни. Но одновременно средние века в Европе связаны и с тем, что сегодня можно было бы назвать развитием «новых технологий» для того времени — по­явлением пороха и компаса, пришедших из Китая.

Развитие китайской цивилизации приводит на Востоке к тому, что под его сильное культурное влияние попадает Япония. Впослед­ствии (с XVI в.) она изолируется от остального мира, прежде всего от европейской цивилизации, вплоть до середины XIX столетия, когда активно началась ее модернизация и индустриализация.

Что же происходит в других частях земного шара? В Латинской Америке цивилизация майя получает наибольшее развитие в пе­риод с III по X в., а ацтеков и инков — к XV в. В Экваториальной Африке одно из наиболее ранних королевств образуется в Гане примерно в V в. В XIV в. на севере Африканского континента, в Мали, формируется центр торговли и образования. В регионе идет интенсивный обмен золота, соли, хлопка, кожи, железа и меди. В целом же африканские государства формируются после X в., но потом, начиная с XVI в., они оказываются в сильной зависимости от европейцев, которые вводят работорговлю и тем самым откры­вают новую и жестокую страницу африканской истории.

Европа становится доминирующим регионом в мире пример­но с XV—XVI вв., эпохи Ренессанса и Реформации. В этот период исторического развития географические открытия, а также общий уровень хозяйственного развития привели к захвату европейскими странами новых территорий. В конце XV в. португальский морепла­ватель Васко да Гама достигает Индии, и Португалия объявляет об открытии морского пути из Европы в Южную Азию. Ее осваивают и голландцы, которые впоследствии основывают на юге Африки поселения, чтобы те снабжали водой и продовольствием направ­ляющиеся в Азию корабли. Начинается формирование европейс­ких поселений в районе нынешнего Кейптауна.

После открытия Христофором Колумбом Америки в середине XV в. началось ее освоение. Первоначально лидерами в этом оказы­ваются Португалия и Испания, Франция и Англия им уступают, но затем направляются на Американский континент, выбрав севе­ро-западный маршрут. На завоеванных территориях за пределами Европы распространяются и складывающиеся на Европейском кон­тиненте политические институты и процессы.

Большое значение для Европы имело начавшееся формирова­ние капитализма. С его зарождением появляется и новая, индустриальная, эпоха в развитии человечества, которая сделала воз­можным создание централизованного государства в качестве ос­новы политического устройства мира. Одновременно европейцы вновь обращаются к классической культуре Древней Греции и Древнего Рима. Итальянские города-государства эпохи Ренессанса заново открывают для себя многие аспекты международных взаи­моотношений, принятые в Древней Греции, в том числе принцип силы. Это находит отражение в работах мыслителей того времени (прежде всего Н. Макиавелли) и сказывается на построении меж­дународных отношений. В XIV в. в Италии появляются первые внешние представительства, ставшие прообразами дипломатичес­ких миссий.

Покровителем дипломатов бып выбран бог пло­дородия, торговли и прибыли Гермес — символ чар, плутовства и хитрости. Б греческой мифологии он выступает еще и как покровитель пастухов, путеше­ственников, посланник богов (вестник их вопи) и символ красноречия.

Так, именно в Европе зарождается политическая модель, ко­торая затем, вследствие колонизации европейцами народов на других материках, станет общемировой. Поэтому иногда и говорят о вестернизации политической системы мира при ее развитии.

Западная Европа практически в течение 1000 лет (примерно с 500-го по 1500 г.), несмотря на этнические и лингвистические раз­личия населявших ее народов, развивалась на основе единых хрис­тианских принципов. Папа Римский во многом выполнял роль ар­битра в территориальных и прочих спорах феодалов. Тем временем, к началу XVI в., в ряде стран в очередной раз начинает укрепляться королевская власть, которая становится для него угрозой. Одновре­менно зарождается движение, направленное и против самой като­лической церкви. Западная Европа вступает в эпоху Реформации. Начало ей положило выступление М. Лютера в Германии в 1517 г. Сторонники Реформации выступили против католической церкви с ее жесткой иерархической структурой, правом на земельные богат­ства и т.п. Реформация заложила основы протестантизма.

