Проформы веб-изданий
Из первых опытов веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, отметим авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Можно сказать, что все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде.
Необходимо отметить, что в интернете жизнеспособно все, что в нем родилось, чего нельзя сказать о привнесенном извне. Например, многочисленные пока клоны бумажных изданий без гипертекста и интерактивности вряд ли долго продержатся в интернете и, скорее всего, будут преобразованы в полнофункциональные сетевые издания.
Авторский проект
6 ноября 1996 г. вышел первый выпуск «Паравозов-News» – заметок «обо всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра Гагина).
В конце 1996 г. колонка «Паравозов-News» перешла на сервер только что возникшей компании «Ситилайн» (московский интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой.
24 декабря начинает выходить «Вечерний Интернет» – ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет» стали первыми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта.
В нашей культурной реальности сложилось так, что эпитет «авторский» применяется тогда, когда трудно определить и классифицировать что-то вновь созданное, одновременно отличное и подобное своим признанным прототипам, но в чем состоит сходство и различие, сказать трудно. Так, наверное, рождались понятия «авторская песня», отличающаяся и от романса, и от эстрадной песни, «авторское телевидение», посредством которого автор передает свое видение и понимание реальности. Этот же термин был применим и к самодеятельным, в полном и буквальном смысле этого слова, журналистским интернет-проектам. Авторский проект – это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.
Естественно, что интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.
Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.
Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет.
Авторские проекты, будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.
Здесь уместно процитировать А. Андреева, автора «Манифеста Сетевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости»:
Сеть – это
а) возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией и пр. Более того, автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира.
б) возможность – читателям – оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса). Кстати, прошлый литературный опыт – это тоже часто нелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе не означает, что все его следующие произведения будут хорошими.
Авторские проекты, таким образом, стали лабораторией новой журналистики, хотя их значение оценено и изучено еще очень мало. Авторские проекты – не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ.
Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиа.
Причины малоизученности авторских проектов еще и в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества для интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что веб-сайты можно отнести к СМИ.
Действительно, средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) в интернете имеет свой смысл, так как средство здесь нужно употреблять в множественном лице. Интернет – это система средств, а массовость, напротив, сводится до множества отдельных трансакций.
Интернет преобразует до неузнаваемости классическую схему коммуникации «источник–сообщение–получатель». Коммуникация в интернете принимает разные формы – от WWW-страниц до обмена электронными письмами друзей. Каждое звено в цепочке «источник–сообщение–получатель» может полиморфно трансформироваться в непредсказуемых пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением – журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем – один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.
Интернет можно рассматривать как средство массовой информации в том случае, если используемая коммуникационная модель имеет направленность на массовую аудиторию. Посетителей страниц лишь в редких случаях можно отнести к таковой, вследствие их активности в выборе страниц, т.е. самоидентификации.
Исследовательский интерес к авторским проектам проявляют, конечно, сами их участники и пионеры русского интернета: А. Носик, Е. Горный, Л. Горалик, авторы рубрики «Net-культура» Русского журнала. Эта тема пока является предметом обсуждения достаточно узкого круга энтузиастов и ждет серьезного исследования.
В отличие от России на Западе признание интернет-изданий произошло практически сразу, как только интернет перестал быть феноменом для избранных и стал массовым явлением начиная с 1995–1996 гг., т.е. тогда, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры.
Тогда же появились первые новостные сайты, которые могли быстро и с малыми затратами транслировать в интернет полученные с телетайпных лент данные, а также первые интернет-обзоры.
Веб-обзоры
Действительно, чего проще – собирать информацию в интернете, монтировать ее и отправлять обратно в сеть, снабжая при необходимости краткими комментариями. Кажущаяся простота подобной журналистской работы вызвала стремительный рост веб-обозрений в 1996–1998 гг. Существует список «Все обозреватели», датированный 1997 г., насчитывающий не один десяток фамилий и названий, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка.
