Элементы социального контроля
Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно кончено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.
Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры ибез которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.
Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции.
Сохранить живую ткань социальных отношений и помогает социальный контроль.
Он включает два главных элемента — нормы и санкции.
Нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.
ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее название “ценности”.
Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.
социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он “штрафует” тех, кто неправильно “переходит улицу”. Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Эта — задача других общественных учреждений.
Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.
Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.
Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.
1.Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:
- формальные
- неформальные
- положительные
- отрицательные
2.Девиации
Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...
Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)
Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
- эгоистическое
- альтруистическое
- аномическое
Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
Р. Мертон тоже занимался аномией. С его точки зрения отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
Типы поведения | Отношение к | |
целям | средствам | |
1. Конформизм | + | + |
2. Инновация | + | - |
3. Ритуализм | - | + |
4. Ретритизм | - | - |
5. Мятеж | | |
Основная литература
1. Мендра А. Основы социологии. – М.: Nota Bene, 1999. – Глава 5.
2. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О, Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. – М.: Анкил, 1998. – Темы 12, 19.
3. Фролов С.С. Социология. – М., 1996. – Глава 6.
4. Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Глава 5, параграф 5.
Дополнительная литература
1. Гилинский Я.И. Кризис системы уголовных наказаний // Социс. – 1993. – № 8.
2. Гофман Э. Отклонение и девиация (Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью). Пер. А. Мактас // Социологический форум. – 2000. – № 3, 4.
3. Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. – 1992. – № 2.
4. Лелюх В.Ф., Лелюх О.В. Проблема девиантности как формы правосознания спецконтингента. – Иркутск, 1999.
5. Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности // Социс. – 1999. – № 5.
6. Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // Социс. – 2000. – № 1.
7. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. – М.: Ad. Marginew, 1999. – Главы 1, 2.
8. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. – 1995. – № 9.
Контрольные вопросы
1. Назовите типы отклоняющегося поведения.
2. Расшифруйте понятие «девиация как процесс».
3. Можно ли сказать, что гений – девиант?
4. Как соотносятся девиация и конформизм?
10.3. Девиация и социальный контроль
Цель занятия: формирование глубокого понимания значимости социальных ценностей и норм в поведении людей, особенностей социального контроля и различных форм девиации. Изучение структуры и методов социального контроля и степени его эффективности. Анализ причин отклоняющегося поведения в соотношении с кризисом ценностных оснований общества.
Ключевые понятия: социальное поведение, социальная норма, нормы-ожидания, нормы-правила, привычка, обычай, традиция, ценности, санкция, социальный контроль, конформизм, девиант, делинквент, аномия, ритуализм, мятеж, стигма, ретритизм, инновация.
Вопросы для изучения:
1. Социальное поведение: нормы и патология.
2. Понятие девиации. Делинквент как вид девиации.
3. Социальный контроль, его функции и методы.
Первый вопрос. Рассматривая социальное поведение, необходимо обратить внимание на факторы, определяющие его особенность: генетические, биологические, психологические, социокультурные.
Поведение человека можно определить как его реакцию на внутренние и внешние раздражители, в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. При этом важно соотнести такие понятия как "социальное поведение'" и "социальное действие" в системе социальных связей и отношений. Идеальной моделью, а также и детерминантами уровня дозволенного, являются социальные нормы. При изложении этого аспекта важно отметить особенности социальных норм, их функции и разновидности отклонений. К тому же как норма, так и патология должны определяться конкретно, в соответствии с данным обществом и поведением конкретного человека.
Второй вопрос. Раскрывая проблему девиации, под которой понимают любого рода отклонения от действующих в обществе норм, следует обратить внимание на то, что она может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. При этом в обществе, как правило, одинаковый процент "героев'* и "нарушителей".
В этом аспекте можно рассматривать типы отклоняющегося поведения - такие как индивидуальное и групповое, культурное и психическое и т.д.. а также различные теории причин девиантного поведения.
Учитывая, что крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение, необходимо обратить внимание на такие понятия как "аномия", "делинквент", рассмотреть их в аспектах содержания и формы.
При этом иметь в виду существование различных концепций при оценке отклоняющегося поведения. Так, сторонники "абсолютной" концепции исходный принцип связывают с общечеловеческими нравственными ценностями и нормами. Другие ориентируются на конкретную культуру в определенной пространственно-временной сфере.
Многообразие социологических подходов в изучении делинквентного поведения должно быть в поле зрения при определении таких категорий как "преступник", "преступление". Эти понятия — предмет традиционной криминологии и сформулированы правоведением. Наименее спорное определение преступления - это то, согласно которому преступным признается поведение, запрещенное уголовным кодексом. Социологу следует учитывать особенности уголовных кодексов разных стран, а также и относительность интерпретации преступного поведения.
Учитывая, что делинквентное поведение - это явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, важно отметить, что воспринимающий делинквентную культуру, определяет свое поведение как правило.
Третий вопрос. При изучении этого вопроса необходимо исходить из особенностей соотношения общечеловеческих ценностей и конкретной культуры общества. Поэтому для определения сущности социального контроля как особого механизма социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, следует рассмотреть способы его реализации в обществе и в отдельной группе. Социальный контроль предлагается исследовать в единстве социальных норм и санкций.
Особо внимания требует процесс социализации личности, которая является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Социализация способствует становлению такого сильного состояния, как самоконтроль.
Человек не может участвовать в общественной жизни без взаимодействия с ее конкретными сферами.
Задания и вопросы для обсуждения.
1. Английский философ и историк А. Тойнби писал: “Ценность, подобно времени, относительна”. Как вы думаете, что имел в виду автор? Прокомментируйте приведенное высказывание.
2. Французский социолог Р. Лапьер выделяет три разновидности санкций:
а) физические;
б) экономические;
в) административные.
Из приведенных ниже примеров подберите соответствующие каждой разновидности:
а) штраф;
б) увольнение;
в) взятие под стражу;
г) отстранение от занимаемой должности.
3. “Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой “нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия”. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности?
4. Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений почти не меняется год от года, а их структура остается относительно стабильной. О чем свидетельствуют результаты исследований А. Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе?
5. Какие из перечисленных ниже причин, на ваш взгляд, влияют на рост преступности в России?
- аномия;
- усиление остроты социальных конфликтов;
- слабость институтов социального контроля;
- либерализация экономики;
- маргинализация общества;
- традиции общества;
- кризис системы социализации.
Дополните приведенный перечень.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 1353;