 

Заключение Вестфальского мира и формирование государственно-центристской политической системы мира

К середине XVII в. в раздробленной Европе усиливают свой контроль над отдельными территориями князья, которые добива­ются независимости от Папы Римского и власти императора. В Европе ведутся междуусобные войны. Наиболее масштабной ока­зывается Тридцатилетняя война, в которой участвовала по разным причинам, в том числе религиозным, династическим, территори­альным и др., значительная часть европейских государств. Подпи­сание после ее окончания Вестфальского мира в 1648 г. стало важ­нейшей в историческом развитии вехой, которая ознаменовала собой формирование новой политической системы (ей, таким об­разом, менее 400 лет, что по сравнению с историей человечества является относительно небольшим «возрастом»), В основу была положена идея национального государства (англ.: nation-state). Эта, возникшая в Европе, модель политического устройства распрост­ранилась потом и на другие континенты, став действительно ми­ровой. Правда, в иных частях земного шара государства оказыва­лись порой «не совсем такими», как в Европе. Они представляли собой зачастую не результат исторического развития, а лишь итог колониальных завоеваний, с произвольно установленными гра­ницами, сложным переплетением местных традиций и социаль­ной организации жизни с привносимым извне. Все это дало о себе знать в XX столетии.

Вестфальский мир включил в себя два мирных договора, о которых в течение нескольких лет велись переговоры в двух горо­дах — Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия). Они были подписаны в 1648 г., соответственно, между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере, а также между Свя­щенной Римской империей германской нации, с одной стороны, и Швецией, протестантскими германскими княжествами — с дру­гой — в Оснабрюке. Вестфальский мир закрепил за Францией, Швецией с их союзниками немалые территориальные приобрете­ния и право вмешательства в дела империи. Голландия и Швей­царская конфедерация получили признание в качестве суверен­ных государств, а за германскими князьями были признаны права суверенных государей. Таким образом, Священная Римская импе­рия германской нации превратилась в конгломерат почти 300 не­зависимых государств. Вестфальский мир признавал также религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами. Иногда к нему относят и мирный договор от 30 января 1648 г. между Голлан­дией и Испанией, который завершил их Восьмидесятилетнюю войну (боевые действия между ними с 1625 г. принято рассматри­вать одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесяти­летней войны).

Новая политическая система возникла не на пустом месте. Ее подготовило историческое развитие Европы в ХV-ХVI вв. Поэто­му «корнями» она уходит к отношениям между территориями еще со времен Древней Греции, Римской империи, а также к полити­ческим традициям итальянских городов позднего средневековья. Признав в качестве одного из ключевых принцип национального (го­сударственного) суверенитета (англ.: state sovereignty), Вестфальский мир положил начало новой системе отношений, которая впослед­ствии получила название Вестфальской, или государственно-цент­ристской, модели (системы) мира.

Принцип национального суверенитета предполагал, что каж­дое государство обладает всей полнотой власти на своей террито­рии, определяет внутреннюю и внешнюю политику. Но не только политикой ограничивалась его власть. Фактически, как заметил английский исследователь А.П.Дж. Тейлор (Р. J. Тауlor), государство, получило также власть в определении экономической, социаль­ной и культурной стратегии. Она оказалась такой же «естествен­ной», как географический ландшафт с его реками, горными хреб­тами, морями. Данное право власти уважалось другими государ­ствами, которые не вмешивались во внутренние дела соседей. Важен и тот факт, что принцип национального суверенитета не предпо­лагал наличия еще какой-либо высшей власти.

В целом же в основе идеи национального государства, облада­ющего суверенитетом, были четыре главные характеристики:

* наличие территории;

* наличие населения, проживающего на данной территории;

* легитимное управление населением;

* признание другими национальными государствами.

При отсутствии хотя бы одной из названных характеристик государство перестает существовать или становится резко ограни­ченным в своих возможностях (например, если оно не признается другими государствами).

Сегодня территория — один из наиболее очевид­ных признаков национального государства. Однако в прошлом, до его образования, власти в основном заботились лишь о том, чтобы контролировать насе­ление (взимание денег, подавление восстаний и т.п.). Получаемые от населения источники доходов были главными мотивами, побуждающими завоевывать новые территории. При этом власти, как правило, не вмешивались жестко в повсед­невную жизнь людей, связанную с национальным бытом, обра­зованием и т.п.

Признание государств стало особенно актуальным в последнее время. В случае если большинство стран мира отказывается признать то или иное государство, оно неизбежно сталкивается с эко­номическими и политическими трудностями.

