ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В предыдущих главах мы рассмотрели некоторые общие закономерности экологического сознания, которые характерны как для отдельной личности, так и для той или иной общественной группы. Однако групповому или коллективному сознанию свойственен ряд особенностей, требующих специального обсуждения.
Рассматривая эти особенности, мы должны прежде всего определить само понятие коллективного экологического сознания. Примем, что под коллективным экологическим сознанием понимаются общая для какой-либо социальной структуры, которой может быть профессиональная группа или популяция, этнос и даже человечество в целом, трактовка форм и содержания взаимоотношений человека с природой, единый для всех знак оценки результатов такого взаимодействия, единые цели организации и реализации воздействия на объекты и явления природы и общее принятие всех нормативно-правовых регламентации, определяющих такое воздействие. Иными словами - общность взглядов на стратегию отношения к природе, обусловленную уровнем понимания природы, среды как неотъемлемой части человека и человечества в целом.
Именно общность взглядов отличает коллективное сознание от общественного, для которого характерным является столкновение позиций, мнений, подходов к тому или иному вопросу, поэтому коллективное сознание можно рассматривать как отражение каких-либо или чьих-либо интересов в общественном сознании.
На основе материала, представленного в предыдущих главах, можно считать, что коллективное экологическое сознание во многом идентично индивидуальному и определяется теми же закономерностями. По ходу изложения мы неоднократно приводили примеры, подтверждающие это общее положение. В коллективном экологическом сознании в роли личности, «Я», выступает та или иная группа, популяция, а в роли «не Я» - природа, этнос или все человечество.
Однако более пристальный взгляд и детальный анализ коллективного экологического сознания позволяют обнаружить некоторые особенности, характерные только для этой формы сознания. Многие из этих особенностей еще недостаточно изучены, но некоторым посвящен ряд серьезных исследований в области коллективной психологии, социальной психологии, социологии, конфликтологии и т. п.
Мы должны выделить одно, принципиально важное отличие коллективного экологического сознания от индивидуального, хотя, вероятно, оно характерно и для всех видов коллективного сознания. В предыдущих главах мы пытались подробно разобрать различные характеристики экологического сознания субъекта и показать его зависимость от ряда личностных характеристик, таких как интроверсия и экстраверсия, уровень тревожности, эмоциональности, особенности когнитивных характеристик и др. В коллективном сознании эти зависимости сглаживаются или вообще отсутствуют, происходит своеобразное уравнивание индивидуальностей, подтягивание их к некоторому образу, принятому коллективом за норму. Сознание индивида, личности отражает коллективное сознание и формирует концептуальную модель экологической ситуации с учетом модели, созданной коллективным сознанием, или просто принимает эту коллективную модель за свою собственную. Сила внушения, оказываемого социальным окружением, коллективом, оказывается настолько мощной, что человек практически не имеет возможности противопоставить коллективу свое собственное мнение. Это может быть не только благодаря внушению, в какой-то мере здесь важна и боязнь выступить против коллектива, опасение каких-либо штрафных санкций с его стороны.
В случае если человек отвергает влияние навязываемых ему установок коллективного сознания, может формироваться или эгоистическое, хищническое экологическое сознание, в той или иной мере скрываемое от коллектива, или же человек открыто вступает в конфликт с обществом, предлагая ему принять иную концептуальную модель, иную форму и направление экологического поведения. В результате столкновения двух концепций возникает конфликт личности и коллектива или группы и мета-группы.
В зависимости от ряда причин: более приемлемых условий, предлагаемых той или иной моделью, степени объективности модели, уровня убедительности используемых приемов при противоборстве конфликтующих позиций и множества других - конфликт может разрешиться победой какой-либо стороны, а «возмутитель спокойствия» или полностью отвергается коллективом или становится лидером, и предлагаемая им модель безоговорочно входит как основная и единственная в коллективное сознание. К сожалению, в реальных конфликтах значительно реже встречается разрешение подобного конфликта путем компромисса.
Индивидуальное экологическое сознание можно рассматривать как результирующую индивидуального конкретного опыта взаимодействия с природой, знания о природе и внешней среде, полученного в процессе обучения, и навязываемых социумом моделей экологического сознания и экологического поведения, причем эта результирующая преломляется через призму личностных психологических особенностей.
