Ткани Древней Персии.


К VI веку до н.э. на историческую арену вступает рабовладельческое государство – Древняя Персия, завоевавшая к тому времени Элам, Ассиро-Вавилонию, Финикию, Сирию, Египет. Завоевание новых земель, объединение более древних культур способствовало формированию культуры и искусства персов, заимствовавших все самое лучшее у покоренных народов. До нашего времени сохранились дворцы в Персеполе и Сузах, они являются наиболее крупными памятниками древнеперсидского искусства, по рельефам которых мы можем судить о внешнем облике и костюме древних персов. Геродот в своих исторических трудах отмечал, что персы перенимали обычаи других народов и заимствовали формы костюма у мидийцев и ассирийцев, а детали военного костюма у египтян. «Вероятно, и в VI и в V веках до н.э. персидские племена, проживающие в горах, надевали одежду из шкур овец мехом внутрь. Жители менее суровых народов носили анаксариды и кафтаны из толстой шерстяной ткани» [10, с.52]. Климатические условия требовали теплой, плотно прилегающей к телу одежды, поэтому у персов, как и у древних шумеров, костюм был кроеным. У завоеванных народов персы заимствовали орнаментированные ткани. В обиходе были льняные, шерстяные, и в богатых слоях общества, по-видимому, шелковые ткани. В Персеполь прибывали посланцы с данью всех частей империи. «Рельефы отражают разнообразие их этнических типов и соответствующие дары: горбатых быков из Вавилонии, баранов из Киликии, ткани от греков Малой Азии, слоновьи бивни из Эфиопии» [13, с 147] (илл.11). В тканях малоазийских греков, очевидно, присутствовала характерная трактовка растительного орнаментального мотива «пальметта». Костюм малоазийских греков сочетал в себе элементы греческой и персидской одежды. На росписи малоазийской вазы (450 г. до н.э., Рим, Ватикан) персидский костюм женщины дополнен греческим гиматием, на голове – персидский головной убор. Этот факт доказывает взаимовлияние греческой и персидской культур, что не могло не сказаться на заимствовании орнаментальных форм. Изображений персидских женщин не сохранилось, но мы можем рассмотреть узор персидского костюма женщины с уже упомянутой росписи малоазийской вазы. Кайма и основное поле ткани украшены круглыми розетками явно ассиро-вавилонского происхождения (илл.12). Персы заимствовали все орнаментальные формы ассиро-вавилонского орнамента. На изразцовом рельефе из дворца в Сузах (1-я половина IV века до н.э.), хранящемся в Государственном музее Берлина, мы можем увидеть эламских воинов царя Артаксеркса II. Воины-лучники одеты в кафтаны аметистового и золотисто-желтого цвета, украшенные круглыми солярными розетками и ромбами, внутри которых помещены круги с четырехлопастными розетками (илл.13). Кайма халатов украшена тесьмой с узорами кругов и зигзагов. Ткани, употребляемые персами, были окрашены пурпуром различных оттенков от темного до голубого и аметистового, золотистый цвет достигался, скорее всего, при помощи крашения растительными красителями, может быть, это был шафран. Ассиро-вавилонские ткани доставлялись ко двору персидского царя также в качестве дани. На рельефе из Персеполя изображен вавилонянин, принесший в дар царю шерстяной отрез, кайма которого заткана ромбовидной сеткой. Греки обращали внимание на пестроту тканей в костюме персов. Это ощущение возникало от восточной пышности орнаментального декора. В персидском костюме рукава могли быть выполнены из другой ткани, контрастной по цвету. На одном из греческих киликов конца VI века до н.э. изображен персидский лучник в костюме, где и штаны, и облегающая рубашка скроены из тканей с различным узором и обшиты орнаментальной тесьмой. Очень распространены, по-видимому, были в Персии полосатые материи. На росписи апулейской вазы (300г. до н.э., Неаполь, Национальный музей) мы можем увидеть ритмически повторяющийся узор полосы, в костюме древнего перса, край рукава и горловины обшиты тесьмой с геометрическим шашечным узором, узором зигзага и полукружий (илл.14). Особенно богато орнаментировалась одежда царя. Кафтан и анаксаридес шились из пурпуровых тканей, расшитых золотом, головной убор дополнительно украшался драгоценными камнями. Во всю длину широкого пурпурового кафтана царя проходила полоса белого цвета [14, с.10]. Плащ «кандис» украшали вышитые золотом изображения, напоминающие зооморфную форму сокола или ястреба. Скорее всего, на одежде царя вышивали крылатое верховное божество зооантропоморфного типа – Ахурамазду.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 403;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.