Другие жесткие основы
Деревянные доски
В зависимости от времени написания, школы, места исполнения, эстетических требований художники применяли в качестве основы под живопись самые различные материалы. До XV века в Европе это было преимущественно дерево. Художники разных стран предпочитали определенную породу древесины. Так, например, в Италии применяли доски из тополя, лиственницы, липы, в Голландии — из дуба, во Франции часто использовали орех, в России — преимущественно липу. Отдельные доски соединялись в щит с помощью клея или врезных шпонок.
Особое значение придавалось качеству используемой художником древесины: к примеру во Фландрии в XVII веке в стране был принят закон, по которому продажа досок под живопись разрешалась лишь после их проверки. На тыльной стороне доски, принятой специальной комиссией, выжигалось изображение двух ладоней. После приемки живописи и высокой ее оценки ниже выжигалась башня, что в целом составляло герб города Антверпена.
Этот контроль был результатом общей любви и уважения к искусству и правильно понимаемых коммерческих интересов. Вероятно, поэтому живопись художников этой школы, если она хранилась в более или менее сносных условиях и не пострадала от вмешательства человека, как правило, отличается хорошей сохранностью. Нередко на досках писал свои эскизы и картины Питер Пауль Рубенс, работы которого, как и многих его современников, не только выдержали проверку временем и являют нам образцы непревзойденного искусства живописи масляными красками, но и служат примером правильного отношения к своему ремеслу.
Другие жесткие основы
Кроме дерева старые мастера применяли в качестве жестких основ и другие материалы: камень, листовую медь, железо, цинк и т. п. Например, картину «Несение креста» итальянский художник XVI века Себастьяно дель Пьомбо исполнил на каменной основе — на шифере.
Большое распространение в качестве основ под картины небольших размеров получили медные пластины. Первыми на них стали работать итальянские мастера XVI века такие, как Микеланджело да Караваджо и Людовико Карраччи. Постепенно этот вид основы завоевал популярность и в художественных школах Голландии, Франции, Испании, Англии.
В России медные доски использовали в XVII веке царские иконописцы. Применяли медь и некоторые русские художники XVIII века для писания икон маслом и для миниатюрной живописи, например, художник В, Л. Боровиковский. Интересно, что с отказом художников от темных грунтов исчезла постепенно и живопись на медных основах.
На некоторых картинах, написанных на меди, можно заметить темные пятна — результат химического взаимодействия пигмента и связующего с основой, в результате чего получается прочное химическое соединение — резинат, или олеат меди.
Кроме меди художники использовали и другие металлы, такие, как олово, свинец, цинк. Икону «Богоматерь с младенцем» для Кирилловской церкви в Киеве М. А. Врубель написал на большой цинковой доске.
Дата добавления: 2019-05-21; просмотров: 1044;