Как показывают исследования коллективного экологического сознания в различных общественных группах, на низших этапах социальной иерархии оно характеризуется большей конкретикой, привязанной, например, на уровне популяции к реальным локальным проблемам, а для профессиональной группы - к узким профессиональным интересам. Чем выше структура общественной формации, тем большее значение приобретают абстрагированные элементы экологического сознания, хотя экологическое поведение этой формации может касаться и конкретных ситуаций и проблем. Эта особенность и формирует комплексную структуру коллективного экологического сознания. Поясним сказанное примером. Возьмем группу фермеров, занимающихся выращиванием пшеницы. В нижние пласты их коллективного экологического сознания входят проблемы оптимального землепользования, эффективности употребления удобрений, сроков посева и жатвы и т. п. применительно к тому участку земли, который они обрабатывают. На более высоком уровне возникают проблемы сортоиспользования и подстройки системы ведения хозяйства под существующие климатические условия, следующий уровень связан с проблемами монокультуры; наиболее высокий уровень связан с охраной природы и предупреждением засоления почвы, кислотных дождей и т. д., вплоть до проблем аграрной политики и экономики вообще.
Здесь же проявляется и другая особенность - наиболее высоки требования к единству взглядов членов группы на начальном, первичном уровне экологического сознания, и они хотя и уменьшаются по мере повышения этого уровня, но остаются довольно выраженными.
Исследования, проведенные в ряде районов России, а также изучение литературных данных показывают, что коллективное экологическое сознание, особенно на уровне этноса и государства, во многом зависит от особенностей информационной среды, в том числе и от той, которая действовала на население достаточно долгое время, чтобы переформироваться в традиции, обычаи, религиозно-мифологические установки, определяющие в конечном итоге менталитет и пассионарность нации.
Профессиональное разделение тоже сказывается на особенностях и содержании экологического сознания, отражая связь профессии с объектами и явлениями природы. Так, достаточно полно описаны различия в экологическом сознании сельских и городских жителей, кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев и т. п. Эти различия могут быть настолько глубокими, что получают отражение в семантике и семиотике языка. Это не известные профессиональные жаргоны типа арго парижских воров или исчезнувший язык ярославских офеней - торговцев-разносчиков, не имеющих к экологии прямого отношения, а встречающиеся в некоторых племенах, например принадлежащих к группе таи в Восточной Азии, специфические мужские и женские языки, которые сейчас употребляются главным образом в ритуальных церемониях, но прежде имели более широкое применение. Эти языки отражают особенности экологического сознания, особенности отношения к природе мужчин охотников и защитников и женщин собирательниц, охранявших домашний очаг и семью.
Описаны некоторые политеистские религии, где существовали женские боги, некоторые из них как бы совмещали функции хранительниц, покровительниц таинства деторождения с функциями ответственности за то или иное явление природы, принципиально важное именно для женщин при имеющемся типе разделения труда. Элементы таких воззрений можно найти в мифологии Древней Греции и Древнего Рима, являвшихся развитыми религиозными системами, не говоря уже о религии Древнего Египта. Эти примеры лишний раз подтверждают наше предположение о единстве позиций в коллективном сознании и различии их в общественном экологическом сознании.
Роль коллективного экологического сознания как нормы (основанной на указанных выше характеристиках информационной среды, отражающих общие для конкретной социальной структуры интересы и особенности взаимодействия с природой), обязательной для данной социальной группы, сужает выбор форм экологического поведения, его направленности и действий и тем самым в какой-то мере ограничивает свободу личности, хотя сам человек обычно этого не замечает, поскольку в его сознании понятие свободы ограничивается кругом разрешенных коллективным сознанием вариантов, среди которых можно делать выбор.
Большую роль в формировании коллективного экологического сознания и связанного с этим нивелирования индивидуального сознания играют средства массовой информации, особенно в тех случаях, когда желаемая модель коллективного экологического сознания является составной частью проводимой политики государства или определенной социальной группы, владеющей средствами такой информации.
