Лекция 5. Выразительные средства языка
План
1.Лексическое богатство русского языка. Многозначность и синонимия
2.Словообразование
3.Использование фразеологизмов
4. Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения
5.Тропы и фигуры
1.Лексическое богатство русского языка. Многозначность и синонимия
Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тысяч слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» – около 90 тысяч слов.
Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысяч слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза.
Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса.
Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову. Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен отлично знать весь семантический объем слова, все его значения.
Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений, позволяют с предельной точностью выразить мысль.
Помимо дифференцирующей функции, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими. Наличие большого количества синонимов в языке позволяет избежать повторения одних и тех же или однокоренных слов.
2.Словообразование
Русский язык обладает богатейшими словообразовательными возможностями. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или нескольких основ, путем переосмысления (звено, спутник), расщепления слов на омонимы (месяц – луна и месяц – отрезок времени) к т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов.
Особенными смысловыми особенностями обладают суффиксы: они могут придать слову уменьшительное, ласкательное, пренебрежительное, увеличительное значения (нос – носок, носик, носище; дом – домик, домишко, домина, домище).
3.Использование фразеологизмов
Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое иди иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов-характеристик.
Степень спаянности слов и зависимости значения всего фразеологизма от значений составляющих его компонентов может быть различной. В связи с этим с точки зрения значения фразеологизмы можно разделить на следующие группы:
1) неразложимые по смыслу словосочетания, значение которых не выводимо из значений их компонентов: съесть собаку – иметь богатый опыт, остаться с носом – не получить ничего, втирать очки – обманывать, как пить дать – наверняка. К фразеологическим сращениям относятся также фразеологизмы, содержащие устаревшие слова или грамматические формы: притча во языцех предмет всеобщего обсуждения, ничтоже сумняшеся – нисколько не сомневаясь, ни зги не видать – очень темно, точить лясы – болтать, бить баклуши – бездельничать;
2) сочетания, значения которых можно понять переносно из значений их составляющих: делать из мухи слона (делать из чего-то маленького что-то большое, то есть преувеличивать), белая ворона (вороны черные, белая ворона – что-то выделяющееся среди других, отклонение от нормы), аналогично этому можно понять значение фразеологизмов ложка дегтя в бочке меда, смотать удочки;
3) сочетания, каждое слово в которых имеет самостоятельное значение, но: а) одно из слов употребляется только в данном сочетании: закадычный друг (не может быть закадычный враг), равнобедренный треугольник; б) одно из слов употребляется в этом значении только в данном сочетании, в свободных же словосочетаниях оно имеет другое значение: прямой угол (слово прямой означает в 90 градусов только в сочетании со словом угол), белые стихи (белые – здесь нерифмованный), надтреснутый голос (надтреснутый – здесь скрипучий).
По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания (сесть в калошу, без царя в голове) или предложения (бабушка надвое сказала, когда рак на горе свистнет).
Как и слова, фразеологизмы могут вступать между собой в синонимические и антонимические отношения, например: ни зги не видать и хоть глаз выколи очень темно – синонимы, кот наплакал– мало и непочатый край много – антонимы.
По происхождению фразеологизмы могут быть исконно русскими (ни рыба ни мясо, ни зги не видать) и заимствованными (притча во языцех – старославянское; синий чулок – из английского, пословный перевод – калька; терра инкогнита – из латинского).
Большая часть фразеологизмов стилистически окрашена, причем большинство фразеологизмов принадлежит к разговорным (кусать локти, тертый калач, первый блин комом) и просторечным (отбросить копыта, с жиру беситься, кишка тонка), однако есть и фразеологизмы высокого стиля (ничтоже сумняшеся, отдать Богу душу, кануть в Лету).
4. Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Они служат отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого-либо положений или являются заключительным аккордом, выводом, используются для обобщения сказанного.
Пословицы и поговорки приводятся и как иллюстрации, образные параллели к тексту. Такое употребление пословиц и поговорок позволяет выразить мысль более ярко и убедительно. Образные иллюстрации надолго запоминаются слушателям. Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике.
