Интегративный и коммуникативный подход к сущности права


Интегративный подход (2 направления)

 

 

(С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев, М.И. Байтин, Н.М. Марченко) Смысл теории заключается в интеграции традиционных типов правопонимания в целостную правовую концепцию, которая дает возможность для более концентрированного определения права, правда, такой способ интеграции оставляет эти теории в целом на этатистских позициях. В качестве наиболее успешного примера можно привести либертарно-юридическую теорию В.С. Нерсесянца. Данная теория первая в отечественной юриспруденции была ориентирована на выявление сущности права в качестве критерия для оценки правового качества закона и правовой природы естественных прав. В.С. Нерсесянц под сущностью права понимал формальное равенство, раскрываемое как единство трех составляющих: всеобщей равной меры регуляции общественных отношений, свободы и справедливости. Согласно такому подходу право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства – это «абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера (масштаб) свободы». Либертарное правопонимание является основой для соединения различных типов правопонимания. Выработанный в рамках этой концепции критерий правового начала (принцип формального равенства) — это и будет принцип, на основе которого можно диалектически «снять» противоречия между классическими подходами к правопониманию и объединить их познавательные потенциалы, что, несомненно, будет востребовано современной социально-правовой практикой. С позиций данного критерия как позитивное право (в трактовке легистов), так и естественное право (в трактовке юснатуралистов) — это право постольку и в той мере, поскольку и в какой мере они (их положения) соответствуют критериям правового закона. Потерстарная – право закреплено в каком-либо источнике (источник права-суверен), либертарная-юридическая парадигма   Второе направление формирования интегративного правопонимания стремится сформировать универсальный образ права на основе более четких методологических оснований. По мнению О.Э. Лейста, право должно рассматриваться, прежде всего, как факт человеческой истории, сущность которого постигается на том уровне абстракции, где соединяются понятия и категории социологии, этики, психологии, политологии, собственно истории, на современном этапе развития правоведения выходящей на первый план в качестве критерия всеобщности и истинности теоретического обобщения.


Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 154;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.