Предмет, роль и функции философии
1. Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включённостью в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщённом и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.
Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов phileo – люблю и sofia– мудрость и буквально означает «любовь к мудрости», а по смыслу – «стремление к истине». Назначение философии – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять индивидуальную стратегию жизнедеятельности.
Предмет философиив разные исторические периоды изменялся. Первоначально внимание философов было направлено на природу и поиск её единой сущности, первоосновы. Затем возник интерес к общественной жизни людейи собственно к человеку. Т.о., предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.
Изначально, из древнейших мифологических представлений, практических знаний и обыденного сознания возникает предфилософия, как совокупность развитой мифологии и зачатков науки. Философия, как определённое мировоззрение на мир, как целостная система формируется с разделением общества на классы и возникает в VIII – VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Египте, Греции, Азии. В это время происходит разделение труда: труд умственный отделился от труда физического, что дало определённым социальным слоям общества предаваться философским рассуждениям. В то же время, причина возникновения философии кроется в развитии производительных сил общества. Переход от бронзы к железу увеличил возможности людей и повысил их уверенность в своих силах перед миром богов. Этот переход активизировал человеческую деятельность, увеличил её творческий компонент и привёл к дальнейшему увеличению знания и развития мышления. Возникает товарное производство, которое способствует формированию у людей таких понятий, как товар, цена, стоимость, т.е. абстрактного мышления, способствует абстрагированию общественного бытия от общественного сознания, одной из форм которой является философия. Развернувшаяся в дальнейшем политическая классовая борьба подрывала все сложившиеся традиции, в том числе и религиозно-мифологическое мировоззрение, развивающиеся общественные отношения и научные представления. Возникает потребность в новом мировоззрении, где авторитет традиции заменялся бы авторитетом разума. Т.о., философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира и новым знанием и мышлением.
2.Философия формирует мировоззрение как отдельных личностей, так и общества в целом и составляет его теоретическую основу. Мировоззрение – это обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.Позновательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззренческие взгляды подразделяются на жизненно-повседневное миропонимание, носящее стихийный характер, и теоретический, философский уровень. Прежде, чем миропонимание людей достигло теоретического уровня, оно прошло исторические типы или формы мифологического и религиозного понимания мира.
Мифология (mifos – предание, logos – слово) –способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, при котором человеческая мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах – метафорах и ориентировалась на традиции. В мифологии отсутствует чёткая граница между природой, космосом и человеком, между мыслью и эмоцией, между идеальным и материальным. Это целостное миропонимание, в котором различные представления связаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Т.о., мифологическое сознание заключало в себе поиск единства природы и общества, мира и человека, внутреннего согласия человеческой жизни.
Религия (religio – благочестие, святыня) –такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. Религия и философия решают одинаковые задачи, объясняя мир и воздействуя на сознание и поведение людей. Однако для философской мысли характерно свободомыслие, а для религиозной приоритетна догматичность.
Философия, в отличие от мифологии и религии, основывается на принципах разума и интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, вытесняют фантастический вымысел и образность мифологического мышления и выходят за рамки обыденного сознания. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом человека. Поэтому философия отличается от других форм мировоззрения способом осмысления и степенью интеллектуальной разработки проблем. В философской форме мировоззрения в особой степени присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира; и обращение «внутрь» - к человеку, стремление понять его суть. Полярность этих смысловых дуальностей – мир и человек, составляет основу всех размышлений.
В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем:
Космоцентризм –отличительная черта наиболее древней (досократической) философии. В центре всех размышлений помещался космос,включающий всю Вселенную.
Теоцентризм – характерен для философии и культуры средних веков, когда все мировоззренческие проблемы ставились в зависимость от понимания воли Бога.
Антропоцентризм – характерен для эпохи Возрождения, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
3.При самом общем взгляде на мир, предметы и явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Его раскрытие даёт ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя?; 2) познаваем ли мир?