Роль телевидения, радио, кино, газет и журналов с их мощным арсеналом воздействия на сознание общества возрастает с каждым днем. Это связано с тем, что индивидуальное экологическое сознание сталкивается со все увеличивающимся числом таких изменений природной среды, вызванных антропогенным воздействием, которые реально угрожают благополучию человека, и он пытается разобраться в причинах этих изменений, их объеме и возможных последствиях. Сознание как бы открыто для такой информации. Пожалуй, наиболее ярким примером глобальности воздействия средств массовой информации, проводящих государственную политику, отражающую интересы правящих кругов, является ситуация в США, где индивидуальное экологическое сознание практически полностью определяется «четвертой властью» и где, таким образом, произошла полная замена объективного, базирующегося на опыте коллективного сознания, официальным коллективным сознанием, модель которого со стороны навязана средствами массовой информации, а индивидуальное сознание является слепком с этого коллективного сознания. При этом общество отвергает саму возможность существования иной, чем навязываемая, концептуальной модели экологической действительности и поведения. Возник своеобразный парадокс: страна, где принцип личной свободы (а как мы уже знаем, свобода возможна лишь тогда, когда создается ситуация не ограниченного никакими предварительными условиями выбора) возведен в культ как высшее достижение государственного строя, как основа общественных отношений, оказывается наименее свободной в формировании по крайней мере индивидуального экологического сознания. Место диктатуры политиков в США занимает более страшная диктатура общественного мнения.
Индивидуальное экологическое сознание опирается на факты, получаемые в процессе практики, личного опыта, доводимые до него по информационным каналам. На эти же факты опирается и коллективное и общественное сознание. Различия возникают тогда, когда сознание пытается ответить на вопросы «почему» и «к чему это приведет». Коллективное экологическое сознание считает свои ответы на эти вопросы единственно правильными и навязывает их сознанию индивида.
В связи с этим ошибочно рассматривать коллективное сознание как нечто средневзвешенное от множества паттернов в индивидуальном сознании людей, образующих группу, или даже как сумму индивидуальных знаний какой-либо референтной группы. Имеется также множество фактов, доказывающих, что коллективное экологическое сознание не есть сознание, элементы которого навязаны только извне, т. е. нечто чужеродное личности, несмотря на ту роль средств массовой информации, о которой говорилось выше. Таким образом, ответ на вопрос о происхождении коллективного экологического сознания является не столь простым.
Выясняя эту проблему, возьмем за исходное положение тот факт, что у каждого человека, оценивающего экологическую действительность, возникает свой, индивидуальный ответ на вопросы «почему» и «к чему это приведет». Индивидуальность такого ответа определяется свойствами личности, особенностями психологического поля и атрибуции конструктов и других факторов, о значении которых говорилось в предыдущих главах.
В процессе общения, обмена идеями, мнениями и знакомства с особенностями экологического поведения происходит сравнение позиций, их взаимная корректировка и возникает объединение взглядов, одинаковых для определенной группы, которая выступает как формация, активно распространяющая свои воззрения на других членов того или иного коллектива, т. е. возникает коллективное экологическое сознание в виде сознания большинства. Однако сознание этого большинства формируется на основе воззрений, возникших в сознании немногих людей, выступающих в качестве авторитетов, лидеров, вокруг которых почти создается ореол непогрешимости, - людей, преимущественно несущих истину, обладающих способностью находить оптимальное решение проблемы. Большую роль в выборе лидера играют его активность, страстность, доходчивость идей и другие факторы, связанные с его эмоциональным поведением, в том числе и манера поведения и манера говорить.
В роли авторитетов, формальных и эмоциональных лидеров, определяющих логику и содержание сознания, формирующих чувственную оценку экологической ситуации в сознании человека, могут выступать личности, группы, движения, партии; в ряде случаев роль лидера берет на себя государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.
Таким образом, для коллективного экологического сознания важно наличие двух элементов. С одной стороны, в сознании людей должна быть подготовлена почва, благоприятная для усвоения тех или иных идей, концепций и действий. Вспомним знаменитое «идея штурма зреет в сознании масс», определившее готовность России к социалистической революции. С другой стороны, необходима личность, которая подготовила бы теоретическую базу, основные идеи в форме, приемлемой для обыденного коллективного сознания. Эти личности не обязательно должны выступать в виде явных активных физических лидеров - это идейные лидеры. Так, ни Дидро, ни Монтескье, ни Гольбах, ни Вольтер, ни Руссо не были участниками Французской революции и, вероятно, ужаснулись бы, доживи они до нее, но их идеи являлись теоретической базой революции, используемой как якобинцами, так и их противниками - жирондистами. Мальтус в тиши монастыря формировал некоторые идеи современного экологического движения, а практически ни один из теоретиков концепции охраны природы не стал во главе партии экологической направленности. Лидером становится тот, кто, восприняв разработанные теории, сумел описать их в виде, понятном для обыденного сознания, готового к решению экологических проблем, и получил поддержку определенных слоев общества и его институтов.