Это явление само по себе интересно первоначальными стереотипами восприятия аудиторией массовой информации, распространяемой через интернет, как компиляционной, не имеющей собственного контента. Здесь мы видим действие одного из мифов интернета – рождение нового содержания в результате простого складывания информационных фреймов: идея + идея = три идеи. Этот механизм действительно может реализовываться при творческой, а не механической компиляции. Вторым фактором, обусловившим развитие веб-обзоров, является особенность открывшегося интернет-сектора информационного рынка, состоявшая в разной квалификации пользователей, склонных видеть в интернете всего лишь расширение обычных СМИ и не умеющих или ленящихся самостоятельно искать и анализировать необходимую им информацию.
Веб-обзоры выявили проблемы, характерные для неудачных авторских проектов: низкое литературное качество текста, неинтересное содержание и слабая авторская позиция.
Сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интерактивных сред (форумов, чатов, групп новостей). Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение.
С содержательным насыщением интернета обострилась необходимость привлекать посетителей не только возможностью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Появилась необходимость обеспечения новизны информации. Веб-обозреватели, которые только перепечатывали тексты, стали не интересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточника, уже больше не задерживался на клонах.
Авторская позиция должна быть яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важно познакомиться с аргументацией оппонента. Посетителей сайта интересует авторское «я», проступающее сквозь качественную информацию (новизна, читабельность, позиция). Это правило не составляет исключений даже для VIP-персон и шоуменов. Сеть слишком насыщена информацией, чтобы заглядывать на страницы, исключительно из уважения к ее хозяину. Так что автору остается быть интересным не собой, а тем, что он может предложить посетителям своего сайта.
Одной из детских болезней интернета являются проекты, целиком и полностью посвященные саморекламе (или самопрезентации). Это и авторские сайты, и сайты организаций. Домашние страницы таких сайтов, как правило, состоят из большой фотографии хозяина и текста с перечислением его должностей, званий и достоинств. Традиционный журнал с вашей фотографией и статьей о вашей персоне – весьма эффективный PR-ход. Аналогичное в интернете – не только не полезная, но и вредная затея.
Сеть слабо интересуется бытовыми подробностями личной жизни автора. Его кошки и собаки, какими бы милыми они не представлялись хозяину, воспринимаются как информационный шум, а заметки о чужих проблемах вызывают в лучшем случае недоумение. Показывать и презентовать себя можно только в текстах, значимых для аудитории.
В качестве позитивного примера авторского веб-обозрения укажем «Вечерний Интернет», выходивший на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 г. ежедневно, затем с перерывами, вплоть до 25 апреля 1999 г.
Всего вышло 446 выпусков. 25 апреля 1999 г. вышла 441 заметка, после чего «Вечерний Интернет» перестал выходить.
1 марта 1999 г. вышла в свет первая в России ежедневная интернет-газета Gazeta.ru, не имевшая печатного аналога (www.gazeta.ru). В создании этого проекта принимали участие «звезды» рунета: главный редактор – Антон Носик, дизайн сайта – Артемий Лебедев, программирование – Максим Мошков. Заказчиком выступил Фонд эффективной политики.
А. Носик рассказывает об истории создания «Газеты.Ру.»:
Изящное решение вопроса о финансировании экспериментов в области интернет-медийного строительства нашел политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики. Проект ежедневной интернет-газеты он провел по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самая крупная инвестиция в русский контент за всю его недолгую историю. Особенно с учетом недавно прошедшего кризиса, в результате которого многие ведущие деятели Рунета оказались в трудном материальном положении. Так возникла «Газета.Ру» (www.gazeta.ru) – первая русская ежедневная интернет-газета, не имевшая бумажного аналога.
Первая Газета.Ру представляла собой набор авторских рубрик. Газета. Ру очень быстро стала популярна. Тем не менее, продолжалось это недолго: заказчик, Фонд эффективной политики, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах.
