Мать с ребенком под пальмой. Рельеф из Кара-тепе. VIII в. до н.э.
ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений
хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное рыцарственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были
переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.).
Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам.
Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.
Глава 17. «ТРОЯНСКОЕ», ФРИГИЙСКОЕ И ЛИДИЙСКОЕ ЦАРСТВА |
Троянское» царство
Одним из древнейших центров Западной Малой Азии был Илион (собственно, Вилиос, «Троя» поздней греческой традиции и современной археологии), основанный на исходе IV тысячелетия до н. э. ранней волной балканских переселенцев в Анатолию. Переселения новых индоевропейских групп — тевкров (?) ок. 2800 г. до н. э. (к эпохе доминирования этой группы, фазе «Троя II», относится так называемый «клад Приама»), а затем лувийцев ок. 2500 г. до н. э. предопределили пестроту населения Илиона и его области (Троады), сделавшейся для Малой Азии своеобразным «окном в Европу». Не исключено, что в этом же районе расселялись пришедшие с востока протоэтруски-турша с центром в настоящей Трое — Труисе, слившейся с Илионом (в греческих воспоминаниях). Лувийский период истории Илиона (фазы «Троя III—V», 2500—1800 гг. до н. э.) закончился новым, на этот раз иллиро-фракийским, вторжением с Балкан. Пришельцы заняли плодородную центральную часть Западной Азии, покорив местных лувийцев и частично оттеснив их в горы юга и севера, за которыми и закрепилось отныне название «Лукка», т. е. «страна лувийцев» (отсюда, в частности, позднейшая Ликия). На завоеванных территориях было основано несколько царств, объединенных вокруг сильнейшего из них — Арцавы на юго-западе Малой Азии. Одним из этих царств и была Вилуса с центром в Илионе, где закрепилось иллирийское племя дарданов. В период «Троя VI» (1800 —
ок. 1250 гг. до н. э.) Вилуса сначала входила в конфедерацию «стран Арцава», а около 1350 г. до н. э. добровольно подчинилась хеттам. Это было процветающее полиэтничное царство, контролировавшее главный путь из Анатолии на Балканы (о связи с последними, кстати, свидетельствует балканская, так называемая «серая минийская» керамика, типичная для ахейцев и найденная в «Трое VI»). В военном деле стали применять колесничные упряжки, и Гомер не случайно именует троянцев «укротителями коней».
В самом начале XIII в. до н. э. князь-пират Пиямараду при поддержке Ахейской державы пытался захватить Вилусу и поставить ее под ахейский контроль, но хеттская интервенция покончила с этими планами. Хеттский царь Муваталли II утвердил в Вилусе местного царевича Алаксанду в качестве своего вассала (ср. греческое предание о дружбе малоазиатского царя «Мотила» с троянским «Александром»-Пари-сом), но мирную черту под хетто-ахейским конфликтом из-за Вилусы подвел только Хаттусили III (ок. 1270 г. до н. э.). Вскоре после этого Илион был разрушен землетрясением. Строительство нового города («Троя VII-а», она же «город Приама», ок. 1250—1185) греческая традиция приписывает царю Лаомедону. Около того же времени Вилуса освободилась от хеттского контроля.
Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии вновь воспользовалась Ахейская держава, начав широкомасштабное вторжение в Малую Азию (греческие леген-
ды связали его с именем Геракла), с трудом отраженное хеттским царем Тудхалией IV. Одним из эпизодов этого вторжения был первый, «Гераклов» набег на Илион (ок. 1240 г. до н. э.); Лаомедон погиб и был сменен своим малолетним сыном, Приамом. Вскоре Вилуса, в союзе с государством только что переселившихся в Анатолию сангарийских фригийцев (Ассувой, по хеттским источникам), должна была отражать контрнаступление Тудхалии IV, закончившееся восстановлением хеттского владычества над всем Западом Анатолии (ок. 1230 г. до н. э.). Гомер упоминает в «Илиаде» эту неудачную для Приама войну с обычной заменой хеттов на «амазонок».
Хеттское торжество оказалось недолговечным: ок. 1225 г. до н. э. мятеж правителей ряда стран Западной Малой Азии, возглавленный неким Маттуваттой, навсегда изолировал Вилусу от хеттов, неожиданно открыв перед ней возможности собственной экспансии. Воспользовавшись ими, Приам в конце XIII в. до н. э. подчинил ряд областей по обе стороны Мраморного моря и, по-видимому, вступил в теснейший союз с возвысившейся при тех же обстоятельствах южной Луккой-Ликией. Хетты, сан-гарийские фригийцы и некоторые окраинные племена поддерживали с новообразованной державой («Троянский союз» Гомера) дружественные отношения. «Троя» этого времени была процветающим городом с могучей цитаделью и обширным посадом; Гомер называет ее «крепкостенной», «широкоулочной», «пышно устроенной». О походах войск Приама в Европу на Балканах помнили столетия спустя.
Внезапный конец этого великодержавия стал одним из самых знаменитых культурно-исторических сюжетов мира. В 80-х годах XII в. до н. э. Ахейская держава разгромила Илион после продолжительной осады, несмотря на помощь, оказанную Вилусе хеттами («кетейцами» в «Одиссее», «амазонками» основной греческой традиции). «Троянская» война охватила все западное и южное побережье Малой Азии и дала начало грандиозному переселению народов («народов моря»), в котором приняли участие и часть победоносных ахейцев, и население только что разбитых ими государств, и соседи последних. Впрочем, Илион был отстроен (слой «Троя VII-б», ок. 1185—1125 гг. до н. э.), и Илионское царство продолжало существовать, хотя никогда не достигало прежнего могущества. Часть населения Троады и окрестных земель выселилась на запад, на Адриатику, в Сицилию и Италию (в том числе, возможно, и этруски), а остальные принуждены были терпеть последствия всех балкано-анатолийских миграций бурного XII в. до н. э. В конце этого столетия новая волна фригийцев с Балкан окончательно разгромила Илион и захватила Троаду. Город запустел, и лишь ок. VIII в. до н. э. был заново заселен греческими колонистами. Однако память об Илионском («Троянском») царстве пережила века. Ее удержали как греки, наследники ахейских разрушителей Илиона, так и обитатели Италии, принявшей малоазиатских колонистов конца II тысячелетия до н. э.
Фригийское царство
Самым важным политическим образованием Малой Азии после падения Хеттской державы стало фригийское царство. Фригийцы, видимо, переселились в северозападную часть полуострова во второй половине II тысячелетия до н. э. из Македонии или Фракии. Они продуктивно занимались земледелием и скотоводством. Античные авторы особо упоминают о виноградарстве и коневодстве. Процветали различные ремесла: обработка камня (в том числе мрамора) и дерева, добыча золота и других металлов, ткачество и изготовление ковров и др.
Фригийцы были тесно связаны с соседними государствами и племенами. Они помогали троянцам в их войне с греками в XIII в. до н. э., но после поражения союзника наряду с хеттами постарались воспользоваться выгодной ситуацией и сделать территориальные приобретения в Троаде.
Возможно, Фригия сыграла определенную роль в крушении Хеттского царства. Значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с рядом живших там племен, в частности с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков».
В конце XII в. до н. э. продвижение мушков на Восток было приостановлено Ассирией в районе Верхнего Евфрата. В X—VIII вв. до н. э. Фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Растет чис-
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1669;