Впоследствии стала выстраиваться система внутри- и межгосу­дарственных отношений с присущими ей механизмами и аппара­том управления, политическими и правовыми нормами, а нацио­нальное государство превратилось в некую «молекулу», единицу построения политической системы мира. При этом, как отмечает один из современных французских исследователей Жан-Мари Гуэнно (J.-M. Guehenno), создатели Вестфальского мира хорошо по­нимали, что формируемый ими миропорядок не может строиться на ценностных ориентирах, в частности на религии. Ценности не подлежат обсуждению, и по ним не делают уступок. Именно по­этому, и это было действительно прогрессивным решением, ос­новой государственно-центристской модели мира стали нацио­нальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений. Суверенные национальные государства взаимодейство­вали между собой, образуя систему международных отношений (вза­имодействия и взаимоотношений между участниками международ­ного общения, охватывающих различные сферы – экономичес­кую, политическую, правовую, социальную, культурную и т.п.).

Внешняя политика, которая представляет собой действия госу­дарства и его институтов за пределами своей суверенной террито­рии для реализации национальных интересов, на начальных ста­диях развития государственно-центристской модели мира отлича­лась от того, что мы наблюдаем сегодня. Ее формированием и реализацией занималась лишь аристократия, нередко имевшая между собой родственные связи. Тем не менее, как и в наши дни, внешняя политика была направлена на регулирование межгосу­дарственных отношений.

В качестве языка международного общения в конце XVII в. использовалась латынь. Кстати, и сам Вестфальский договор был написан на этом языке. Позднее, в XVIII в., на смену латыни во внешних делах пришел французский язык. В настоящее время место прочно занял английский язык.

Таким образом, созданная в XVII в. государственно-центристс­кая система мира, благодаря монополии на право применять силу на своей территории, положила конец междуусобице внутри госу­дарства. Но в то же время привела к множеству межгосударствен­ных конфликтов в последующие периоды, в том числе к мировым войнам XX столетия.

Первоначально взаимодействие государств на международной арене отчасти упорядочивалось через их союзы, которые по ряду параметров согласовывали свои внешнеполитические действия. В начале XVIII в. впервые появляется при заключении Утрехтского мира (1713), который положил конец борьбе за испанское наслед­ство, между Францией и Испанией, с одной стороны, и коалици­ей государств во главе с Великобританией — с другой, термин «баланс сил» (англ.: balance of power), получивший широкое рас­пространение в политической лексике второй половины XX в.

В конце XVIII — начале XIX в. возрастает роль Великобрита­нии, которая в свое время первой включилась в промышленную революцию. Ее соперником выступила Франция. Одновременно Ис­пания, Швеция, Нидерланды стали терять былую мощь. Зато уси­ливаются Пруссия и Россия, которые становятся важнейшими уча­стниками международных отношений.

Последовавшие за французской революцией наполеоновские войны закончились поражением Франции. В 1815 г. Венский конг­ресс подвел им итог и восстановил нарушенный принцип нацио­нального суверенитета. В рамках Вестфальской модели мира скла­дывается система международных отношений, получившая назва­ние «Европейский концерт», или Венская система международных отношений (англ,; Concert оf Europe).

В этих рамках пытаются сотрудничать в целях предотвращения новых войн на континенте ведущие европейские государства, хотя конфликты интересов между различными странами сохраняются. Венская система международных отношений основывалась на об­щем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориаль­ного и политического статус-кво в Европе; возможности коллек­тивного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции; требовании дипломатических консультаций по терри­ториальным и прочим проблемам. В целом, как отмечает амери­канский исследователь и политический деятель Г. Киссинджер, в Европе XIX в. именно традиционные национальные интересы и, меняющееся соотношение сил определяли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влияния.

Конец XIX в. характеризуется интенсивным захватом новых колоний великими державами. Мир фактически оказался поделен­ным между ведущими европейскими странами. Европейская поли­тическая система распространяется по всему земному шару. В нача­ле XX столетия на мировую сиену выходят новые государства. Это прежде всего США (они становятся мировым экономическим ли­дером), а также Япония, Германия, Италия. С этого момента Ев­ропа перестает быть единственным континентом, где формируют­ся новые мировые государства-лидеры.

XX столетие ознаменовалось двумя мировыми войнами. Первая (1914—1918) закончилась поражением Германии и ее союзников. В июне 1919 г. в Версале был подписан мирный договор, зафиксиро­вавший новые территориальные границы Германии. Отдельно за­ключены мирные договоры и с ее союзниками.

Б результате Первой мировой войны Германия потеряла примерно 13,5% своей территории и 10% населения, а также колонии. При этом именно она и ее союзники признаны ответственными за все поте­ри и разрушения, вызванные войной.

