Культура Беларуси XIII-XVIII столетий, её взаимосвязь с культурными традициями других стран и народов.
Культура современной Белоруссии восходит к расселению славянских племён и их взаимодействию с уже населявшими эти земли ранее балтами. В то же время, во время археологических раскопок найдено множество предметов материальной культуры дославянского и доиндоевропейского населения Белоруссии.Проблема славянизации балтского населения территории Белоруссии и характер балто-славянских взаимоотношений плохо поддаются изучению, и на данном уровне развития науки эти моменты остаются весьма спорными. В связи с этим, наиболее распространённым источником знаний по древнейшей истории Белоруссии остаются летописи, впрочем, достоверность данных которых практически не находит поддержки среди археологов.В соответствии с летописными свидетельствами, на территории современной Белоруссии расселились кривичи, дреговичи и радимичи. Их традиционно отождествляют с тремя ареалами распространения различных видов височных колец — браслетообразные, перстнеобразные и семилучевые соответственно.В 988 году белорусские земли были вместе со всей Киевской Русью крещены по византийскому обряду. В 992 году была основана Полоцкая епархия, а в 1005 году — Туровская.Первоначально христианство приняли городские верхи, а окончательная христианизация затянулась. Вместо прежних видов погребения распространялись христианские кладбища. Велась борьба и с другими артефактами языческих времён. На «борисовых камнях», ранее являвшиеся объектами поклонения язычников, во время христианизации были выбиты надписи христианского содержания.Принятие христианства содействовало распространению грамотности. Сохранилось созданное в XI веке Туровское евангелие. На территории Белоруссии найдены и берестяные грамоты — по одной было найдено в Витебске и Мстиславле.В архитектуре господствующим направлением было сакральное (церковное) зодчество, а наиболее распространённым типом сооружений был крестово-купольный храм. Существовали две региональных разновидности древнерусского зодчества (школы) — полоцкая и гродненская.См. также: Архитектура Городенского княжества и Архитектура Полоцкого княжества.Полоцк был одним из древнейших и крупнейших городов Киевской Руси. В середине XI века (около 1050-х) здесь началось создание третьего на землях восточных славян Софийского собора.Наиболее почитаемой белорусской святой является Евфросиния Полоцкая (Предслава), внучка полоцкого князя Всеслава Чародея. Покинув княжеский дом, она приняла монашество под именем Евфросиния и посвятила себя духовному просвещению полочан, занимаясь вместе с двоюродной сестрой Звениславой организацией школы, библиотеки, скриптория для переписки книг. Евфросиния также явилась ктитором женского монастыря, впоследствии названного её именем. Около 1161 года в Полоцке был построен Спасо-Преображенский собор (зодчий Иоанн). Собор является одним из древнейших дошедших до наших дней практически в первозданном виде памятников восточнославянской архитектуры. Восстанавливаемые в настоящее время фрески собора являются одним из наиболее ранних образцов монументальной живописи в Белоруссии.По заказу Евфросинии в 1161 году мастер Лазарь Богша создал один из наиболее известных памятников искусства, созданных на белорусских землях — напрестольный крест Евфросинии Полоцкой. Шестиконечный крест был выполнен из золотых и серебряных пластин и украшен драгоценными камнями. На кресте находилось 20 изображений святых, 60 орнаментированных фигур и около 40 деталей различных орнаментов. По преданию, при создании креста были использованы мощи святых и часть креста, на котором был распят Иисус Христос.Туровский епископ с 1169 года, Кирилл Туровский, известен как писатель и проповедник. Кирилл получил прозвище «Златоуст» в честь сравнения своих заслуг с Иоанном Златоустом.Известно о существовании в XII веке по меньшей мере 10 храмов в Полоцке, 3 — в Гродно, 1 — в Минске, Витебске, Волковыске, Новогрудке, Пинске и Турове[1].В последней четвери XIII века (приблизительно в 1276 году) по приказу волынского князя Владимира Васильковича в районе Беловежской пущи была построена Каменецкая (Белая) вежа. В составе Великого княжества Литовского активно строились оборонительные сооружения, наиболее известные из которых — Лидский (1320-е), Кревский (1330-е) и Мирский замки (XVI век), а также Новый замок в Гродно. К числу наиболее известных культовых сооружений этого времени относятся готические церковь св. Михаила в Сынковичах Зельвенского района Гродненской области и Троицкий костёл в Ишкольди Барановичского района Брестской области.Декоративно-прикладное искусство долгое время развивалось преимущественно на основе народных традиций. Скульптура в Великом княжестве Литовском получила распространение и развитие под влиянием католицизма; сохранилось распятие XIV века из Глубокского района Витебской области. На искусство фрески оказали влияние переселившиеся сербские мастера. Становление самостоятельной белорусской школы иконописи относят к XV—XVI векам. Наиболее распространённым сюжетом в иконографии являлись иконы с изображением Богородицы. Большая часть икон сохранилась на территории Полесья.В 1517 году выходец из Полоцка Франциск Скорина, изучавший медицину в университетах Кракова и Падуи, издал в Праге Псалтырь — первую печатную книгу на церковнославянском языке с присутствием понятных простому народу лексических белорусизмов. Благодаря этому Скорина считается основоположником белорусского книгопечатания.