Фонетическое членение речи
Речь - звуковой поток, который распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.
Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи:
1) фразы,
2) такты,
3) слоги и
4) звуки
Фраза – это самая крупная фонетическая единица. Отрезок речи с законченной интонацией.
Фразы разделяются в речевой цепи паузами, во время которых говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы.
Нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу).
Одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз (Например, сложное предложение).
Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.
Интонация – относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное.
Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типов интонационных конструкций (ИК), имеющих фонологическую значимость (семь ИК по Е.А. Брызгуновой)
Каждый тип ИК представлен рядом реализаций:
· Нейтральных – для выражения смысловых отношений,
· Модальных – для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.
ИК-1
ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях:
Анна стоит на мосту. Наташа поет.
Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.
Обычно, в простых повествовательных предложениях и сложноподчиненных.
ИК-2
ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами:
Кто пьет сок? Как поет Наташа?
При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.
Обычно в предложениях со специальном вопросом (с вопросительным словом); формой обращения; с просьбой или приказом; с конструкцией а не.
ИК-3
ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова:
Это Антон? Ее зовут Наташа?
Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.
Обычно в предложениях с общим вопросом (без вопрос. слова); альтернативный вопрос с или; сравнение с а; с вопросом в сложном предложении; вежливой просьбой; перечислением.
Сего́дня понеде́льник и́ли вто́рник?
Э́то стол, а это стул.
Вы зна́ете, кто он?
Да́йте, пожа́луйста, ко́фе.
Здесь кни́ги, газе́ты и журна́лы.
ИК-4
ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а:
А вы? А это?
На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.
Обычно в неполных фразах, начинающихся с а; при переспросе.
А Ю́ра?
Меня́ зову́т А́нна. А вас?
Я из Москвы́. Отку́да?
ИК-5
ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.
ИК-6
ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.
ИК-7
ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.
Ударение(акцент)
Ударение(акцент) – это выделение звука, слога, слова, группы слов, что позволяет определить 3 типа ударения: слоговое, словесное, фразовое.
Слоговое ударениеимеетместо тогда, когда слог совпадает со словом, например, в восточных языках (китайский, тибетский, тайский, малайский, вьетнамский).
Словесное ударение– это выделение одного из слогов слова. Это выделение может происходить при помощи различных фонетических средств.
Фразовое ударениеподчеркивает значимость той или иной части предложения или придает дополнительное значение к основному содержанию фразы.
Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение».
Перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением.
Выделяют три основных вида ударения:
v Силовое (динамическое) - если ударный слог отличается от безударных большей силой, возникающей вследствие большей напряжённости мышц речевого аппарата.
v Количественное - связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
v Музыкальное - если ударный слог отличается от безударных изменением высоты основного тона голоса.
ü Русское ударение – количественно-динамическое
Такт
Такт- группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой. Примером такта может служить ритмическая группа во французском языке.
Для такта характерны явления – проклитика и энклитика.
Если безударный слог стоит перед ударным, это явление называется проклитикой. В качестве проклитиков часто выступают и безударные слова – артикли, предлоги, частицы.
Если безударный слог стоит после ударного, это случай энклитики.
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Слог
Физиологически слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
Акустически слог – это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними (предшествующим и последующим.
Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные – неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.
Слоги разделяются на:
(в зависимости от положения в них слогового звука)
· Открытый слог оканчивается слоговым звуком: ва-та.
· Закрытый слог оканчивается неслоговым звуком: там, лай.
· Неприкрытый слог начинается на гласный звук: а-орта.
· Прикрытый слог начинается на согласный звук: ба-тон.
Чем: | Начинается | Заканчивается |
Гласной | Неприкрытый a, at | Открытый a, ta |
Согласной | Прикрытый ta, tat | Закрытый at, tat |
Тема № 6 Лексикология
1. Лексикология как раздел языкознания
2. Слово как основная номинативная единица языка
3. Понятие лексемы
4. Лексическое значение слова и понятие
5. Развитие лексических значений
6. Лексико-фразеологическая система языка.
7. Внутренняя форма слова. Этимология.
8. Национальные особенности семантики.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 4544;