Составной частью Версальского мирного договора был Устав Лиги Наций — межправи­тельственной организации, который определил в качестве основных целей развитие сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности. Первоначально его подписали 44 государства. США не ратифицировали этот договор и не вошли в число членов Лиги На­ций. Тогда не вошли в нее СССР, а также Германия.

Одной из ключевых в создании Лиги Наций была идея коллек­тивной безопасности. Предполагалось, что государства имеют за­конное право противостоять агрессору. На практике, как извест­но, это не удалось сделать, и мир был ввергнут в новую мировую войну. Лига Наций фактически прекратила существование в 1939 г. (с началом Второй мировой войны), хотя формально была распу­щена в 1946 г. Однако многие элементы структуры и процедуры, а также основные цели Лиги Наций унаследованы Организацией Объе­диненных Наций (ООН).

Завершение формирования системы международных отноше­ний после окончания Первой мировой войны происходит на Ва­шингтонской конференции 1921—1922 гг., созванной по инициа­тиве США. Она зафиксировала новую расстановку сил в Тихооке­анском регионе. Сама же система международных отношений, образованная между двумя мировыми войнами, получила назва­ние Версальско-Вашингтонской, или межвоенной. Как и «Европейс­кий концерт», она находилась в рамках Вестфальской модели мира. Тем не менее в XX столетии, по сути впервые, была создана имен­но система международных отношений, вышедшая за пределы одного материка и охватившая мир в целом.

Версальско-Вашингтонская система международных отноше­ний, сформированная в значительной степени под влиянием по­литических и военно-стратегических соображений стран-победи­тельниц, игнорировала интересы побежденных, а также вновь об­разованных стран (в Европе возникло девять новых государств). В результате она оказалась противоречивой и нестабильной. Как следствие, не удалось избежать начала Второй мировой войны (1939-1945). А ее окончание дало жизнь новой, Ялтинско-Потсдам­ской (послевоенной), системе международных отношений, которая, как и предыдущие, была частью Вестфальской модели мира. Ее ос­нову заложили договоренности держав-победительниц во Второй ми­ровой войне, оформленные на Ялтинской (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля — 2 августа 1945 г.) конференциях.

Впоследствии основной чертой этой системы международных отношений стала биполярностъ на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав (СССР и США) над остальными странами, что определялось прежде всего наличием ядерного ору­жия, грозящего многократным взаимным уничтожением сверхдержав с их союзниками; а также формирование военно-политичес­ких блоков вокруг них, которые находились в состоянии конф­ронтации. В целом после Второй мировой войны международные отношения развивались сложно и противоречиво. Была создана, как уже отмечалось, ООН, целями которой были (и остаются по сегодняшний день) следующие.

«1. Поддерживать международный мир и безопасность...

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении
международных проблем экономического, социального, культур­ного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии...

4. Быть центром для согласования действий наций и достиже­ния этих общих целей».

Фактически создание ООН стало второй попыткой реализо­вать идею коллективной безопасности. После Второй мировой войны международные отношения развиваются активно. Заключено мно­жество многосторонних и двусторонних договоров о сотрудниче­стве. Важной вехой было подписание в 1975 г. Хельсинкского зак­лючительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, впоследствии ОБСЕ). Заговорили о разрядке меж­дународной напряженности.

Но наряду с сотрудничеством послевоенный период ознаме­новался новым типом конфронтации. Мир оказался фактически расколотым на два блока, соперничество которых не раз ставило его на грань новой мировой войны. Именно поэтому система меж­дународных отношений, связанная с их противостоянием, полу­чила название «биполярной». Гонка вооружений, ее ограничение, проблемы военной безопасности были центральными вопросами международных отношений. В целом же противостояние двух бло­ков и получило название холодной войны (англ.: cold war).

Оба противостоящих блока имели военные союзы — Организа­цию Североатлантического договора (англ.; North Atlantic Treaty Organization; NATO), образованную в 1949 г., и Организацию стран Варшавского договора (ОВД) — в 1955 г. Понятие «баланс сил» стало одним из ключевых элементов Ялтинско-Потсдамской системы меж­дународных отношений. Мир оказался «поделенным» на зоны влия­ния между двумя блоками. За них и велась ожесточенная борьба.

Сам момент возникновения биполярности является дискусси­онным. Многие исследователи исходят из того, что она складыва­ется сразу после Второй мировой войны. Однако есть и другая точ­ка зрения, высказываемая, в частности, российским исследо­вателем А. Д. Богатуровым.. Он полагает, что тогда «двуполярности», как устойчивой модели международных отношений, еще не было. Для ее структурного оформления понадобилось около 10 лет.