В 1596 году по инициативе иезуитов и при поддержке королевской власти, некоторых магнатов, а также католических и части православных иерархов была заключена Брестская церковная уния. В то же время, большинство православных верующих не признало унию. В 1599 году по инициативе Константина Острожского в Вильно прошёл съезд представителей православных и протестантов Речи Посполитой, на котором было принято решение о совместной борьбе против дискриминационной политики. В 1623 году горожане Витебска подняли бунт, во время которого был убит архиепископ Иосафат Кунцевич. Чуть ранее один из активных приверженцев заключения унии Лев Сапега в письме Кунцевичу критиковал методы, которыми тот проводит унию в жизнь. В 1617 году на манер ордена иезуитов был основан орден базилиан Святой Троицы (позднее переименован в честь канонизированного Иосафата Кунцевича; устав утверждён в 1631 году). В 1633 году известный своей религиозной терпимостью Владислав IV пошёл на частичное восстановление прав православия на территории Великого княжества Литовского, передав им епархии во Львове, Луцке, Перемышле и Мстиславле. Также для православных была декларирована свободы культа и равноправие. Благодаря этим мерам религиозная напряжённость в Великом княжестве Литовском значительно ослабла. Между тем, в конце XVII века униатская церковь значительно укрепила свои позиции и стала доминировать в прежде православных регионах[2].Значительную роль в культурных процессах играл орден иезуитов. В начале XVII века иезуиты в Речи Посполитой перешли от агрессивной политики, не нашедшей понимания у населения, к миссионерской и культурно-просветительской деятельности. Иезуиты придавали особое значение формировавшему католическое мировоззрение образованию в виде иезуитских школ и коллегий. Кроме того, орден вёл активную пропаганду среди магнатов и шляхты, в том числе и православного происхождения[3]. В 1603 году в Кракове начал выходить собственный индекс запрещённых книг для Речи Посполитой, которые, однако продолжали выходить на территории Великого княжества Литовского[4].Перевод делопроизводства на польский язык и усиление полонизации местной шляхты отрицательно сказались на развитии белорусской культуры.В начале XIX века на территории белорусских губерний, вошедших в состав Российской империи, проявился повышенный интерес к народной культуре, который выразился в её систематическом изучении и формировании традиций современной белорусской культуры. Около истоков национально-культурного возрождения стояли преимущественно выходцы из католической полонизированной шляхты белорусского происхождения[5]. Мноиге из них считали своей родиной Польшу, а белорусские земли — «малой родиной»[6]. В то же время, важный вклад в развитие белорусского языка и литературы внесли и представители воспитанной в русском духе интеллигенции[7].Важную роль в становлении белорусской литературы сыграл Ян Чечот, собравший и издавший большой фольклорный материал и написавший несколько стихотворений на белорусском языке[6]. Александр Рыпинский издал в Париже этнографическо-фольклорную работу «Białoruś» (1840) на польском языке[6]. Один из основателей современной белорусской литературы Ян Барщевский написал по-польски, но на белорусском материале сборник «Szlachcic Zawalnia, czyli Białoruś w fantastycznych opowiadaniach» («Шляхтич Завальня, или Белоруссия в фантастических повествованиях»), а также оставил ряд стихотворений, написанных по-белорусски[8]. В первой половине XIX века была написана поэма Энеида наизнанку, её наиболее вероятный автор — Викентий Равинский. Усилиями Винцента Дунина-Марцинкевича белорусская литература приобрела большее сюжетное разнообразие[8]. Благодаря ему стала терять популярность практика отрицания самобытности белорусской культуры[7], а его произведения способствовали подъёму национального самосознания[9]. В середине XIX века была написана сатирическая поэма «Тарас на Парнасе», её вероятный автор — Константин Вереницын. В 1862-63 впервые на белорусском языке латинской графикой выходила газета Мужицкая правда, издаваемая Константином (Кастусём) Калиновским и положившая развитие белорусской публицистике[10]. Дальнейшее развитие белорусская литература получила благодаря Франциску Богушевичу, который разрабатывал патриотическую и социальную тематику, а также активно выступал в поддержку белорусского языка[9]. Его основные сборники оставались неизданными до 1890-х годов[9].После восстания 1863 года и запрета на использование в белорусском языке латинской графики издание книг на нём было приостановлено до рубежа 1880-х — 90-х[9]. Официальная печать в белорусских губерниях («Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости») проводили русификаторскую политику. В 1886—1902 в Минске выходил Минский листок — независимое издание, на страницах которого часто печаталась белорусская интеллигенция. Большая роль в распространении белорусского языка в печати принадлежит Александру Слупскому и Николаю Янчуку, которые в конце XIX века начали издавать «Северо-Западные календари» (или «Календари Северо-Западного края») с использованием текстов на белорусском языке.Серьёзным препятствием для развития национальной культуры в начале XIX века было слабое владение белорусским языком местной интеллигенцией; в основном образованные люди говорили и писали по-русски и по-польски. Формирование белорусского литературного языка происходило на основании народных говоров и практически без опоры на западнорусский (старобелорусский) язык. Более того, многие достижения средневековой литературы были практически забыты.Культурную жизнь республики освещают, в основном, республиканские газеты «Лiтаратура i мастацтва» (Литература и искусство) (1932), «Культура» (1991), «Вестник культуры» (1996) и журнал «Мастацтва» (Искусство) (1983).
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2313;