В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они подразделяются на два направления: материалисты и идеалисты. Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают мир познаваемым. Идеалисты утверждают первичность идеального фактора и в большинстве своём отрицают познаваемость мира. Существует также большое число философов, которые занимают промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, объединяя некоторые элементы этих направлений.
На основании отношения мир – человек или человек – мир, возникают две линии философского познания, которые можно назвать объективистскойи субъективистской.
Объективистскиеконцепции, и материалистические и идеалистические (объективный идеализм), отдают приоритет миру, полагая его объективным, т.е. независящим в своём существовании от человеческого способа видения и его желаний. Истина для всех едина. Мир познаваем, а рациональное знание показывает мир таким, каков он есть (Гегель, Маркс).
Субъективизм заменяет общий для всех субъектов мирна множество «мирков». Я – сам себе Вселенная. Человек видит реальность исключительно со своей точки зрения, заключён в своей индивидуальности и безмерно одинок (Беркли). Вся иная действительность преломляется через уникальное «Я» и поэтому не объективна. Соответственно познаваемость мира определяется субъективным опытом.
Объединяя эти направления, можно сказать, что мир, в котором, протекает наша жизнь – это сплав субъективного и объективного.
4. Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим методом. Если частнонаучные методы дают возможность познать отдельные стороны объекта, то философские методы позволяют познать объект в целом и раскрыть общие законы его движения и развития. Рассмотрим некоторые из них.
Диалектика –метод познания, рассматривающий все явления в мире во взаимосвязи, взаимодействии и постоянном развитии. В каждом факте изменения диалектика стремится найти внутренний источник развития. Процесс развития понимается как постоянное появление нового на основе старого.
Метафизика –метод, рассматривающий каждое явление изолированно, вне связи явлений друг с другом. Не признаёт возможности появления принципиально нового, т.к. считает, что всё движется по кругу, а источник движения и изменения находится во внешних силах.
Софистика –метод, основанный на преднамеренном нарушении законов формальной логики. Абсолютизирует относительность познания, используя многозначность понятий.( Пример:то, что ты не потерял, ты имеешь – ты не терял рога, значит ты рогат).
Схоластика –философский метод, характеризующийся подчинённостью примату теологии, соединением догматических предпосылок с рациональной методикой. Пренебрегает опытным изучением природы.
Эклектика –соединение разнородных взглядов и идей. Отказывается от создания целостной системы взглядов.
Индукция –метод познания, опирающийся на опыт и эксперимент. Выводит общее знание из ряда конкретных эмпирических данных.
Дедукция –метод познания, опирающийся на рациональное осмысление действительности. Выводит знание на основе общей рациональной теории, получая конкретные данные.
5.С момента становления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться структура философского знания. В неё входят: Онтология –учение о бытии. Гносеология –учение о познании. Аксиология –учение о ценностях. Диалектика –учение о наиболее общих закономерных связях и становлении. Логика –учение о законах и формах мышления. Этика –учение о нравственности и морали. Эстетика –учение о красоте, её законах и формах.
Значение и роль философии в жизни общества определяется теми функциями, которые она выполняет:
Мировоззренческая – предполагает разработку системы взглядов на мир, дающей единое понимание происходящих явлений и определяющей место человека в мире и закономерности его взаимосвязи с ним.
Гносеологическая –выявляет закономерности возникновения и развития познания, анализирует пути и средства достижения истины и разрабатывает её критерии.
Методологическая –вырабатывает общий метод анализа событий окружающей реальности, определяет совокупность требований к мыслящему субъекту, ориентирующих его в познавательной и практической деятельности.
Аксиологическая –направлена на исследование природы общечеловеческих ценностей (смысл жизни, мораль, нравственность).
Идеологическая –определяет общественное мировоззрение и задаёт определённую стратегию духовно-культурного и социально-экономического развития индивида и общества.
Лекция 2
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1850;