Следует отметить, что сейчас во всем мире экологические проблемы и предлагаемые пути их решения являются неотъемлемой частью государственной и межгосударственной политики, поскольку, с одной стороны, от решения этих проблем зависят экономика страны и жизненный уровень его граждан, а с другой - глобальность изменений антропогенного происхождения создает угрозу человечеству вне его национальных и государственных границ. Это может быть следствием и истинной озабоченности государства, но иногда вопросы экологической политики превращаются в камуфляж и поднимаются лишь для успокоения общества.
Коллективное экологическое сознание на его сегодняшнем уровне также во многом определяется его эмоциональной составляющей, которая в значительной мере базируется на общих интуитивных соображениях, значимость которых постоянно поддерживается тем, что, как об этом говорилось в предыдущей главе при разборе гиперболизирующего экологического сознания, в публикациях сторонников защиты природы вольно или невольно преувеличиваются неблагоприятные стороны того или иного изменения экологической среды. Конечно, это в какой-то мере способствует увеличению количества людей, разделяющих пропагандируемые идеи, и привлекает сторонников, но в то же время готовит почву для последующего разочарования, когда картина действительности становится явно непохожей на прогнозируемую. Более того, оказывается, что в тех случаях, когда прогнозируемая гиперболизированная опасность оказывается значительно менее страшной или вообще не появляется, в коллективном экологическом сознании начинают доминировать элементы эгоистически-хищнического сознания или сознания отрицания, а это приводит к инертности экологического поведения при возникновении реальной угрозы.
Поэтому очень важно то коллективное экологическое сознание, которое основывается на объективных научных данных, на научном познании природы и ее законов, а также законов развития и существования общества, т. е. адекватное коллективное сознание. К сожалению, до сих пор такой тип коллективного сознания мало распространен как общественное явление. Коллективное экологическое сознание, содержание которого индуцируется государством и, казалось бы, должно быть адекватным, в значительной мере формируется на основе государственного экологического эгоизма как своеобразного компромисса, переводящего конфликтную ситуацию на более высокий уровень, но не разрешающего конфликт, - такое сознание также основано на искажении реальной экологической проблемы.
В общем, рассматривая виды коллективного экологического сознания, его содержание, степень адекватности и т. п., можно прийти к заключению, что они так же многообразны, как и виды индивидуального экологического сознания, и их также можно классифицировать подобно тому, как это было сделано для индивидуального сознания, и выделить сознание отрицания, сознание гиперболизации, эгоистически-хищническое и адекватное экологическое сознание со всеми их вариантами.
В начале главы в качестве главного отличия коллективного экологического сознания от индивидуального мы постулировали относительную независимость содержания сознания и экологического поведения от ряда личностных характеристик. Действительно, одно и то же содержание, направленность сознания можно обнаружить у людей с различными особенностями личностных характеристик. Эти различия проявляются только в выборе форм экологического поведения, в избирательности поступков и действий.
Нет связи содержания коллективного сознания с общественным статусом и имущественным положением носителей этого сознания. Однако это не означает полной идентичности сознания у людей с различными личностными характеристиками или с различным общественным положением. Между ними существуют довольно серьезные различия, которые связаны не с содержанием или направленностью сознания, а с уровнем активности личности при реализации своих убеждений, с активностью при достижении целей, поставленных коллективным экологическим сознанием. Помимо уровня активности различия возникают и при выборе путей реализации, форм экологического поведения.
Конечно, экстраверты и интроверты будут организовывать свое поведение по-разному, люди с внешним и внутренним локус-контролем будут различно реагировать на экологическую ситуацию, так же, как и субъекты с различным уровнем тревожности или эмоциональной устойчивости, хотя оценка экологической ситуации и отношение к ней будут общими, а принципиальные цели экологического поведения - одинаковыми В то же самое время у одних они будут выглядеть как желание, а у других - как руководство к конкретным действиям.
Иная картина возникает в том случае, когда индивидуальное экологическое сознание противоречит коллективному, которое выступает как прямое или косвенное давление со стороны коллектива, но отвергается индивидуальным сознанием. Здесь возникает противостояние индивидуальности и общества, отраженное в драматизме столкновений идей в психологическом поле. Исход такого столкновения определяется большим числом факторов, среди которых следует выделить такие субъективные факторы, как страх, приверженность к устоям, конформность, и объективные, например имущественное положение, социальный статус и т. п.