Наряду с пословицами и поговорками о богатстве речи свидетельствуют крылатые слова. Это меткие, образные выражения, получившие распространение, ставшие общеупотребительными. Известны они были еще в далекой античности. Так, Гомер «крылатыми» называл слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слушателя. Как правило, крылатые слова и выражения имеют книжное происхождение. К ним относятся известные цитаты из художественной, научной, публицистической литературы, высказывания знаменитых людей прошлого и настоящего.
6.Тропы и фигуры
Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами и фигурами. Тропы – слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха и др.
Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о средствах, позволяющих сделать речь богатой и разнообразной.
2. Охарактеризуйте роль тропов и фигур.
Лекция 6. Устная публичная речь, основы ораторского искусства
План
1. История, основные особенности ораторского искусства
2. Роды и виды ораторского искусства, типы ораторов
3.Основные качества оратора
4. Подготовка речи, основные элементы композиции выступления
5. Логические, интонационные, орфоэпические особенности речи
1. История, основные особенности ораторского искусства
Исследователи говорят о том, что ораторское искусство – это наука и искусство одновременно. Связь с наукой проявляется в том, что оно опирается на научные понятия, использует аргументацию, анализ, суждение, обобщение, с искусством – в связи с поэзией, актерским мастерством.
Главная особенность ораторского искусства – синтетический характер. Оно опирается на философию, логику, психологию, педагогику, языкознание, этику, эстетику.
Ораторская речь – устная монологическая речь, адресованная большому количеству слушателей.
Причины зарождения ораторского искусства заключались в необходимости публичного обсуждения вопросов, имеющих общественную значимость. Это – «духовное детище демократии», т.к. предполагает свободное участие граждан в жизни государства. Наглядный пример – Спарта и Афины. Спарта – олигархическая республика, где правили два царя и совет старейшин, народное собрание не имело силы. В Афинах существовала рабовладельческая демократия, огромную роль играло народное собрание. Спартанцы ничего достойного оставить истории не смогли. Афины выдвинули мыслителей, ученых, поэтов.
Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, не имея хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала софистическая. Ее представители, софисты, избрали своим главным оружием диалектику ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех, даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор из Абдер (481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (483-375 гг. до н.э.).
Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали риторы Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.
Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей в свои руки.
По окончании античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты.
С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов.
2. Роды и виды ораторского искусства, типы ораторов
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие –обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая.
В современной риторике выделяется несколько типов ораторов.
1. Судебный оратор.
Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь
2. Педагог-оратор. Образ преподавателя в России – образ профессионала, знающего свое дело, человека-гражданина. Это и государственный служащий, и педагог в одном лице.
3. Оратор-пропагандист. Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие (почти монашеское), материалистическое мировозрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим (народу в целом, особенно) свою жизнь и труды.
4. Оратор-государственный служащий. Обычно он выступает на разного рода собраниях, конференциях, заседаниях и соединяет черты ученого мужа и агитатора, так как говорит, с одной стороны, как бы от лица участников собрания, с другой – он советует, как «обернуть дело» ко благу аудитории.
5. Оратор-проповедник. На Руси издревле именно в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции.
3. Основные качества оратора
1. Оратор должен выбрать уместный образ, т. е. найти индивидуальный стиль и убедительную манеру речи.
2. Оратор должен быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь.
3. Необходимо анализировать свою и чужую речь. Найдите для себя образец оратора и у него учитесь.
4. Развивать речевую эрудицию. Под речевой эрудицией понимается знание образцовых текстов, принципов построения текста, знание стилистических приемов, которые можно использовать для воздействия на слушателей, знание разных типов речи (жанров).
5. Оратор должен развивать речевые способности. Классическим приемом для этого является произношение: а) готовых речей известных ораторов; б) речей, подготовленных самостоятельно (на разные темы).Первые речи должны быть небольшими (достаточно 3 минут).
Успех ораторского выступления зависит от контакта с аудиторией: это интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, т.е. совместная деятельность оратора и аудитории.
