Искусство Римской республики


В IV—III вв. до н. э. Рим су­мел подчинить себе весь Апен­нинский полуостров, в III—II вв. римляне разбили Карфаген, за­воевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощ­ное военно-административное государство, ввели твердую упо­рядоченность в свой быт, напо­минавший быт казармы. Посто­янный приток рабов из пленных давал дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась очень ско­ро в могущественную рабовла­дельческую державу древнего ми­ра. Но на протяжении всей исто­рии существования Римскую республику сотрясали восстания рабов, гражданские войны, борь­ба за власть, что и привело к падению Республики и возник­новению империи.

Вулка. Аполлон из Вей. Глина. Рим, Вилла Папы Юлия

 

Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их рели­гия, а отсюда и художественная фантазия была прозаичнее гре­ческой, их мировосприятие — более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали мно­гие религиозные представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые основы строительной тех­ники. Уже в эпоху Респуб­лики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуар­ную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс зако­нов (римское право яви­лось основой всей евро­пейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с грече­ским искусством, кото­рое римляне почитали за образец.

Рельеф с Алтаря мира Октавиана Августа. Мрамор. Рим

 

Во II в. до н. э. грече­ский язык стал обычным в высшем обществе. Произ­ведения греческого искус­ства, прекрасные грече­ские статуи заполнили об­щественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как избран­нику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным.

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой (ее строительство в IV в. до н. э. начал Аппий Клавдий), римские легионеры шли на завое­вание государств Средиземноморья.

Со II в. до н. э. римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, ибо снабжение Рима водой с Альбенских гор из-за непригодности воды из Тибра было одной из главных задач. Остатки каменного акведука со свинцовы­ми и глиняными трубами, по которым шла чистая вода в город, и по сей день сохранились в окрестностях Рима. В период Империи водой десятка акведуков снабжались термы, фонтаны, дома горожан.

Открытие нового стро­ительного материала — бетона дало новые конст­руктивные возможности сроительства гигантских зданий и сводчатых пере­крытий. Снаружи здание облицовывалось мрамо­ром или камнем. В куль­товом зодчестве римляне использовали либо тип греческого периптера, по-этруски модифицируя его в псевдопериптер (распо­лагали его на высоком подиуме с лестницей и де­лали углубленный портик, а колонны храма превра­щали в полуколонны, не имеющие конструктивно­го значения), либо тип ро­тонды, круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами, как например, храм на так называемом Бычьем рынке в Риме (I в. до н.э.) с 10-метровыми коринфскими колоннами.

Колонна Траяна в Риме. Фрагмент. Мрамор

Во времена Республики центральной площадью Рима — Фору­мом, где кипела вся деловая, торговая и политическая жизнь великого города,— было место между холмами Капитолий и Палатин. Здесь размещались основные общественные здания — сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы (в одном из них хранилась казна), трибуна, с которой выступали ораторы. Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам Рима. Размеры Форума в I в. до н. э. были 160х80 м, но облик его менялся во времени. Храмы наполнялись греческими скульптурами и другими предметами искусства, вывозимыми завоевателями отовсюду, в основном из городов эллинистического мира. В 55—52 гг. до н. э. на Марсовом поле был построен театр Помпея — уже самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.

Римский скульптурный портрет — одно из самых величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульпту­ры, ставившей своей задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погре­бальном портрете и в древ­них обычаях самих римлян ставить в домах портрет­ные изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих портретов-масок (или гипсовые слеп­ки) хранили дома, несли в погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов точ­ной передаче черт челове­ческого лица. Трезвый, объективный, рациональ­ный ум римлян способст­вовал развитию именно портретного жанра. Брон­зу как основной скульп­турный материал сменил в I в. до н. э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой жесткостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с течением времени натуралистичность уступает худо­жественному обобщению. В статуе в рост римляне решили другую проблему — образ делового человека, оратора, гражданина Респуб­лики. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур — «тогатус».

 

Сцена посвящения. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2172;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.