Какие же факторы определяют содержание коллективного и индивидуального сознания, какие формы приобретает их взаимодействие?
Конечно, исходным является процесс взаимодействия человека с природой и анализ последствий этого взаимодействия как для человека, так и для природы. Активным фактором, инициирующим контакты, могут быть и человек и природа. Так, изменение солнечной активности вызывает у некоторых людей значительные изменения их функционального состояния: нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, депрессию и др. Человек, распахивая целинные земли, нарушает экологический баланс, приводящий к вытеснению ряда видов флоры и фауны.
Анализируя виды и формы взаимодействия, следует всегда помнить, что существует выраженное различие между действиями человека и действиями природной среды. Действия природы связаны с физической сущностью ее объектов, которые не несут целевой функции и не могут быть изменены или прекращены. Это относится не только к неорганической, но и к органической природе, хотя у некоторых видов животных предусмотрен пассивный вариант взаимодействия в виде избегания или предупреждения. Увидев или почуяв человека, животные стремятся покинуть место встречи или скрыться из поля его зрения: змея шипит, предупреждая человека или животное, а сорока предупреждает обитателей леса об опасности. Нападение голодного тигра на человека не является местью, это просто реализация генетически заложенного пищевого поведения.
Действия человека благодаря такому свойству сознания, как целеположение, всегда имеют выраженный целевой характер, они предполагают сознательную активность и могут быть изменены по мере возникновения, удовлетворения или смены потребности.
Эта осознанность действий, предпринимаемых человеком в отношении природы, обуславливает еще одну особенность экологического поведения, характерную для современного уровня сознания: в процессе целенаправленного взаимодействия с природой, особенно когда такое взаимодействие предпринимается по инициативе человека, оно вначале осуществляется в виртуальном варианте, т. е. проигрыванием в сознании всех стадий возможного течения процесса. Иными словами, в сознании личности осуществляется взаимодействие концептуальных моделей человека и явления или объекта природы. Для построения таких моделей и выработки правил такого взаимодействия и вероятных ограничений используется не непосредственное чувственное восприятие, хотя иногда это тоже может иметь место, особенно в виде начального толчка, запускающего когнитивный процесс, а имеющиеся в долговременной памяти иконические и понятийные паттерны, часть которых является результатом прошлого индивидуального опыта, а другая, большая часть, опосредована коллективным сознанием.
Так, сведения об утончении озонового слоя атмосферы в тех или иных регионах мы не получаем в виде непосредственного чувственного восприятия, в крайнем случае об этом говорят показания приборов, но для неспециалиста это только семиотические сведения, полученные по тем или иным каналам информации и оцениваемые коллективным сознанием, для которого изменения атмосферы выступают как предвестник последующих неблагоприятных влияний солнечной радиации на функциональное состояние и здоровье человека. На основании этих данных индивидуальное сознание формирует концептуальную модель ситуации и принимает то или иное решение, определяющее характер поведения человека.
Индивидуальное сознание, обогащенное научными знаниями, созданными множеством индивидуальных сознании, образует коллективное сознание. Индивидуальное сознание, вооруженное знаниями, составляющими богатство коллективного сознания, может выявить, например, истинную причину изменений уровня воды в Каспии и сделать это индивидуальное знание достоянием коллективного сознания, коллективного разума.
Подобные взаимообусловленность и взаимодействие коллективного и индивидуального экологического сознания в значительной мере определяют то, что непосредственное, осознаваемое или неосознаваемое влияние фактора внешней среды накладывается на какую-то уже заранее готовую почву в сознании, сформированную в результате генотипического или фенотипи-ческого опыта, в котором участвует и коллективное сознание.
Вырабатывая решение, обеспечивающее удовлетворение тех или иных потребностей, связанных с воздействием на природу, индивидуальное сознание также использует коллективный опыт человеческого сообщества. По большому счету можно предполагать, что в отличие от индивидуального коллективное сознание бессмертно и безгранично.
Таким образом, рассматривая проблему взаимоотношения индивидуального и коллективного экологических сознании, можно прийти к заключению, что коллективное сознание выступает для индивидуального сознания как долговременная память, в которой хранятся сведения о внешнем мире, алгоритмы принятия решений и готовые схемы решений, доводы, лежащие в основе принятия того или иного решения, виды концептуальных моделей среды и поведения. Индивидуальное экологическое сознание обеспечивает приток новых знаний, новых принципов построения решений, критический анализ имеющихся штампов и формирует новые элементы теоретической базы.
