Золотая голова быка. Алтын-депе
ния, в том числе из золота и серебра, многочисленные ожерелья из бус, наборные пояса. В жреческой гробнице были найдены художественные изделия из золота — голова волка и голова быка, инкрустированная бирюзой. Показательно, что даже рост людей, принадлежавших к городской элите, выше, чем рядовых горожан,— еще одно свидетельство сытой и обеспеченной жизни. Возможно, в хозяйстве крупной знати уже применялся труд рабов, захоронения которых, лишенные каких-либо предметов, встречаются около богатых гробниц. Таким образом, общество равноправных сельских тружеников сменяет социальная система, основанная на неравенстве и эксплуатации.
Появление городов и формирование раннеклассового общества способствовали общественному прогрессу, развитию ремесел и искусства, накоплению положительных знаний. На Алтын-депе эти достижения особенно заметны по многочисленным произведениям искусных ремесленников (бронзовые и серебряные печати, сосуды из камня, бронзы и др.).
Монументальная архитектура Алтын-депе представлена большим культовым комплексом. Его главной частью была четырехступенчатая башня, имевшая 12 м в высоту, 28 м в длину и явно подражающая многоступенчатым зиккуратам Месопотамии. Рядом находились многочисленные
хранилища, дом главного жреца и гробницы жрецов. Весь комплекс посвящался богу луны, часто выступавшему в месопотамской мифологии в образе небесного быка огненного цвета. Вероятно, культовый комплекс Алтын-депе, подобно шумерским храмам, был не только идеологическим, но и организационным центром, где хранились общественные запасы и осуществлялись астрономические наблюдения для определения сроков полевых работ.
Жители Алтын-депе, располагавшегося на окраине тогдашнего культурного мира, поддерживали тесные связи со своими высокоразвитыми соседями. Из Месопотамии сюда попадали фаянсовые изделия, в архитектуре и скульптуре прослеживаются отчетливые следы шумерских влияний. Систематические связи поддерживались и с областями цивилизации долины Инда, откуда привозились поделки из слоновой кости, а также, видимо, терракотовые и металлические изделия. В свою очередь, культура Алтын-депе оказывала определенное влияние на более северные области Средней Азии, где обнаружены памятники архаических скотоводов и земледельцев.
В середине II тысячелетия до н. э. культура Алтын-депе приходит в упадок, причины которого полностью еще не выяснены. Возможно, этому способствовало засоление полей. Во всяком случае наблюдается перемещение основных жизненных центров на восток. Там, в дельте реки Мургаб, по среднему течению Амударьи, на территории современного Северного Афганистана и Южного Узбекистана, складываются новые оазисы оседлых земледельцев (Гонур и др.). В них, как и в древних среднеазиатских центрах, процветают гончарство и бронзо-литейное мастерство, изготовляются печати, нередко с художественными изображениями львов, быков, тигров, мифологических героев, побеждающих диких зверей. Некоторые из этих образов свидетельствуют об усилении связей с Месопотамией и Эламом. Широкое освоение земледельцами долины Мургаба и среднего течения Амударьи привело к формированию новых важных центров среднеазиатской культуры в областях, которые в I тысячелетии до н. э. стали именовать соответственно Маргианой и Бактрией.
Глава 26. Средняя Азия в III—I тысячелетиях до н. э.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2350;