Площадь Благословения

Площадь Благословения расположена недалеко от площади Сан-Марко во Флоренции. Конная статуя в центре площади изображает правителя Флоренции, сына герцога Козимо Первого – герцога Фердинанда. Во времена Козимо Старшего Медичи Флоренция была республикой, в которой власть принадлежала избранным, правящим династично. Сама мысль о том, чтобы их сменить, приравнивалась к измене родине, но формально это было возможно, как например монах Савонарола, отстранив незадачливого правнука Козимо Старшего от власти, сменил правителей Флоренции, но впоследствии Медичи объявили себя наследственной монархией. Герцог Козимо Первый был жесткий правитель, много сделавший для своего города: площадь во многом благоустраивалась под его присмотром. Сын герцога – Фердинанд скачет на медной лошади, но намного раньше здесь располагались церковь, конвент (монастырь) и детский госпиталь-приют Благовещения.

Детский приют был основан в 1421 г., а детская больница открылась в 1444г. Воспитание сирот в средневековой Флоренции было поставлено с размахом: девочек даже обеспечивали приданым за счет казны, а мальчикам давали хорошую профессию. Был и патронат: крестьянам, разбиравшим детей из приюта, выдавали деньги на их содержание. Лучшие художники и скульпторы трудились над оформлением детского дома, церковь Благовещения обслуживала воспитанников, а монахи конвента работали воспитателями, а сейчас в этих зданиях находится музей, в котором находится[1] одно из произведений Доменико Гирландайо «Поклонение волхвов».

Сюжетов в картине несколько: слева на холме изображена церковь, к ней вьется дорога. Под дорогой на равнине толпа людей - этот фрагмент картины изображает избиение младенцев по приказу царя Ирода. Четвертый от левого края человек на фоне креста между человеком в черном и юношей в золотой накидке, который смотрит на нас ясным взглядом вполоборота - это сам художник Доменико Гирландайо. Очевидно, что большая часть людей, изображенных на картине - абсолютно реальные фигуры, чьи-то портреты, кого мы так никогда и не узнаем. Несколько младенцев художников изображены как участники действа, возможно те из них, которые умерли от руки Ирода и их души созерцают Богородицу предстоя у ног младенца-Христа.

 

Когда Козимо Старший стал правителем города он построил дворец, который через 200 лет был продан маркизу Рикарди, который оставил некоторые фрагменты дворца Медичи не тронутыми, как и внутренний двор с колоннами. Наверх ведёт удивительной работы лестница, где во внутренних покоях находится знаменитая капелла архит. Филиппо Липпи, росписи Гоццоли – ученика Фра Анжелико.

Гоццоли нарисовал в капелле четыре сюжета, но наиболее знаменит самый большой – процессия волхвов на пути в Вифлеем.

 

 

Возможно, это Лоренцо Медичи в центре на большом коне в белых одеждах. Он еще совсем юный мальчик, каким, собственно, он и был в годы, когда рисовалась фреска.

Процессия старого короля на противоположной стене, а король в левой части фрески – он же константинопольский патриарх.
Средний король Бальтазар ассоциируемый с Константинопольским императором Иоанном VIII Палеологом.

На втором этаже дворца Рикарди после покупки решил сделать бальный зал, который сегодня служит конференц-залом мери во Флоренции.

Строительство коридора заказал герцог Козимо Первый Медичи в 1564 г. приурочил это строительство к свадьбе сына. Козимо Медичи, называемый Старшим, стал править городом в 1434 г. На протяжении веков Флоренция была республикой с олигархической формой правления. Во главе города стояли главы мощных финансово-промышленных кланов. Семья Медичи знала взлеты и падения начиная с 1300х г., но именно Козимо Старший смог стабилизировать ситуацию. Его внук Лоренцо Великолепный пережил заговор Пацци, затяжную войну с Римом, закат и разорение своего некогда самого мощного в Италии банка и умер своей смертью в 1492 г., но сыну Лоренцо повезло меньше: жителям Флоренции надоела несменяемая власть семьи, крах банка Медичи не способствовал популярности этого клана, а поскольку многие жители были вкладчиками банка, так что время наступило очень неспокойное. После смерти Лоренцо началась смута, провоцируемая речами Савонаролы, и Медичи пришлось бежать из города. На непродолжительное время во Флоренции воцарилась демократия со сменными представителями, потом власть снова вернулась к Медичи. Но последователи Савонаролы их свергли на три года, уже в 1527 г. они вернулись. В 1531 г. правящий тогда Алессандро Медичи, внук Лоренцо Великолепного и официально племянник Папы объявил, что Тосканская Республика отменяется навсегда и отныне он, Алессандро, будет герцогом Алессандро Первым, правителем и национальным лидером, а буде с ним что случится, другой Медичи займет его место. Следующим Медичи стал Козимо, тоже Первый герцог.