Можно отметить еще одну особенность взаимодействия этих сознании: коллективное сознание более инертно, а индивидуальное - более подвижно, что является еще одной причиной постоянного конфликта коллективного и индивидуального экологического сознания. Коллективное сознание склонно защищать незыблемость своих основных конструктов, а индивидуальное подвергает их сомнению, т. е. мы встречаемся с давно известным в психологии и социологии диалектическим противоречием «я» и «мы» или «они».
Как уже указывалось, наиболее отчетливо и ярко в сознании формируются те образы, в которых присутствует элемент угрозы, опасности, возникающей или предполагаемой при взаимодействии человека с природными факторами. Это касается и коллективного экологического сознания, которое склонно гиперболизировать угрозу и принимать как должное все получаемые от природы блага, обращая на нее внимание лишь тогда, когда возникает опасность лишиться этих благ.
Это косвенно подтверждает следующее наблюдение. Мы проанализировали направленность 973 публикаций по вопросам экологии человека за 1997-1999 гг. - это монографии, статьи, тезисы, выступления по телевидению и пр. Было обнаружено, что 911 из них посвящены проблемам, связанным с наличием угрозы и рассматриваемым как в прикладном, так и в теоретическом плане. В большой части этих исследований раскрывались вопросы жизни человека в экстремальных условиях, в 358 описывалась угроза, исходящая от человека в результате нарушения им экологического баланса. Лишь оставшиеся 62 работы были посвящены проблемам единства природы и человека, правда, рассматриваемым главным образом с позиций курортологии, и только в 6 из них, причем в 2 философских, содержались какие-то намеки на блага, которые человек может принести природе. Правда, мы не учитывали публикации, где описывались действия, осуществляемые обществом по ликвидации вреда, нанесенного или наносимого человеком, такие как очистка рек и озер, природоохранные мероприятия, создание национальных парков и т.п.
Проблематика этих публикаций позволяет предположить, что коллективное экологическое сознание способно определять общую направленность экологического научного поиска и ставить
некоторые проблемы, которые решаются индивидуальным сознанием, выступающим как элемент коллективного сознания.
Можно предположить, что коллективное экологическое сознание представляет своеобразную, видимо не имеющую аналогов, нелинейную систему со своей целью, но отличающуюся тем, что все элементы этой системы лишь в определенной степени подчиняются принятому алгоритму, обеспечивающему нужное приближение к цели, и постоянно стремятся выйти из-под контроля и действовать по собственным алгоритмам.
Наличие разных течений в коллективном экологическом сознании, направленных на минимизацию наносимого природе вреда или восстановление нарушенного экологического равновесия, позволило выделить ряд разделов в экологической науке - инженерную экологию, геологическую экологию и некоторые другие, которые рассматривают проблемы организации того или иного производства, например горнодобывающего, связаного с разрушительным воздействием на природу, особенно при открытых разработках, заранее планируя каким-либо образом свести это воздействие к минимальному.
Так, например, в Донецком угольном бассейне проводилась очень интересная работа, связанная с ликвидацией отвалов пустой породы, выносимой на поверхность при добыче угля и собранной в виде конусообразных терриконов, ставших неотъемлемой частью ландшафта Донбасса. Разрабатывались возможности вторичной переработки пустой породы с целью извлечения так называемых «хвостов», т. е. ценных компонентов, которые остались за чертой интересов угольной отрасли, или их концентрация была слишком низкой, чтобы организовать добычу этих веществ обычными производственными методами. Успешно изучалась возможность использования породы для производства строительного материала, наконец, были проведены испытания многих образцов флоры для озеленения терриконов.
Для понимания последующего изложения необходимо ввести некоторые ограничения в понятие коллективного экологического сознания. Это связано с тем, что в современном обществе мы встречаемся с тремя формами экологического сознания.
Первую форму экологического сознания можно назвать интуитивным экологическим сознанием, формирующимся на базе личного опыта членов коллектива, уроки которого усваиваются путем различных информационных контактов и некоторых прописных истин, усвоенных в процессе воспитания. Это сознание охватывает обычно узкий круг локальных проблем, обуславливающих экологическое поведение. Более широкие и глобальные проблемы отражаются лишь в виде тех или иных взглядов.