«В полной мере оценив влияние и потенциал принадлежащего ему издания, ЮКОС к середине лета 1999 года решил, что негоже оставлять столь полезный медийный инструмент в руках ФЭПа, если можно его забрать полностью под свой контроль – тем более что в недрах нефтяного концерна к тому моменту уже возникла Сибирская интернет-компания, готовая взять на себя все технические работы по поддержке и обслуживанию сервера. 13 сентября 1999 года стартовала новая, бородулинская версия Газеты.Ру, по многим параметрам принципиально отличающаяся от своей предшественницы (архив которой сохранился по адресу gazeta.msk.ru). Новая команда сделала упор не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы с привлечением таких известных журналистов «коммерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др. Жанр получившегося издания можно определить как «КоммерсантЪ-Власть» с обновлением каждые 15 минут. Ничего подобного никогда не было не только в прежней Газете. Ру, но и вообще в истории российской журналистики. Не приходится удивляться, что в новой своей ипостаси первая русская интернет-газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы» (Горный, 2000).
Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растиражирована и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты:
Опыт, накопленный за 10 месяцев работы над экспериментальным онлайновым СМИ, был употреблен на создание сразу двух параллельных проектов, знаменовавших начало узкой специализации в интернет-периодике. Если прежняя Газета.Ру объединяла под одной обложкой оперативный новостной раздел с круглосуточным обновлением и ежедневные рубрики интервью, комментариев, аналитики, то на ее месте возникли по отдельности новостная лента (так и названная – Лента.Ру) и ежедневная газета Вести.Ру. Перед Лентой ставились простые и понятные задачи: завоевать максимальную аудиторию в сжатые сроки и параллельно создать эксклюзивную рекламную площадку, позволяющую ставить вопрос об окупаемости проекта, то есть о его привлекательности для коммерческого, а не политического инвестора. Задачи эти были выполнены в срок и в полном объеме.
Наряду с Вестями.Ру осенью 1999 г. в рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех Газеты.Ру, копируя ее структуру, макет и основные принципы организации.
Опыт Газеты.Ру показал следующее: в интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и окупаться, если не экономически, то идеологически, и использоваться как инструмент влияния. Вполне очевидно, что многие решили повторить этот успех, начались попытки клонирования Газеты.Ру и создания массы однотипных интернет-СМИ. Начался бум интернет-СМИ, как в свое время начался бум веб-обозрений. Когда стало понятно, что это может окупаться, в интернет пошли большие инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.
После того как производство информационного продукта в сети приняло широкий размах (1999–2000), появилось множество интернет-СМИ. Владельцы авторских проектов почувствовали себя несколько неуютно, так как не могли производить столько же информации и проигрывали в конкуренции интернет-СМИ. Наступила новая эра интернет-журналистики, которая не могла не наступить: создание интернет-СМИ стало экономическим предприятием.
Многие владельцы авторских проектов решили, что пришел конец авторским проектам, время одиночек прошло. Кроме того, многие создатели авторских проектов в процессе коммерциализации интернет-СМИ стали востребованы как специалисты, забросили свои авторские проекты и начали зарабатывать деньги на создании серьезных интернет-СМИ.
Блоги
Блог (сокр. от англ. weblog) – сетевой журнал (журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»). По форме – это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий.
Веблог – это информационно наполненный дневник, т.е. одна из форм авторского проекта. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в интернете, связывая комментарии гиперссылками с источником.
Блоггеры претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Они утверждают, что традиционные СМИ неправильно селектируют информацию, отказывая во внимании к действительно актуальным событиям, следуя социальной конъюнктуре.
Литература:
1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: Учеб. пос. для студентов вузов – М. «Юнити-Дана» , 2010. – 383 с.
2. Барлыбаева С.Х. Развитие информационного общества в мире и в Казахстане: учеб. пособ. – алматы: Казак университетi, 2010.- 190 с.
3. Барлыбаева С.Х. Телевидение в Мире и в Казахстане. Алматы – 2010. – 166 с.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 593;