Козимо Первый не имел к Флоренции прямого отношения, поскольку он был из другой ветви Медичи и приходился убитому Алессандро четвероюродным братом. Своих детей у Алессандро не было, и, когда его убили, Совет 48 решил призвать 17-летнего Козимо из провинции под подписанные "кондиции", дававшие всю распорядительную власть совету, но заняв трон, Козимо начал проявлять недюжинный характер. Он подавил восстание с чрезвычайной жестокостью и начал затяжную войну с соседями, которая увенчалась взятием давнего соперника Флоренции – города Сиены с одновременным уничтожением практически всего населения города. После завоевания Сиены Козимо получил от Папы титул Великого Герцога Тосканского. Помимо прямых военных побед, Козимо развил институт госбезопасности и все его враги погибали при самых странных обстоятельствах. Война и госбезопасность требовали много денег, также как и непрерывные вложения в искусство. Все Медичи были меценатами, чья цель была сделать Флоренцию самой главной сокровищницей культуры на века. Налоговая система во Флоренции при Козимо была совершенно драконовской. Когда-то жили Медичи в собственном дворце недалеко от собора Дуомо, а сейчас это дворец Медичи-Рикарди. Герцог Козимо купил себе еще один дворец на другом берегу Арно у подножия большой горы, возвышавшейся над городом – большой дом банкиров Питти. В 1549 г. им было сделано предложение, от которого они побоялись отказаться и дворец Синьории после переезда герцога стали называть "Старый дворец", то есть Палаццо Веккьо.

Формально дворец Питти купила жена Козимо на свое имя, чтобы никто не мог сказать, что герцог использовал власть для целей личного обогащения. Джорджио Вазари был нанят для расширения дворца и постройки навесного коридора длиной около километра от Палаццо Питти до Палаццо Веккио. Таким образом, Козимо Первый сделался едва ли не единственным в мире правителем, который ходил на работу по полностью закрытому проходу, а чтобы запахи мясного рынка на Старом мосту не мешали правителю предаваться размышлениям во время прогулки на работу, рынок просто разогнали. И поселили на мосту ювелиров.

Основная посмертная слава пришла к Вазари как к писателю-энциклопедисту. Герцог Козимо однажды подкинул ему идею собрать биографии и описать самые выдающиеся работы флорентийских и, по большому счету, итальянских мастеров. Тогда письменности и грамотности в современном понимании не было и информация передавалась в основном устным образом, поэтому написать о художнике, умершем сотни лет назад, например, о Джотто, было сложной задачей. Энциклопедия Вазари вышла в свет в первом издании в 1550 г., а Джотто умер в 1337г. Например, когда он собирал материал о Фра Анжелико, он нашел восьмидесятилетнего старика, ставшего доминиканским монахом при Савонароле (60 лет назад), и этот старик рассказывал ему легенды, окружавшие строительство и роспись собора Сан-Марко. Тем не менее, сведения Вазари точны настолько, что на них принято ссылаться как на официальный источник. Вазари лично придумал слово "конкуренция" и ввел его в обиход в одной из своих публикаций, где объяснял, почему именно во Флоренции так бурно развивалось искусство, утверждая, что это связано с тем, что в городе жило очень много художников.

