Основные и исходные положения


Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах (рис. 28).

 

 

Рис. 28.

Стойка ноги врозь – в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч) (рис. 29).

 

 

Рис. 29.

Широкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги широко разведены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.

Узкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 30).

Рис. 30.

 

 

Стойка ноги врозь правой – стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать (рис. 31).

 

Рис. 31.

Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10 – 15 см. При названии слово «спереди» опускается, например: стойка скрестно правой, если правая нога находится перед левой (рис. 32).

 

Рис. 32.

Сомкнутая стойка – стойка, в которой ступни сомкнуты (рис.33).

 

 

Рис. 33.

Стойка пятки врозь – стойка, в которой носки сомкнуты, а пятки разведены врозь (рис.34).

 

 

Рис. 34.

 

Все перечисленные стойки можно выполнять на носке или одна на носке, другая на всей ступне, а также на пятках или одна на пятке. В этих случаях к основному названию стойки добавлять слова – на носках, на пятках, правая (левая) на носке, правая (левая) на пятке.

При наименовании стойки на одной ноге достаточно указывать, например: «стойка на правой». Дополнительно определяется положение другой ноги, туловища или рук (согнуть вперед левую, левую руку в сторону, правую полусогнутую вверх).

 

Стойки с согнутыми ногами именуют следующим образом.

Стойка на коленях – стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты, при выполнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сгибая ноги, указаний о способе выполнения не требуется (рис. 35).

 

Рис. 35.

Стойка на правом (левом) колене – при обычном способе выполнения одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре) (рис. 36). Иное расположение ног или способ выполнения указываются. Например: шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например: левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).

 

Рис. 36.

Присед– положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении (рис. 37). Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.

 

Рис. 37

Различают:

присед на колено(наклонный) – присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывать дополнительно. Например: руки вперед (рис. 38);

 

Рис. 38

 

круглый присед (полуприсед) – приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис. 39);

 

 

Рис. 39

присед на правой (левой) – приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки на пояс (рис. 40 а), а иное положение ноги и рук указывается дополнительно. При выполнении с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги называется «присед на левой с захватом» (рис. 40 б);

Рис. 40.

присед пружиня (пружинный) – приседание, выполняемое с добавочными пружинящими движениями после незначительного разгибания ног с последующим их полным сгибанием.

Выпад – выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо (рис. 41).

 

 

Рис. 41.

По направлению движения различают:

выпад правой(левой) – выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу;

выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки;

выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т. п.) – выставление ноги назад. Если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад (рис. 42). О других направлениях необходимы дополнительные указания. Например: выпад левой вправо (или вправо-вперед и т. п.);

Рис. 42.

Разновидности выпада:

выпад наклонно (наклонный) – выпад, при котором туловище наклонено в сторону (вперед или назад) по направлению движения и составляет прямую линию с прямой ногой. Обычно руки подняты вверх (рис. 43). Иное положение рук указывается дополнительно;

 

Рис. 43.

выпад с наклоном – соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например: выпад влево (вправо) с наклоном (рис. 44);

 

Рис. 44.

глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указывается дополнительно. Например: глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 45).

 

 

Рис. 45.

 

Наклон – сгибание туловища в любом направлении. При наклоне головы всегда добавлять слово «головы», например: наклон головы вправо.

Различают:

наклон – термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например: наклон (рис. 46);

 

Рис. 46.

наклон прямым туловищем – наклон, при котором туловище сохраняет прямое положение. Например, из стойки ноги врозь (вперед) (рис. 47-а) или из стойки на коленях – наклон назад прямым туловищем;

наклон прогнувшись – выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 47-б);

наклон вперед-книзу – наклон, при котором туловище наклонено под углом 45° ниже горизонтали (рис. 47-в);

полунаклон – наклон, при котором туловище наклонено на 45° выше горизонтали (рис. 47-г);

 

Рис. 47.

наклон с захватом – наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы с подтягиванием (голени) снаружи (рис. 48);

 

 

Рис. 48.

наклон касаясь – наклон назад, при котором руки касаются пола (рис. 49). Можно выполнять, касаясь одной рукой пола. В этом случае указывать: наклон назад, касаясь, например левой;

 

 

Рис. 49.

пружинящий наклон – обычный наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами;

наклон в широкой стойке – наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед (рис. 50);

наклон расслабленно – наклон, при котором тело гимнаста без напряжения, как бы падая (в силу тяжести), сгибается вперед или в другом направлении, о чем следует указывать дополнительно. Например: наклон расслабленно влево-вперед;

Рис. 50.


наклон последовательно(последовательный) – наклон, при котором туловище сгибается последовательным включением в движение отдельных суставов (позвоночника). Выполняется в различных направлениях.

 

Для определения разгибания тела после наклонов установлен термин «выпрямиться» (выпрямление).

Сед– положение занимающегося (гимнаста) сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо другом положении (рис. 51).

 

 

Рис. 51.

 

Существуют следующие разновидности седов:

сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами;

сед углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 52). Иные положения указывать дополнительно. Например: сед углом, руки в стороны.

 

Рис. 52.

сед на бедре – сед, при котором тяжесть тела находится на бедре одной ноги; ноги обычно согнуты. При выполнении на полу руки обычно подняты в разные стороны;

сед согнувшись – сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (примерно);

сед с захватом – то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы притягиваются к туловищу, голова опущена;

сед на пятках – сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 53). Иное положение рук указывается дополнительно;

Рис. 53.

Рис. 54.
сед на пятках с наклоном– аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола; при выполнении на одной ноге необходимо указывать ногу, на которой выполняется сед, и положение рук. Например: сед на правой пятке с наклоном, руки назад, голова опущена; или – сед на правой пятке с опорой рукой, левую вперед (рис. 54).