Опаснейшим моментом в истории послевоенного периода был Карибский (Кубинский) кризис 1962 г., когда США и СССР все­рьез обсуждали возможность нанесения ядерного удара.

Значимым этапом в развитии международной системы после Второй мировой войны было крушение колониализма, особенно в 1960-е годы, когда от колониальной зависимости освободился почти весь Африканский континент. Развивающиеся страны впер­вые начали оказывать влияние на политическое развитие мира. Они вступали в ООН, а в 1955 г. образовали Движение неприсоединения (англ.: Nonaligned Movement), которое по замыслу создателей дол­жно было противостоять двум противоборствующим блокам. Од­новременно эти страны пытались привлечь внимание к своему бед­ственному экономическому положению, выступая в ООН и свя­занных с ней организациях с общих позиций по этим и другим проблемам. В 1964 г. на 1-и сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 77 стран, или так называемая «Группа 77», заявили о том, что они совместно, с помощью многосторон­ней дипломатии, будут добиваться решения наиболее важных меж­дународных экономических проблем. К 1990-м годам в эту группу входило уже 130 государств.

Конец 1980 — начало 1990-х годов ознаменовались распадом СССР и военно-стратегического блока ОВД; кардинальными пе­ременами в странах Восточной Европы и государствах бывшего СССР. На этих территориях образовался целый ряд независимых государств. Россия стала правопреемницей СССР в Совете Безо­пасности ООН. Украина заняла в ООН место Украинской ССР в качестве полноправного члена этой организации. Вместе с этими изменениями мир вступил в новую стадию развития, связанную с окончанием холодной войны.

Сначала эти события во многих странах, прежде всего запад­ных, были восприняты с воодушевлением и даже романтизмом. В 1989г. появилась статья американского автора Фрэнсиса Фукуямы (F. Fukuyama) «Конец истории?» (The End of the History?). В ней автор предрекал торжество демократии, отсутствие силовых мето­дов разрешения споров в мире, а также вооруженных конфлик­тов, и в этом смысле — конец истории.

«Одна из самых больших бомб, заложенных в Европе, — писал в начале 1990-х годов американс­кий исследователь Дж. Мроз, — это растущая про­пасть между процветающим Западом и бедной Цент­ральной Европой, принадлежащей ранее к Восточно­му блоку, и еще более бедными Балканами и СССР. Весьма вероятно, это будет вести к социальной нестабильности, по­пыткам выравнивания, что, возможно, выльется в открытые конфликты».

Mroz J. E. Developments in Eastern Europe and their Political Impact on the Rest of the World//Irish Studies in International Affairs. 1991. V. 3. No 3. F. 49.

Вопрос для размышления

Согласны ли вы с этим утверждением (каковы ваши ар­гументы)?

Затем, в 1990-е годы, последовал всплеск конфликтов, при­чем в спокойной, казалось бы, Европе (что вызвало особую озабо­ченность и европейцев, и американцев). Это породило прямо про­тивоположные настроения. Американский исследователь Сэмюэл Хантингтон (S. Huntington) в 1993 г. в статье «Столкновение циви­лизаций» (The Clash of Civilizations) выступил с противоположных Ф. Фукуяме позиций, предсказывая конфликты на цивилизационной основе — столкновение цивилизаций. Хотя его точка зрения и вызвала критику, но на какое-то время, в связи со вспышкой кон­фликтов (особенно в Европе), стала довольно популярной.

Итак, мы довольно бегло «очертили» контуры взаимодействия народов мира в разные эпохи сто существования. Но можно ли выделить некие этапы в развитии всего спектра разнообразия вза­имоотношений в международной сфере? Один из вариантов отве­тов на этот вопрос дают Б. Бузан (В. Вuzап) и Р. Литтл (R. Little) в книге «Международные системы в мировой истории» (International Systems in World History), которая вызвала много споров и откликов. Авторы выделяют четыре этапа в развитии международных отно­шений. При этом под их системой они понимают не систему меж­государственных взаимодействий, что наиболее распространено (т.е. существующую в рамках Вестфальской модели мира), а полити­ческие системы мира, или этапы, его развития.