Возле Палаццо Веккьо расположен знаменитый фонтан Нептун, лицо которого похоже на герцога Козимо. Вся обстановка вокруг Синьории возникла под влиянием Козимо Медичи, на его деньги и средства налогоплательщиков. Практически вся площадь сложилась между 1550 и 1560 гг.

Вход в Палаццо Веккио Слева копия Давида Микеланджело. Раньше на этом же месте стоял оригинал. Давид был заказан Синьорией в 1501 г. для собственного украшения. Микеланджело было 26 лет, когда он получил столь почетный заказ.

Справа Геракл убивает Какуса[2] – он был огнедышащим драконом в человеческом облике, сыном бога Вулкана и питался, как все драконы, девственницами и младенцами. За то, что он украл восемь коров, которые сам Геркулес похитил ранее у Гериона в ходе десятого подвига он был им убит.

Лоджия дей Ланци, прилегающую к Палаццо Веккио. При Козимо Первом Лоджия была зашита, поскольку в ней была караулка, и располагался в ней взвод немецких наемников – ландскнехтов – отсюда и название этой небольшой колоннады. После строительства Уффици Козимо повелел снять переднюю стенку, а в проемах арок поставить прекрасные скульптуры. Работа Челлини - Персей отрубает голову Медузе Горгоне. Обезглавленное тело Медузы высокохудожественно валяется у ног главного героя.

Сын Ахилла Неоптолем собирается убить Поликсену. Вообще-то есть за что: это именно Поликсена выведала секрет Ахилла о том, что его можно поразить только в пятку (отсюда и взялось словосочетание "Ахиллесова пята"). На полу лежит уже зарубленный брат Поликсены, а мать Поликсены Гекуба – протягивает руки в мольбе. Статуя появилась на этом месте не так давно, в 1866 г.

«Похищение сабинянки» - первая в Европе статуя без центра притяжения: спиралевидная и её можно рассматривать с любой стороны

 

 

Дворик Палаццо Веккьо. Джорджио Вазари переделывал интерьеры этого здания 15 лет, а сейчас в нем музей династии Медичи. Значительная часть комнат посвящена тому или иному члену Семьи. Нетронутыми при реконструкции остались две бывшие тюремные камеры. В одной сидел основатель Козимо Старший, когда его по ложному доносу приговорили к смертной казни. В другой камере коротал свои последние дни Савонарола.

Начало коридора Вазари: первый мостик перекинут от Палаццо Веккьо к Галерее Уффици.

Уффици - еще одно творение Джорджио Вазари: художественный музей идет по второму этажу, коридор герцога Козимо по третьему, а галерея по своему культурному значению находится в первой десятке художественных музеев мира. А строилось здание как офисы для служащих магистратуры. Отсюда и название: uffizi - это всего лишь "офисы" по-итальянски. Вазари был стеснен местом, поэтому здания получились такими длинными. В проёме арки, ведущей к берегу Арно, стоит скульптура Вероккьо "Мальчик с дельфином" (копия, оригинал стоит в Палаццо Веккьо). Скульптуре уже больше 500 лет, а в проемах и у столбов галереи изображены великие флорентийцы всех времён, чья жизнь так или иначе была связана с городом.

Первый в мире политтехнолог, человек, опередивший свое время на века. О его философии и подходах к проектированию общественной жизни написаны тома.

 

Никколо Макиавелли родился во Флоренции в 1469г. одновременно со вхождением во власть Лоренцо Великолепного. Девятилетним ребенком он непосредственно видел все, что происходило во время заговора Пацци от убийства правителя до массовых казней заговорщиков и уничтожения всего их имущества. Студент Флорентийского университета, Макиавелли, как и все, ходил на проповеди Савонаролы и они ему не понравились. Он был не за партию Медичи, но уж тем более и не за партию аскетичного монаха. Он принадлежал всегда к партии умного меньшинства, но взгляды свои не афишировал и желал лишь достатка и уважения. Блестяще образованного, говорящего на многих языках молодого человека взяли клерком в Синьорию в 1494 г. Там он сделал головокружительную карьеру на дипломатическом поприще. Он представлял Флоренцию на переговорах в Париже, Мадриде, Риме. В Риме Макиавелли близко наблюдал деятельность семейства Борджиа, был лично знаком с Чезаре. Вернувшись во Флоренцию в 1503 г., Макиавелли организовал и возглавил городское ополчение, дословно называемое милиция.