 

 

Разновидности положения лежа:

на спине – ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается;

на животе – согнутые руки касаются пола (опоры), сомкнутые прямые ноги лежат свободно;

прогнувшись – тело максимально прогнуто, руки вверх-наружу, ноги и голова приподняты (рис. 55). Иное положение рук или одной ноги указывается;

 

Рис. 55.

на груди с опорой коленом– положение с опорой на грудь и одно колено; другая нога отведена назад; руки обычно подняты в стороны. Иное положение рук и неопорной ноги указывается;

правым (левым) боком– положение с опорой одним боком. Обычно ноги сомкнуты, прямые руки вверх. Иное положение ног и рук указывается дополнительно. Например: лежа левым боком с опорой предплечьем, правую руку в сторону;

 

кольцом– положение лежа с касанием ногами головы (рис.56);

 

Рис. 56.

Кольцом с разноименным захватом (рис.57).

 

Рис. 57.

 

Упоры делятся на простые – с опорой одними руками, и смешанные – с дополнительной опорой какой-либо частью тела, кроме рук (чаще всего ногами).

Упор – положение занимающегося (гимнаста) с опорой одними руками.

 

Различают:

упор стоя – смешанный упор, при котором тело гимнаста ближе к вертикальному положению, т. е. угол больше 45° (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным термином обозначается положение упора согнувшись (рис. 58); слово «согнувшись» можно опускать, поскольку такой упор представляет собой единственный вариант;

Рис. 58.

упор лежа – положение, в котором угол меньше 45° (рис.59).

 

 

Рис. 59.

 

По отношению к опоре (полу или снаряду) упоры могут быть:

спереди – когда занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать, но всегда указывается термин «сзади», когда гимнаст обращен к опоре спиной (рис. 60);

Рис. 60.

боком (правым или левым) – при опоре на одну руку, тело обращено боком к опоре, другая рука обычно у тела, о чем указаний не требуется (рис. 61). Иное положение свободной руки указывается;

 

 

Рис. 61.

упор на коленях – тело опирается руками и коленями. Носки вытянуты (рис.62);

 

Рис. 62.

Упор на правом (левом) колене– при наименовании указывается опорная нога, другая отведена назад;

Упор на колене одноименный – опора правой рукой и правым коленом или разноименный – опора правой рукой и левым коленом;

упор на колене боком – тело обращено к опоре боком (рис.63);

 

 

Рис. 63.

упор на колене с захватом– упор, при котором неопорная нога захватывается свободной рукой за носок и сгибается в колене;

упор присев – присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 64). При выполнении на одной ноге указывается название ноги, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например: упор присев на правой, левая сзади на носке; или левую в сторону на носок;

 

Рис. 64.

упор лежа на бедрах – упор, при котором тело максимально прогнуто (бедра касаются опоры или лежат на ней) (рис. 65). При опоре предплечьями именуется упор лежа на предплечьях и упор лежа на бедрах на предплечьях;

Рис. 65.

упор лежа сзади на предплечьях(рис. 66). Если аналогичное положение выполняется сидя, то оно называется упор на предплечьях сидя;

Рис. 66.

 

упор лежа кольцом (или кольцом правой, левой) – упор лежа на бедрах, при выполнении с неполной амплитудой называют полукольцом (когда нет касания).

Равновесие –положение, в котором занимающийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 67). Для определения этого основного равновесия достаточно двух слов. Например: равновесие на правой (левой), так как положение рук и другой ноги само собой разумеется. Иные положения рук и свободной ноги указываются. Например: равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»).

Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперед-книзу (под 45°), кисти у пола (рис. – пунктир).

Рис. 67.

Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 68). Иное положение свободной ноги и рук указывается.

 

 

Рис. 68.

Одноименное равновесие – одноименная с опорной ногой, рука вперед-кверху, другая назад.

Разноименное равновесие показано на рис. 69. Иное положение рук указывается.

Рис. 69.

Заднее равновесие – исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.

Фронтальное равновесие – одна нога поднята в сторону (или выше), руки в стороны (рис.70).

Фронтальное равновесие с захватом – аналогичное, но поднятая в сторону-кверху нога удерживается одноименной рукой, другая вверх-наружу (симметрично).

Рис. 70.

Высокое равновесие (вертикальное) – тело в вертикальном положении (или близком к нему), свободная нога отведена назад, одноименная рука в сторону, другая вперед или вверх (рис. 71). Может выполняться на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положением рук, о чем указывается особо.

 

Рис. 71.

Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касаясь головы, руки вверх-наружу (рис. 72). Иное положение рук указывается.

Равновесие кольцом – аналогичное равновесие с касанием носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за носок за головой или над ней.

 

Рис. 72.

Равновесие на колене – выполняется с опорой коленом (рис.73).

Заднее равновесие на колене – аналогичное, но спина к опоре.

Рис. 73.

Равновесие на локте – исполнитель уравновешивается, опираясь на локоть (рис. 74). При выполнении боком указывать – «боковое».

 

Рис. 74.

Крестообразное равновесие – выполняется отведением неопорной ноги в сторону с наклоном туловища вперед; одноименная опорной ноге рука в сторону, другая вперед (рис. 75).

 

Рис. 75.

Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременным наклоном вперед и захватом (рис. 76).

Большинство описанных равновесий можно выполнять как на всей ступне, так и на носке. Во втором случае необходимо дополнительно указывать – «на носке». Например, высокое равновесие на левом носке, правая слегка согнута назад, левую руку в сторону-назад, правую полусогнутую перед собой (кисть на уровне живота), голову наклонить назад.

Рис. 76.

 

Боковое равновесие на правой (левой) руке показано на рис. 77.

 

Рис. 77.

 

 



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 188;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.051 сек.