Для создания такого контакта необходимо учитывать особенности аудитории:
1. Однородность – неоднородность состава. Легче работать в однородной аудитории (пол, возраст, социальное положение).
2. Количественный состав: в маленькой аудитории выступать легче.
3. Эмоциональный настрой аудитории. Типы аудитории: конструктивная: внимательные слушатели, правильно оценивают; соглашательская: под давлением авторитета соглашается со всем; индифферентная (безразличная) – занимается своими делами, мешает говорить; конфликтная – противопоставляет себя оратору.
Внешний вид воздействует на аудиторию, начиная с момента появления оратора, поэтому важны следующие моменты: одежда: в ней не должно быть ничего кричащего, небрежного, чтобы она не отвлекала от содержания выступления; поведение во время выступления: оратор не может лежать на трибуне, ходить взад-вперед, смотреть в окно, на пол, на потолок. Он должен смотреть осмысленно на аудиторию.
Жесты должны быть непроизвольными. Прибегать к жесту необходимо по мере ощущения потребности в нем.
Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
В жестикуляцию необходимо носить разнообразие. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Для успеха ораторского выступления очень важно понятие «харизма» – божественный дар, обаяние: умение вести себя так, чтобы тебе не могли сказать «нет».
3. Подготовка речи, основные элементы композиции выступления
Подготовка к выступлению должна быть разносторонней. При психологической подготовке необходимо помнить, что в риторике и актерском мастерстве существует понятие «ораторская лихорадка». Ее причины – незнание темы, чрезмерное погружение в свои переживания.
Фактическая подготовка должна быть очень серьезной, подразумевать соблюдение «закона айсберга»: в процессе выступления видна лишь надводная часть того, что вы знаете; большая, подводная часть скрыта. При такой фундаментальной подготовке оратору не приходится бояться вопросов слушателей.
Этапы подготовки:
1. Выбор, определение темы: она должна быть только одна, ее необходимо четко сформулировать. Не может быть расплывчатых, длинных, неграмотных формулировок.
2. Определение цели. Если преследовать разные цели, лекции на одну тему получатся разные.
3. Поиск материала.
Основные источники, из которых берутся сведения: официальные документы; научная литература; справочная литература (словари, энциклопедии, статистика); художественная литература; публицистика; собственные знания, размышления. Лучше использовать несколько источников.
Но все-таки основной успех выступления зависит от того, выработано ли свое отношение к предмету выступления, сформулированы ли свои мысли.
Подготовка текста выступления часто предполагает ответ на вопрос, выступать, используя текст, или нет. Сложный вопрос, все к нему относятся по-разному. Выделяют 3 типа ораторов: соловей, лошадь, воробей. Соловьем называют оратора, который совсем не пользуется текстом, воробьем – оратора, который то обращается к тексту, то говорит свободно, лошадью того, кто не может оторваться от текста; любой вопрос ставит такого выступающего в тупик, может сбить с мыслей. Совершенно очевидно, что третий тип наименее предпочтителен. На научной лекции лучше вести себя как воробей, т.к. необходимо давать много точных формулировок. Публицистическое, агитационное выступление подразумевает поведение соловья.
Неопытный оратор обязательно должен иметь полный текст выступления.
Существуют следующие виды текстов выступления:
Конспект – подробное изложение.
Тезисы – формулировки определенных мыслей.
План – перечень основных положений.
Композиция выступления – соотношение отельных частей, их целостность. Композиция подчиняется цели. Поэтому необходимо при подготовке составить план речи. Еще с античных времен классическим построением считается выступление, состоящее из: вступления, главной части, заключения.
Вступление и заключение очень важны, т.к. существует психологический «закон края»: лучше запоминается и усваивается то, что стоит в начале и в конце.
Контрольные вопросы
1.Расскажите об истории, основных особенностях ораторского искусства.
2. Охарактеризуйте тип ораторов и аудитории.
3. Расскажите о принципах подготовки речи и композиции выступления, особенностях речи оратора.
| | |