Это было очень активное и короткое время флорентийской демократии. Городу-государству нужны были энергичные люди. Демократия кончилась в 1512г., когда Юлий Второй по прозвищу Ужасный Папа, движимый маниакальным желанием собрать все итальянские земли под власть Святого Престола, потеряв Болонью, пошел войной на Флоренцию. В решающей битве флорентийцы проиграли. Руководители города или бежали сами, или были изгнаны, а власть вернулась к Медичи. Макиавелли был арестован, обвинен в измене, но новый глава города, второй сын Лоренцо Великолепного не устраивал массовых расправ, и героя рассказа отправили в ссылку в собственное имение под Флоренцией. Там он прожил 13 лет до самой смерти в 1527 году. От скуки и праздности Макиавелли начал писать. Первое же сочинение - трактат "Государь" - принесло ему вечную славу.

Петр Вайль в книге "Гений места" ассоциирует Флоренцию с Макиавелли: «Макиавелли был равнодушен к искусству и того, что в разговорах называют "духовным", в его книгах, пьесах, трактатах нет вовсе. Такое впечатление, что он живет в другой Флоренции: жесткой, рациональной, поверяемой логикой и здравым смыслом. И это не случайно: Макиавелли знает, что за спиной любого самого гениального художника стоит Государь. Без спонсора нет искусства. Флоренция - маленький город, окруженный могущественными странами, и не все эти страны дружественно расположены. Впрочем, это расположение меняется каждый месяц. Создаются и распадаются союзы, и идет непрерывная война всех против всех. Для того, чтобы художники могли жить и творить, кто-то постоянно должен за них умирать. Как Государю уберечь многих, пожертвовав немногими? Есть ли формула успеха? Во всех своих работах, включая внушительный восьмитомный труд "История Флоренции" Макиавелли ищет эту формулу».

Принято считать, что он высказал словами то, о чем неприлично говорить, но что все делают. Ему приписывают фразу "цель оправдывает средства", которую впоследствии взяли на вооружение иезуиты, но Макиавелли такого не писал, хотя и подразумевал. Зато он придумал "систему сдержек и противовесов", ввел термин "реальная политика", а его постулаты изучают до сих пор. Их никто не опроверг и никто не доказал. В конце концов, это всего лишь блестящие формулировки, базирующиеся на анализе множества исторических примеров.

Макиавелли умер от огорчения. Лоренцо Великолепный Медичи воевал с Римом; его потомки с Римом дружили и пользовались расположением Пап. А как не пользоваться, если сын Лоренцо стал Папой Львом X, а вслед за ним племянник Лоренцо стал Папой Климентом VII. В 1527 г. пришел конец этой дружбе и Рим пал под натиском войск Священной Империи и был разграблен дотла. Климент VII Медичи спасся чудом и выкупил впоследствии свою жизнь за очень большие деньги. Власть Медичи во Флоренции снова рухнула. Макиавелли пришел в Синьорию проситься на работу, чтобы послужить новой республике, но ему было отказано. Собрали расширенный совет, проголосовали и Макиавелли получил поддержку 12 человек из 488. Для честолюбивого флорентийца это было полным жизненным крахом. Он прожил после этого голосования всего несколько месяцев.


[1] Гирландайо – прозвище художника. Вазари объясняет его тем, что художник учился в юности на ювелира и преуспел в изготовлении драгоценных гирлянд, пользовавшихся большим успехом у флорентийских женщин. Позднее он переквалифицировался и стал очень известным живописцем. Картин его до наших дней дошло немного; большая часть из перечисленных в книге Вазари шедевров была уничтожена временем.

[2] Статую, изображающую бесславный конец великана Какуса, заказал первый герцог Медичи Алессандро.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Chronology, the Temple and Manuscript Corrections | Юридическая наука в системе гуманитарных знаний, ее структура, особенности и функции.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 833;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.