Первый этап, названный этими исследователями предмеждународным (англ.: pre-international), был характерен для периода первобытнообщинных отношений на Земле. В то время племена взаимодействовали с ближайшими соседями. Впрочем, уже и здесь наблюдается обмен продуктами между народами, находившими­ся на значительном расстоянии друг от друга. Второй этап — древ­няя и классическая международные системы (англ.: ancient and classical international systems), сформированные цивилизациями древнего мира, отмечен наличием развитой торговли, постоян­ными завоеваниями и угрозами нападения, созданием альянсов, проведением переговоров относительно взаимного признания и статуса, распределением природных ресурсов. Третий — период модерна, согласно Б. Бузану и Р. Литтлу, начинается примерно с XVI в. и связан сначала с множественностью участников между­народного взаимодействия — средневековых городов-государств, монастырей, католической церкви и др. Затем происходит фор­мирование и распространение по земному шару государств-на­ций.

Дальнейшее развитие этой системы влечет за собой выделение новых «единиц» международного взаимодействия, таких как не­правительственные организации, транснациональные корпорации и т.п. Наконец, в конце XX — начале XXI в., возможно, по их мнению, мы становимся свидетелями формирования четвертого периода в развитии системы международных отношений. Однако, если это действительно так, пишут исследователи, то движущие силы, процесса иные, нежели ранее, при смене эпох. Сегодня мы наблюдаем как бы «два мира» в современной системе международ­ных отношений: в одном происходят существенные перемены, в то время как другой продолжает сохраняться в прежнем виде. «Пер­вый мир» — это развитые государства, «второй» — развивающиеся. Последние продолжают «жить» в мире, где силовые отношения между государствами еще крайне значимы. Даже в странах Восточ­ной Азии, прошедших период быстрой модернизации, отмечали авторы на «круглом столе» журнала «International Studies Review» в 2000 г., государства оказываются крайне хрупкими и прибегают к силе.

В целом в конце 1990 – начале 2000-х годов дискуссии в обла­сти международных отношений и мировой политики больше стали вестись не по отдельным проблемам (например, разоружению, экономическому развитию и т.п.), а по всему спектру междуна­родно-политической проблематики. Претерпевает ли Вестфальс­кая система мира существенные изменения, которые позволяют говорить о ее исчезновении или по крайней мере эрозии? Если да, то что может или должно прийти ей на смену? Какова роль госу­дарства в современном мире? Теряет ли оно свои властные полно­мочия, отдавая их международным организациям или внутригосу­дарственным регионам? Что составляет основу современной сис­темы международных отношений? В чем проявляются современные вызовы безопасности? Какова роль экономики и права в совре­менном мире? Каковы тенденции развития политической струк­туры мира? Эти и многие другие вопросы составляют суть мировой политики как науки, одна из специфических черт которой определяется ее направленностью в будущее, поиском ответов на те вопросы, которые человечеству еще предстоит решить.

Ключевые термины: Международные отношения, Мировая политика, Национальное государство, Принцип национального суверенитета, Вестфальская модель (система) мира, или государственно-центристская модель мира, Система международных отношений, Внешняя политика, Баланс сил, «Европейский концерт» (Венская сис­тема международных отношений), Версальский мирный договор, Лига Наций, Межправительственная организация, Коллективная безопасность, Организация Объединенных Наций (ООН), Версальско-Вашингтонская система международных отношений (межво­енная), Ялтинско-Потсдамская система между­народных отношений, Биполярная система международных отношений, Разрядка международной напряженно­сти, Холодная война, Организация Североатлантического до­говора (НАТО), Организация стран Варшавского дого­вора (ОВД), Движение неприсоединения.

Контрольные вопросы:

В чем проявлялись основные этапы и черты политического развития мира до формирования системы национальных государств?

Как можно охарактеризовать важнейшие параметры Вестфальской моде­ли мира?

Каковы главные характеристики системы международных отношений в Европе — «Европейского концерта»? Основные черты и этапы развития Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Какими особенностями характеризуется Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (как она изменялась)? В чем суть дискуссий по основным проблемам политического развития мира после окончания холодной войны?

 

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Ачкасов В.А., Мировая политика и международные отношения : Учебник / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 480 с. - ISBN 978-5-7567-0618-5 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756706185.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.

Батюк В. И. Мировая политика: учебник для академического бакалавриата / В. И. Батюк – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С.11–19.

Богатуров А.Д., Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 592 с. - ISBN 978-5-7567-0580-5 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705805.html (дата обращения: 18.01.2020). - Режим доступа : по подписке.

Жильцов С.С., Современная мировая полит

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные функциональные возможности типовой 1С:Бухгалтерии | 

Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 216;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.029 сек.