Вторая форма экологического сознания, близкая к первой, характеризуется тем, что коллектив, группа, каждый из ее членов отражает навязанную этой группе экологическую позицию, основанную не на данных науки, а на искусственно подтасованной, зачастую ложной информации или на правдивой информации, но с ложными выводами, сделанными на ее основе, сфабрикованными в интересах какой-либо группы. Так, например, информация о действительно происходившем временном истончении озонового слоя атмосферы Земли была связана также с правдивой информацией о том, что фреон способен резко уменьшить содержание озона в воздухе. На основе этих двух правдивых информационных сообщений был сделан ложный вывод о том, что уменьшение озонового слоя обусловлено фреоном, используемым в холодильниках, что привело к падению спроса на эти холодильники и повышению спроса на более дорогие холодильники, выпускаемые в США на иной, чем фреоновая, основе, сопровождаемый активными массовыми движениями протеста защитников природы.
Вторая форма экологического сознания не ограничивается только местными проблемами, она в равной мере распространяется и на глобальные проблемы, все определяется тем, на какую проблему нацеливают сознание те, кто манипулирует коллективным сознанием.
Эти две формы коллективного экологического сознания мы обобщенно называем обыденным экологическим сознанием.
Третья форма коллективного экологического сознания - это научно обоснованное экологическое сознание, которое базируется на научных данных, получивших правильную трактовку, на реальных прогнозах возможности последствий вмешательства в природу, на обоснованной оценке значимости прогнозируемых изменений как для данной группы и ее членов, так и для общества в целом. Особенностью этой формы коллективного экологического сознания является то, что для ее развития требуется соответствующая подготовка, она не может появиться спонтанно.
Дальнейшее изложение материала в этой главе будет посвящено главным образом первым двум видам коллективного экологического сознания, т. е. обыденному экологическому сознанию. При этом следует помнить, что, согласно приведенному выше определению, индивидуальное сознание члена данной группы в его основных чертах является слепком с коллективного сознания. В тех случаях, когда речь будет идти о различиях в коллективном сознании разных социальных групп, будет использоваться понятие общественного сознания.
В обычных условиях коллективное экологическое сознание носит в основном созерцательный характер и экологические проблемы не выделяются как самостоятельные, отсутствуют четкие понятийные определения, нет определенной системы этих понятий и из экологических связей запечатлеваются в сознании лишь те, которые лежат на поверхности явлений, очень низки корреляционные зависимости. Экологическое поведение носит случайный характер. Группа не знает, что она мыслит экологическими категориями, даже решая какую-либо экологическую проблему, выступающую в обличий житейской проблемы.
Экологическое осознание ситуации возникает при столкновении человека с такой экологической ситуацией, которая выходит за рамки рутинных отношений человека и среды, особенно в тех случаях, когда экологическая проблема связана с нарушением комфортных условий человека или группы, с ограничением тех или иных, ранее полностью удовлетворяемых потребностей. Такой ситуацией может быть, например, изменение климата, загрязнение воздуха или воды, реже осознается сокращение биоразнообразия, если это не профессиональная категория охотников или грибников.
Экологическое сознание оформляется в систему взглядов или отношений при выполнении по крайней мере трех условий. Необходимо, чтобы динамика изменений фактора среды или степень воздействия человека на природу, вызвавшего эти изменения, укладывалась в определенные рамки по времени и по интенсивности. Если региональные или глобальные изменения внешней среды происходят очень медленно, то они могут быть затушеваны явлением привыкания и не отразиться в сознании.
Для местных, локальных изменений единица отсчета времени совпадает с объективным временем и зависит от градиента нарастания интенсивности изменений. Для явлений катастрофического характера это могут быть секунды или даже доли секунды, могут использоваться отсчеты по сезонам или даже по годам. Для развивающихся изменений глобального масштаба единицей времени может быть поколение, например, мы говорим «для наших детей», «для наших внуков» и т. д. Более длительные изменения, как правило, в обыденное экологическое сознание не входят, они могут лишь отразиться в долговременной памяти как некий курьез. Так, из популярной литературы известно, что материки движутся со скоростью несколько миллиметров в столетие, однако обыденное экологическое сознание не рассматривает это знание как экологическую проблему.
Второе условие связано с особенностями механизма развития адаптационных процессов. И<
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 438;